Воспитание личности обучающихся средствами искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

На уроке искусства на первый план выдвигается задача — не управление познавательной деятельностью учащихся, а воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ignatova.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатова Ирина Владимировна
учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «СОШ № 1»
г. Ртищево, Саратовская область

Воспитание личности обучающихся, формирование ценностных отношений средствами искусства.

Аннотация: На уроке искусства на первый план выдвигается задача — не управление познавательной деятельностью учащихся, а воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства.

Ключевые слова: воспитание способности к сопереживанию, искусство  воздействует на мысли и чувства ученика.

 Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Значит, урок искусства как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности потребовало обращения к законам искусства и прежде всего к законам драматического искусства.

Задача каждого урока — воспитывать способность к сопереживанию, целостному восприятию произведения искусства, и на этой основе — способность и стремление понять те идейно-нравственные проблемы, которые лежат в основе художественного произведения. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на мысли и чувства ученика. Только непосредственное переживание – испытанное чувство радости, восхищения, сочувствия — характер и сила, испытанного чувства становится единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения. Пережить что-либо —это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности, не внедряясь в глубины сознания».

Как организовать урок, на котором будет господствовать искусство?
Как организовать переживания?

Это можно сделать, если прибегнуть к многовековому опыту искусства театра — «школы для взрослых» как называли театр древние греки. Именно для драматических произведений в их сценическом воплощении важны остро-конфликтные ситуации, властно втягивающие зрителей в их разрешение, в определение своего отношения к участникам конфликта.

Учителю для реализации метода художественно-педагогической драматургии необходимо помнить:
1.Предмет познания искусства — отношение человека к жизненным явлениям. Помочь осознать и почувствовать это должен учитель.

2. Взволновать способно лишь такое произведение, в котором учащиеся  почувствуют близкие им проблемы.

        Ученика - зрителя нужно заставить «думать про это: о жизни, о смерти, о добре, о зле, о жестокости и доброте, о смысле жизни…». Только тогда можно говорить, что есть движение к цели—формированию мировоззрения ученика.

3. Композиция урока должна быть выстроена так, чтобы не нарушалось драматургическое единство урока. Необходимо так спланировать урок, чтобы эмоциональное напряжение ни на минуту не исчезало.

Результатами урока могут быть:

- художественное восприятие произведения искусства;

- собственно-индивидуальное прочувствование духовных ценностей –художественное исполнение, художественный анализ;

- понимание чувств, мыслей, смыслов, заложенных в произведениях искусства, выраженных рисунком;

- желание заниматься искусством после уроков.

Последействие урока:

- художественное восприятие произведения искусства;

- собственно-индивидуальное прочувствование духовных;

- понимание чувств, мыслей, смыслов, заложенных в произведениях искусства, выраженных рисунком.

Различные формы и методы работы в области эстетического воспитания:

-эмоционально-образный рассказ учителя;

-обращение к эмоциональной памяти учащихся;

-яркое эмоциональное “изложение” учащимися произведения искусства;

-встреча с представителями творческой интеллигенции;

использование произведений “смежных искусств” с целью активизации субъективных образов-представлений.

Список литературы:
1. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982. — С. 227.

2. Предтеченская Л.М. . Публикация «В борьбе за воспитание искусством», «Метод художественно-педагогической драматургии»  / М.В. Емельянцева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fski.biz/publikacii14.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися....