Творческое объединение "Дар"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Каманич Валентина  Леонидовна

Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для         развития  творческих способностей детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_obedinenie_dar.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена решением педагогического совета протокол № 1 от 30.09.13 

Директор МАОУ СОШ № 4 г.Курганинска

__________________О.В.Чаушник                                                                     

Творческое объединение «Дар»

Авторская программа

Возрастное предназначение: учащиеся 5 - 9 классов

Срок реализации: в течение учебного года

Автор: Каманич В.Л.

Название города:  г. Курганинск Краснодарского края

Год разработки программы: 2013 г.

Пояснительная записка

Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для         развития  творческих способностей детей.  

Возможности проявления одаренности ребенка потенциально велики.   Ни в какой другой области ребенок не создает образы, имеющие определенную ценность в культуре человечества, как в искусстве.          Художественная одаренность - способность создавать, воспринимать выразительные художественные образы как культурное (общечеловеческое) и как персональное (личностное) качество. Художественная одаренность присуща каждому человеку, ребенку.  

Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-8 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник. И этот пробел поможет ликвидировать работа  творческого объединения «Дар».

 На занятиях творческого объединения  дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные  знания,  умения, навыки   дадут возможность ребенку расширить кругозор, обогатить  интеллект, стать эстетически развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству,  определить свой профессиональный выбор. В процессе обучения происходит активное общение детей, они  выполняют разные виды  творческих работ.   Возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, событиям.

Цель:

  • раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир искусства;
  • приобщить детей к творчеству, побудить и развить творческое начало, художественный вкус;
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Задачи:

  • развивать творческие способности;
  • воспитывать чувство прекрасного,  чувство цветовой гармонии;
  • повысить эмоциональную культуру учащихся;  эстетическое отношение к природе;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • формировать графические навыки и умения

Тема  1                  Искусство видеть мир

Занятие 1.         Вводное занятие

Беседа «Изобразительное искусство - составная часть мировой художественной культуры».  Игра «Расскажи о себе языком изобразительного искусства». Беседа «Чем работает художник».

Занятие 2. Наблюдаем и изображаем природу

Беседа о жанрах пейзажа. Показ репродукций художников-пейзажистов и графиков. Музыка П.И.Чайковского «Времена года». Чтение стихов о природе. Практическая работа – живопись (гуашь).

Занятие 3. Мир наших увлечений

Беседа-обсуждение «Как мы развлекаемся?» (стихи, музыка, спорт, компьютер). Игра-шутка «Превращение красок». Практическая работа -                                                                                                                                                  выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получаем коллективное панно «Наши развлечения» (аппликация).

Занятие 4.  Итоговое

Рисунок с натуры (карандаш) пленэр.

Тема 2.          Ты и искусство

Занятие 1. Ты изображаешь, украшаешь, строишь

Беседа о сферах художественной деятельности и истории их развития. Просмотр слайдов  «Творчество И.Билибина»  с последующим обсуждением. Музыка Л.Бетховена «Лунная соната». Практическая работа – изготовление макета. Игра: фантазии на тему «Улица», «Сад», «Сказочный лес».

Занятие 2. О чем говорит искусство

Обсуждение  приемов и методов работ художников различных стилей и направлений. Демонстрация работ современных художников Кубани. Формирование собственного художественного вкуса и техники исполнения в ходе практических работ. Музыкальное сопровождение по выбору учащихся.

Занятие 3.      Как говорит искусство

Разговор о средствах выразительности  в изобразительном искусстве.   Показ репродукций  известных художников.  Цвет, ритм, композиция. Практическая работа – составление композиции «Подводное царство»  (гуашь).

Тема  3.         Искусство  вокруг нас

Занятие 1 Искусство в твоём доме 

Беседа «Земля мастеров». Демонстрация изделий прикладного искусства, предметов быта.  Показ слайдов «Народные игрушки» .  Практическая работа: эскизы игрушек, посуды, шкатулок.

Занятие 2      Красота родного города.

 Экскурсия по родному городу.  Творчество местных поэтов о родном городе.  Музыкальное оформление «Песня о Курганинске». Практическая  работа - творческий проект  «Будущее моего города» .

Занятие 3     Художник и зрелище

Знакомство с содержанием работы художника в театре, кино, цирке. Демонстрация эскизов, афиш, костюмов, масок. Практическая работа: эскизы, роспись, украшение масок.

Занятие 4  Музеи и искусство

Беседа «Музей  – храм искусства».  Л. Бетховен «К Элизе». Демонстрация слайдов из серии «Музеи мира».   Практическая работа - эскиз интерьера музея.

Занятие  5  Итоговое занятие

Коллективная работа -  создание афиши циркового представления.

Тема 4              Человек  в искусстве

Занятие 1 Идеал человека в культуре народов мира

Дискуссия: Мое понимание идеала. Поиск Идеала Человека в древнегреческом  искусстве («Давид» Микеланджело). Практическая работа: наброски, зарисовки человека по памяти.

Занятие 2  Герой и защитник Отечества

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Размышление у картины Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона», «Александр Невский – патриот Земли Русской» (творчество художника П.Корина).  Музыка С.Прокофьева к кинофильму «Александр Невский».  Практическая работа -  портрет в живописи (акварель).

Занятие 3       Женский образ сквозь века

Священный лик Богоматери (икона «Владимирской Богоматери) -  несравненная, чудесная извечная песнь материнства. Мадонны  титанов Возрождения.  Практическая работа -   женский портрет (графика).

Занятие 4     Женский образ в творчестве русских художников

Величавая славянка художника А.Г.Венецианова. Показ и обсуждение репродукций  художников 18 – 19 вв.  Практическая работа: пропорции, индивидуальность.

Занятие 5      Женщина-мать в искусстве 20 века

Новое звучание темы материнства (К.С.Петров-Водкин, А.А.Дейнека, И.М.Тоидзе  «Родина-мать зовет»). Практическая работа - коллаж «Образ матери».

Занятие  6     Вглядываясь в человека

Беседа о красоте внутреннего мира и физической красоте человека. Анализ репродукций художников  Леонардо да Винчи, А.Дюрера, И.Репина, М.Врубеля.  Практическая работа - передача  пропорции, характерных черт  лица.

Занятие 7         Портрет  человека труда

Беседа «Образ человека труда в творчестве художников различных исторических эпох». Обсуждение репродукций по этой тематике. Практическая работа -  композиция  «Моя будущая профессия». Выставка.

Тема 5         Человек. Общество. Время.

Занятие 1   Изображение человека и предметного мира

Беседа о цвете и его нюансах, о насыщенности цвета и его образном звучании.  Просмотр репродукций (офорты Рембранта,  В.Матэ, Г.Захарова).

Игра «Контуры».  Практическая работа: по рисунку, натюрморт различных вариантов.

Занятие 2  Искусство – познание правды и красоты повседневной жизни

Беседа «Картина – итог длительных размышлений и наблюдений» (сюжет, поиск образа картины, колористическое решение).  Игра «Живописец». Практическая работа - работа над композицией  из повседневной жизни.

Занятие  3 Пространство и время в зеркале  веков

Беседа «Мифы, легенды, сказания  в живописи». Показ репродукций известных художников на тему античности (Альберти, Тициан, Пьеро Делла Франческа). Игра «Палитра». Практическая работа: создание копий работ Ю.Пименова, Э.Манэ.

Занятие  4  Художник и общество

Беседа «Путь, пройденный человечеством – это путь познания законов Вселенной и самого себя» Дискуссия «Чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям». Музыкальное сопровождение - Г.Свиридов «Время вперед».  Работа над графической серией.

Занятие  5  История человечества  в искусстве

Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Просмотр, анализ и обсуждение содержания  и техники исполнения  репродукций художников: Д.Веласкеса, Ф.Гойи, И.Репина, В.Сурикова. Практическая работа - создание композиции «Мой родной край».

Занятие 6  Декор: человек, общество, время

Беседа «Декоративно-прикладное искусство в жизни  человека». Просмотр видеофильма «Народные промыслы России». Музыкальное сопровождение – народная музыка. Выполнение работы в технике лаковой миниатюры.

Итоговое занятие

Организация выставки творческих работ учащихся.

Литература к программе

творческого объединения «Дар»

  1. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е.Лебедевой. – М.: Владос, 2000
  2. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М.: Институт практической психологии, 1998
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
  4. Выготский  Л.С. Воображение и творчество   в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1967
  5. Неменский Б.М. Культура – Искусство-Образование: цикл бесед.-М.: Центр ХКО, 1993.-75с.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994.- 315с.  
  7. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.:Просвещение, 1985.- 234с.
  8. Роль искусства в развитии  способностей  школьников.- М.6 Педагогика, 1985.-144с.
  9. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.-СПб.:Каро,2004.-169с.
  10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2007.- 185с.
  11. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976. – 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...