Изобразительное искусство. Проблемы методики преподавания
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Ильин Сергей Васильевич

Материал представляет собой теоретическое исследование проблем методики преподавания изобразительного искусства. Затронуты исторические аспекты развития педагогической деятельности в области изобразительного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ Лицей имени Героя Советского Союза Вениамина Васильевича

Гусева

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Теоретическое исследование

Ильин Сергей Васильевич

Учитель изобразительного искусства

Московская область

 г.Рошаль

Содержание

Изобразительное искусство. Проблемы методики преподавания…………………….………………………………3

Заключение……………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………..11

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

     Вопрос о преподавании, о методике преподавания сводится в конечном счете к проблеме взаимоотношения педагога и учащегося, и проблема эта представляется очень важной. Самое плодотворное преподавание возможно при таком контакте между учеником и педагогом, который приводит к взаимному обогащению. Обогащению, происходившему у ученика не столько за счет получения конкретных навыков и знаний, которые, разумеется, тоже важны, но являются неизбежным следствием и результатом общения, имеющего более широкий и глубокий смысл.

     Художник-педагог передает ученику свой опыт в самом широком плане, и в результате преподавание переходит в общение. Оно позволяет педагогу увидеть и понять не только живое и острое восприятие неискушенного человека, но утвердить и осмыслить свой собственный опыт с его точки зрения.

     Методика включает в себя эффективные приемы обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поскольку приемы преподавания вырабатываются в соответствии с материалом преподавания, то в каждом школьном предмете имеются свои методики обучения.

     Метод обучения включает в себя способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. Приемы обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

     Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система П. П. Чистякова.

     Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлением современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики. Наша отечественная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят учащихся с природой, с реальной действительностью.

     Поскольку основным объектом научных исследований в области методики преподавания является школьник, то, естественно, здесь нельзя обойтись без таких наук, как психология, физиология, эргономика. Наиболее плодотворными научными исследованиями в области методики преподавания искусства являются те, которые сочетают теорию с практикой, с обобщением лучшего педагогического опыта, а также с изучением передового опыта художественных школ прошлого и настоящего времени.

     К научно-методической и научно-исследовательской работе в педагогических институтах привлекаются и студенты художественно-графических факультетов через систему научно-студенческих обществ. Научная работа студентов по своему содержанию тесно связана с учебной и служит более углубленному изучению учебного материала.

     Итак, методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения.

     Практическая педагогика изучает сам процесс обучения и воспитания. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

     В преподавании, как и во всяком искусстве, требуется вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Например, излагается новый материал, но данный класс не усваивает его, материал оказывается непосильным для этого состава учеников. Учителю приходится умело вернуться к старому и подавать новый материал небольшими дозами, увязывая его со старым. Преподаватель часто во время изложения материала перестраивает учебный процесс, согласуя его с реакцией класса; он начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала.

     Вот это умение  владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Здесь очень важно быть находчивым, не выпускать учеников из поля зрения, все время привлекая их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала.

     Преподавательская работа по своей природе деятельность творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Например, учащиеся рисуют с натуры куб. Учитель объясняет, как следует методически последовательно строить изображение на плоскости, как анализировать форму предмета и как использовать результаты анализа в рисунке. Для наглядности преподаватель показывает таблицу методической последовательности построения изображения, обращается к классу с вопросами, дает ответы, поясняет изображения. Только после этого учащиеся приступают к работе. Однако, обходя класс, учитель замечает, что многие не справляются с заданием. Тогда он останавливает работу учащихся и снова сосредоточивает внимание всего класса на основной теме урока. Однако методика изложения учебного материала становится иной. Учитель уже не только подробно разъясняет каждый этап работы, но и рисует предмет на доске, показывает технику работы.  

      Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

     В особенности это необходимо, когда речь идет о научных положениях искусства, которые неизвестны учащимся. Педагог знакомит школьников с терминологией, помогает понять содержание формулировок.

     Мало объяснить и показать тот или иной прием работы – надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик нас хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа,- нужно еще суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на наши слова и действия. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движениям ребенка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь, или нет. Давать в данном случае какие бы то ни было рекомендации и рецепты нельзя. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт. Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеником.

     Искусство преподавания требует очень много; и знание самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимание закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умение творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Но самое главное – любить свое дело. Повышение педагогического мастерства неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности. Преподавание требует такой же любви и страсти, как вообще всякое искусство. П. П. Чистяков писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву: «Ведь это вздор, что учить скучно. Хорошо учить – значит любя учить, а любя учить ничего не скучно делать; тут, как говорится, дежурить не придется».

     Работа педагога, когда он бескорыстно отдает себя детям, полна захватывающего интереса и приносит человеку огромное наслаждение. Здесь также бывают взлеты творческой фантазии, вдохновение, радости и огорчения. Высокая цель делает труд педагога желанным и необходимым. Стремясь передать ребятам радость творчества, научить их своими руками создавать красоту, педагог начинает познавать прелесть искусства преподавания, его неисчерпаемые возможности; он испытывает наслаждение от управления педагогическим процессом, от силы его воздействия; он радуется малейшему успеху своего ученика, его способности воспринимать, познавать и творить. Увлекательная задача – как продвинуть дальше, вперед своего воспитанника – не покидает его ни в часы работы, ни в часы отдыха, он уже не может остановиться на достигнутом.

       Конечно, одной любви к педагогической профессии недостаточно, чтобы овладеть методикой. Для того чтобы учитель мог успешно преподавать изобразительное искусство, ему нужно знать, какие методы дают наилучшие результаты, с чего следует начать, где следует сделать остановку, что выделить как главное.

     Изучение вопросов методики дает возможность учителю рисования правильно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания, которые указаны общей педагогикой.

     Быстрое и прочное усвоение основ изобразительной грамоты обусловливается прежде всего правильным методическим подходом. Методическое руководство при обучении рисованию помогает ребенку быстрее усвоить правила построения реалистического рисунка, разобраться в закономерностях строения натуры. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к самостоятельности, у них повышается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании. А все это говорит о том, что педагогу, помимо умения хорошо рисовать, необходимо еще хорошо изучить те формы и методы обучения, которые дают наилучшие результаты.

     Современная методика преподавания рисования была выработана не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения.

     Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи. Методику преподавания рисования в прошлом нужно изучить как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить, что было в старых системах преподавания положительного, и вместе с тем отметить отрицательные стороны обучения, неприемлемые с нашей точки зрения.

     Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.

     Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

     Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

     Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррассий, Эвпомп, Памфил, Апеллес указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях.

     В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения. Не стало рисования и как общеобразовательного процесса.

     Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха  Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного.

     Ценные методические положения выдвинул в трактате «Три книги о живописи» Леон Батиста Альберти. Эта работа является значительным трудом по теории рисования  эпохи Возрождения. Трактат рассказывает об основных положениях правильного построения изображения на плоскости. Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета.

     Семнадцатый век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы – академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений – академий художеств и художественных школ.

     Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и раскрыть ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника – это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда.

     Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гете обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания в частности. Сегодня их труды помогают соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы искусства принципами дидактики и тем самым обогатить методику преподавания рисования как в общеобразовательной школе, так и в специальной художественной.

     Только в начале девятнадцатого века рисование начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827). После И. Г. Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. И. Г. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению.

     Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях. Первое его сочинение относится к 1809 году. П. Шмид пользовался геометрическими моделями. Он положил начало развитию так называемого «геометрального метода».

     В настоящее время в задачу обучения живописи средней школы входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога – не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

     Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

     Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных. Отсюда принцип обучения – принцип научности.

     Следом за ним назовем принцип наглядности. Все, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием. А это требует от нас постоянного обращения к самим вещам и явлениям как источнику познания.

     В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности учащихся – также один из важнейших дидактических принципов.

     Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.

     В ходе обучения мы ведем школьника постепенно от малых знаний к большим, развиваем его умения от наипростейших навыков к более сложным приемам работы. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, посильности обучения.

     Идея воспитания гармонически развитого человека в настоящее время стала в нашей стране задачей государственной важности. Используя силу воздействия искусства на человека, преподаватель рисования имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. Когда мы приобщаем детей к искусству, мы должны полнее раскрывать цели и задачи искусства.

     Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протяжении учебного года. Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормой физической нагрузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут. Такая система дает возможность, не  переутомляя ученика, эффективно использовать учебное время.

     Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой – согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении.

     При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ.

Заключение

     Россия с роковой неизбежностью вступает в эпоху всемирной глобализации, размывания экономических и культурных границ. Страны, которые внесли огромный вклад в развитие мировой и европейской культуры, уже пожинают горькие плоды этой «интеграции». Под сильнейшим давлением продажных средств массовой информации, насаждающих бездарную попсу, оказались, прежде всего, национальная культура и художественное образование. Компьютерный бум 90-х годов принес позитивные результаты в дизайне, полиграфии и рекламе. В высоком искусстве влияние компьютерной технологии привело лишь к падению роли личности художника, потере его индивидуальности и духовной энергии.

     Искусство – это бесценная кладовая для развития творческой индивидуальности. Основой художественного образования во все времена был реализм. Ослабление его позиций в 20 веке привело ко всеобщему падению уровня художественного образования. В Европе конца 20 века нет полноценной художественной школы; ныне Россия – единственная великая культурная держава, которая чудом сохранила едва ли не лучшую в мире систему художественного образования.

Список литературы

  1. Кузин В. С. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы. М., 2001.
  2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1980.
  3. Малолетков В. Проблемы художественного образования.  «Юный художник» №5. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы композиции в изобразительном искусстве, применительно к преподаванию в ДХШ»

Следует отметить, что проблемы композиции в учебной живописи до настоящего времени в достаточном объеме не рассматривались, в связи, с  чем проблематика этого вопроса содержит ещё немало спорного...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы

Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы...

Обучение изобразительному искусству, проблемы с которыми мы сталкиваемся

В статье раскрывается роль и значение предмета «изобразительное искусство» в ста­новлении мыслящей и творческой личности. Исторический экскурс раскрывает периоды развития изобразительн...

Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков

Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков...

Современные проблемы методики преподавания и подходы к обучению иностранным языкам.

Проблемы, препятствующие успешному овладению иностранными языками, и возможные способы их решения....