Обучение изобразительному искусству, проблемы с которыми мы сталкиваемся
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ан Юлия Борисовна

В статье раскрывается роль и значение предмета «изобразительное искусство» в ста­новлении мыслящей и творческой личности. Исторический экскурс раскрывает периоды развития изобразительного искусства в общеобразовательных школах России после его включения в число общеобразовательных дисциплин и проблемы, с которыми сталкивались специалисты в процессе его становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie-izobrazitelnomu-iskusstv.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ПРОБЛЕМЫ С КОТОРЫМИ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ

Резюме. В статье раскрывается роль и значение предмета «изобразительное искусство» в становлении мыслящей и творческой личности. Исторический экскурс раскрывает периоды развития изобразительного искусства в общеобразовательных школах России после его включения в число общеобразовательных дисциплин и проблемы, с которыми сталкивались специалисты в процессе его становления. Также в статье сделана попытка решения проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов на художественно-графическом факультете.

Основополагающим фактором успешного построения учебного процесса в образовательном учреждении высшего профессионального образования является наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, с которыми можно решать любые задачи учебного и творческого характера, и подбор подготовленных абитуриентов, из которых в процессе учебной деятельности можно подготовить качественных специалистов. У абитуриентов, решивших связать свою жизнь с изобразительным искусством, наряду со знаниями, приобретёнными в общеобразовательной школе по разным предметам, должны быть определённые задатки и способности творческой направленности, такие как любовь к изобразительному искусству во всех его проявлениях, музыке, актёрству и т.д. К предмету «Изобразительное искусство» учителя в школе и специалисты различных рангов в управлениях образования регионального и федерального уровней привыкли относиться как к второстепенному предмету, который способен лишь развлечь и расслабить учащихся в промежутках между наиболее важными, по их мнению, общеобразовательными предметами естественного и гуманитарного циклов. По мнению отечественных и зарубежных учёных-исследователей важность и значимость изобразительного искусства для развития подавляющего большинства психологических компонентов, необходимых для усвоения тех же общеобразовательных предметов, чрезвычайно высока. Впервые рисование, как нужный и полезный учебный предмет, был введён в школах России в 1632 году. С развитием сети общеобразовательных школ и в результате постепенного накопления опыта обучения совершенствовалась и методика обучения рисованию. В процессе становления и развития методов обучения рисованию история рассматривает самые разные подходы. Только с последней четверти XIX века широкое применение и распространение получила система обучения, которая основывалась на последовательном изображении разнообразных предметов с натуры. Эта система впоследствии была названа «Натуральной» и явилась отправной точкой в развитии методики преподавания рисования. Огромное значение для распространения натуральной системы имели конкурсные выставки ученических рисунков общеобразовательных школ России, которые организовывались в Академии художеств в Петербурге с 1871 года [3].

С 1890 года в комиссию по проведению конкурсов вошел замечательный русский художник-педагог П. П. Чистяков (1832-1919) - основатель демократической художественно- педагогической системы, способствовавшей формированию целой плеяды выдающихся художников, таких как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Н. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель и др. [2]. Исходя из специфики рисования, П. П. Чистяков рассматривал обучение рисованию как процесс, который должен быть направлен на разрешение двух взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия учащихся и вооружение их умениями и навыками изображения.

Основой такого обучения должны были служить не механические упражнения для тренировки рук, а выработка умений сознательно анализировать натуру и применять нужные знания на практике. Чтобы овладеть грамотным рисованием учащийся должен научиться сознательно решать в рисунке определенные задачи - передавать пропорции, формы, пространственное положение, объёмность, светотень. Н. М. Молева в своей книге отмечает: «...неустанная напряжённая работа мысли, подкреплённая творческими исканиями и открытиями, делала чистяковские занятия с учениками всегда содержательными и по новому интересными» [3. С. 267].

Большое значение в натуральной системе уделялось наброску с натуры. Педагогическая система П. П. Чистякова предполагала сочетание непосредственного восприятия натуры с её научным изучением [1]. В сущности, многие учебные задания должны были выполняться в очень короткий срок и представляли собой наброски и зарисовки.

В различных ситуациях наброски имеют своё определённое значение. В одних случаях они опосредствуют изучение тех или иных закономерностей натуры, например строения объёмной формы предметов и их конструкции, в других случаях применяются в изучении законов линейной и воздушной перспективы, а при рисовании живых объектов-чело- века, животных и птиц в движении, наброски по своей специфике оказываются просто незаменимыми.

Чрезвычайно важны навыки работы над набросками и зарисовками в процессе работы над композицией. Здесь рисунок, выполненный в течение нескольких минут, превращается в средство выявления характерных черт различных персонажей, а также различных элементов композиции.

Исключительно важную роль наброски и зарисовки играют в педагогической деятельности, когда практически на каждом занятии перед студентами приходится выполнять разного рода рисунки, в течение короткого времени иллюстрируя или своё объяснение, или возможные варианты решений учебных заданий. Любого рода обучение, связанное с развитием определённых умений и навыков, не обходится без проведения упражнений. На начальном этапе формирования умений выполнения линейных и цвето-тональных набросков и зарисовок проведение упражнений следует сочетать с теоретическим обучением. Знание законов композиции, перспективы, строения человеческого тела и других живых объектов позволяет грамотно выполнить рисунок, разрабатывать интересные сюжетные композиции, которые с технической точки зрения выглядят более совершенными и грамотными если:

  • акцентировать внимание не только на формировании практических, но и теоретических умений, позволяющих самостоятельно решать учебно-творческие задачи;
  • строить обучение учащихся с уже достигнутого ими уровня с учётом индивидуальных способностей, совмещая подачу теоретического материала с выполнением практических упражнений;
  • способствовать переходу от репродуктивного усвоения к оперированию знаниями на практике и творческой деятельности;
  • применять проблемно-поисковые задания в обучении и изложении материала, развивающие у учащихся «проблемное видение» окружающей действительности, умение обнаруживать, выявлять, осознавать, решать, самостоятельно искать пути решения различных задач;
  • обеспечить разнообразие содержания обучения, средств, методов, форм и приёмов воздействия, способствующие развитию продуктивного мышления, навыков его практического применения, что позволит переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
  • подчёркивать положительное значение непохожести, неповторимости индивидуальных различий, а также уделять внимание развитию дивергентного мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью, охватом всех возможностей, порождением оригинальных идей;
  • создавать раскрепощённую, обстановку, атмосферу увлечённости к удовлетворённости обучающихся учением, небоязни в практике выполнения цвето-тональных и линейных набросков и зарисовок;
  • активно включать в процесс обучения элементы соревновательности, формы обучения с применением в обучении различных технических средств, а также новых разработок;
  • строить обучение, исходя из особенностей и уровня развития способностей студентов с соблюдением принципа обучения - «от общего к частному, от простого к сложному»;

В практической деятельности пользование наброском и зарисовками часто бывает совершенно необходимым: ясный и быстрый набросок или краткосрочная зарисовка оказываются необходимыми для многих профессий. Уметь выполнять наброски и зарисовки - это значит обладать способностью передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Объясняться с окружающими зрительными образами это значит уметь немногими изобразительными средствами изучать окружающий мир. Эта способность всегда необходима в работе инженеру, архитектору, слесарю и многим другим представителям различных профессий, и невозможно найти такую специальность и профессию, где бы умение выполнять зарисовки не приносило известной пользы.

В советской школьной системе программы по рисованию, изданные с начала 70-х годов прошлого века свидетельствуют о том, что работа методистов была направлена на усиление обучающего характера занятий рисованием. В этот период развития изобразительного искусства огромный вклад в дело изучения и развития изобразительной деятельности внесли советские психологи - В. М. Теплов, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, К. И. Вере- сотская, П. А. Шеварёв, С. Г. Капланова, Н. Н. Волков, В. Г. Степанов и многие другие. Проблемами психологического анализа процесса выполнения набросков и зарисовок долгие годы занимался В. С. Кузин, который подробно исследовал и раскрыл способы выполнения набросков, зарисовок и эскизов мастерами изобразительного искусства различных эпох.

В сегодняшней общеобразовательной школе на уроках по изобразительному искусству выполнение набросков и зарисовок не является неотъемлемой частью процесса обучения изобразительному искусству. Отношение педагогов к наброскам и зарисовкам в школах не всегда однозначное, и многие избегают их в силу отсутствия профессиональных навыков выполнения, хотя в практике проведения уроков изобразительного искусства в школе учителю так или иначе часто приходится к ним обращаться.

Проблема формирования умений и навыков выполнения набросков и зарисовок у студентов художественно-графических факультетов, которым предстоит идти в школу, является одним из важных в процессе подготовки и профессионального становления квалифицированных специалистов для самых различных сфер деятельности современного общества. Профессиональный обзор и изучение специальной литературы, связанной с методикой преподавания изобразительного искусства, позволило нам сделать следующие выводы: формирование умений и навыков выполнения набросков и зарисовок у студентов художественно-графического факультета является реальной необходимостью для дальнейшего развития методики обучения рисунку и живописи, а также для творческого становления личности будущего художника, педагога.

Многочисленные исследования, направленные на изучение познавательной деятельности, показывают, что занятия изобразительным искусством способствуют активному развитию мышления, наблюдательности, воображения, глазомера, моторики руки и других компонентов, необходимых для профессионального развития. Особенно важным, на наш взгляд, является формирование у студентов умений в быстром рисовании с первого курса. На развитие умений рисовать и писать, а также разработку композиционных сюжетов студентам начальных курсов ХГФ может оказать действенную помощь методика обучения посредством специально разработанной системы интегрированного подхода к изучению курсов рисунка, живописи, скульптуры и пластической анатомии. Рисование с натуры, тематическое рисование, рисование по памяти и представлению, а также декоративное рисование и систематические упражнения в выполнении набросков и зарисовок с натуры, по представлению и памяти, выстроенные на интегрированной основе, как показали эксперименты, дают ощутимые, положительные результаты в усвоении программы обучения по всем специальностям различных направлений подготовки.

Серьёзной проблемой, возникающей уже после поступления на художественно-графический факультет, является полное отсутствие у первокурсников знаний основ пластической анатомии, необходимых для изображения головы или фигуры человека и, как следствие, постоянно возникающие проблемы в грамотном подходе к изображению человека и в рисунке, и в живописи, и в скульптуре.

Исследования, проводившиеся нами в течение многих лет на художественно-графическом факультете, показали, что систематическое изучение основ пластической анатомии, посредством выполнения набросков и зарисовок, основательно меняет ситуацию в овладении рисунком. Многие проблемы в овладении рисунком и живописью в течение многих лет стали непреодолимым препятствием для студентов в связи с отсутствием чётко разработанных пособий учебно-методического характера. Для изучения пластической анатомии студентами первых, вторых курсов, необходимы учебно-методические разработки с продуманными и чётко выстроенными заданиями, направленными на изучение особенностей строения человеческого тела и составленные в соответствии с программными заданиями по рисунку, живописи и скульптуре.

Усвоение теоретического материала с практическими занятиями по пластической анатомии со студентами позволили подходить к изучению рисунка на уровне профессиональных требований. Эксперименты проводились в двух направлениях:

  1. Изучение пластической анатомии применительно к рисунку и живописи.
  2. Изучение пластической анатомии применительно к скульптуре с проведением параллельных систематических упражнений в набросках и зарисовках с натуры, по памяти и представлению.

Эксперименты показали, что изучение основ пластической анатомии и параллельная работа над рисунком, живописью и скульптурой повышают эффективность обучения в значительной степени. К примеру, студенты I курса отделения изобразительного искусства, начинающие свою учебу с изображения головы человека, пробовали параллельно работать на занятиях по пластической анатомии над строением черепа со всем необходимым для изучения теоретическим материалом с подробными графическими разработками деталей, структуры и строения головы. Результаты работы оказались очень хорошими. Студенты на занятиях рисунка и живописи более осознанно стали подходить к решению конструктивных, пластических задач в рисунке и лепке формы в живописи, что всегда являлось настоящей проблемой в процессе обучения рисунку и живописи. Как правило, на начальном этапе работы над рисунком подавляющее большинство студентов занимаются подробным срисовыванием натуры, не углубляясь в суть учебных задач, решение которых необходимо в процессе работы над рисунком, живописью и скульптурой. Эксперименты, проводившиеся в процессе обучения на занятиях рисунка, живописи и скульптуры показали, что причиной такого подхода к рисунку являются недостаточные познания в строении костной структуры черепа, частей лица, мышечной структуры, отвечающих за самые различные функции в деятельности человека. Ситуацию ещё более усугубляют очень слабая теоретическая, практическая подготовка, а также другие проблемы, к которым можно отнести, в первую очередь, проблемы психологического характера.

В этой связи нам приходится опираться только на разработку таких методов обучения, которые могли бы способствовать развитию уровня подготовки специалистов. Ежедневная систематическая практическая работа над рисунком и живописью с натуры, направленная на изучение закономерностей строения объектов натуры, их цвето-тональ- ного решения в зависимости от условий освещения и расположения - основной фактор, формирующий будущих художников и педагогов.

Эксперименты показали, что желательно занятия по рисунку и живописи по программным заданиям сочетать с параллельными занятиями скульптурой по тем же программным заданиям. Если в процессе изучения головы человека на занятиях рисунком и живописью, скульптурных занятиях параллельно вести лепку, а на занятиях по пластической анатомии одновременно заниматься изучением теоретических основ строения головы, с практическими занятиями, то эффективность усвоения материала становится очевидной. В процессе такой интеграции в учебном процессе происходит комплексное изучение учебного материала. При таком построении структуры обучения результаты проводимой учебной работы становятся на порядок выше. Завершающим этапом в усвоении программы в данной структуре прохождения учебного процесса является проверка остаточных знаний посредством применения специально разработанных карточек-заданий, направленных на закрепление пройденного учебного материала теоретического и практического (графического) характера, что обязательно должно повлиять на качество и эффективность усвоения учебного материала и на его закрепление.

 

Литература

1. Гинзбург И. В., П. П. Чистяков и его педагогическая система. Л. -М.: Искусство, 1940. 204 с. 

2. Кузин B. C. Наброски и зарисовки: пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. М: Просвещение, 1981. 160 с. 

3. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 416 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...

Изобразительное искусство. Проблемы методики преподавания

Материал представляет собой теоретическое исследование проблем методики преподавания изобразительного искусства. Затронуты исторические аспекты развития педагогической деятельности в области изобразит...

Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".

Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобр...

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...

Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...