Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".
статья по изобразительному искусству (изо)

Масцевая Ирина Константиновна

Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. ИЗО в школе — это не только важная  художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого,  ведут к серьезному ущербу миропонимания, как материальному, так и в духовной культуре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее места в системе образования. ИЗО в школе — это не только важная  художественная дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, недостатки в освоении которого,  ведут к серьезному ущербу миропонимания, как материальному, так и в духовной культуре. Поэтому,  воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса ИЗО, как школьного предмета и продолжаться на протяжении всего времени пребывания учащегося в школе.

        Творчество по природе эстетично, оно предполагает активизацию человеческих чувств, без чего не совершается активно и поисковая работа интеллекта. Если эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным. Между тем педагогическая наука и практика очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль. Эйнштейн признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве  имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности,  явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

        Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач. Осознанное овладение художественным творчеством, как  теоретическим, так и практическим, развивает у детей творческие способности, мировоззрение, смекалку и логику мышления. Методика преподавания изобразительного искусства  в школе всегда была объектом повышенного внимания учителей, методистов и ученых.  Это обусловлено многими причинами.         Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности. Именно искусство  должно помочь учащимся найти ответы на волнующие сегодня вопросы: каким должен быть современный человек, какими художественными эстетическими ценностями он должен обладать?        

        Нередко подход к эстетическому воспитанию средствами искусства носит созерцательный, а не активно-деятельностный характер.  Как обучать изобразительному искусству учащихся, чтобы добиться осознанного и глубокого усвоения художественного образования, и эстетического воспитания, предусмотренного программой общеобразовательных школ, лицеев, гимназий?

        Этой проблеме посвящено много серьезных исследований — кандидатских и докторских диссертаций. Эта тема многогранна и неисчерпаема. Следующим аспектом обучения является проблема учебников по изобразительному искусству. Частая смена привела к понижению авторитета школьного учебника — главного источника знаний учащихся. Естественно, у каждого автора имеются свои педагогические достоинства, свои системы задач, специфические методы доказательств, методические находки. Ныне учитель волен выбирать тот учебник, который представляется ему наиболее целесообразным.

        Итак, одной из основных фигур школьного образования является учитель. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания ИЗО в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям. В связи с этим необходима значительная модернизация художественных программ, изучаемых будущим учителем в пединституте и на художественных училищах и в общеобразовательных школах. Современные педвузовские и школьные программы по ИЗО, включающие в себя углубленное изучение таких ее разделов, как содержание ИЗО, в которые входит четыре вида занятий: рисование с натуры, тематические рисование, декоративное рисование и беседы об искусстве, что  позволяют в полной мере сформулировать у будущего учителя тот багаж знаний, конкретных приемов и методов, которые необходимы в его практической деятельности.         Итак, к чему же сводятся рассуждение о проблеме обучения изобразительному искусству? Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования.

Основываясь на опыте многих учителей-практиков и методистов, при создании этой системы целесообразно учесть еще один аспект. Анализ результатов использования информационных технологий при изучении изобразительного искусства позволяет говорить о том, что учащиеся более осознанно относятся к учебному процессу:

*  повышается их интеллектуальный и творческий логический уровень;  

* подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным;

* стимулируется активность учащихся;

* ярче проявляется индивидуализация учебного процесса;

* появляется возможность систематизировать контроль учебного процесса на всех этапах урока;

* появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени.

        При этом вырабатываются такие основные общеучебные навыки, как:

*  умение воспринимать и воспроизводить полученные знания;

*  умение планировать и конкретизировать постановку целей;

*  умение вести записи;

*  развитие самопознания и формирование мотива достижения цели;

*  развитие критического мышления;

*  развитие самооценки собственной творческой деятельности.  

        Автор пособия «Изобразительное искусство в школе» Л. Рылова пишет: «Школа и общество - неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить. Путь, пройденный нашей школой, почти зеркально отражает путь, пройденный нашей страной».





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе

Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квали...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...

Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...