Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему:
    Творческое объединение "Дар"

    Каманич Валентина  Леонидовна

    Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для         развития  творческих способностей детей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskoe_obedinenie_dar.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждена решением педагогического совета протокол № 1 от 30.09.13 

    Директор МАОУ СОШ № 4 г.Курганинска

    __________________О.В.Чаушник                                                                     

    Творческое объединение «Дар»

    Авторская программа

    Возрастное предназначение: учащиеся 5 - 9 классов

    Срок реализации: в течение учебного года

    Автор: Каманич В.Л.

    Название города:  г. Курганинск Краснодарского края

    Год разработки программы: 2013 г.

    Пояснительная записка

    Дополнительное образование в средней школе является важным звеном системы непрерывного образования. Задача педагога изобразительного искусства - создавать условия для         развития  творческих способностей детей.  

    Возможности проявления одаренности ребенка потенциально велики.   Ни в какой другой области ребенок не создает образы, имеющие определенную ценность в культуре человечества, как в искусстве.          Художественная одаренность - способность создавать, воспринимать выразительные художественные образы как культурное (общечеловеческое) и как персональное (личностное) качество. Художественная одаренность присуща каждому человеку, ребенку.  

    Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-8 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник. И этот пробел поможет ликвидировать работа  творческого объединения «Дар».

     На занятиях творческого объединения  дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные  знания,  умения, навыки   дадут возможность ребенку расширить кругозор, обогатить  интеллект, стать эстетически развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству,  определить свой профессиональный выбор. В процессе обучения происходит активное общение детей, они  выполняют разные виды  творческих работ.   Возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, событиям.

    Цель:

    • раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир искусства;
    • приобщить детей к творчеству, побудить и развить творческое начало, художественный вкус;
    • помочь адаптации ребенка в обществе.

    Задачи:

    • развивать творческие способности;
    • воспитывать чувство прекрасного,  чувство цветовой гармонии;
    • повысить эмоциональную культуру учащихся;  эстетическое отношение к природе;
    • способствовать расширению кругозора учащихся;
    • формировать графические навыки и умения

    Тема  1                  Искусство видеть мир

    Занятие 1.         Вводное занятие

    Беседа «Изобразительное искусство - составная часть мировой художественной культуры».  Игра «Расскажи о себе языком изобразительного искусства». Беседа «Чем работает художник».

    Занятие 2. Наблюдаем и изображаем природу

    Беседа о жанрах пейзажа. Показ репродукций художников-пейзажистов и графиков. Музыка П.И.Чайковского «Времена года». Чтение стихов о природе. Практическая работа – живопись (гуашь).

    Занятие 3. Мир наших увлечений

    Беседа-обсуждение «Как мы развлекаемся?» (стихи, музыка, спорт, компьютер). Игра-шутка «Превращение красок». Практическая работа -                                                                                                                                                  выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получаем коллективное панно «Наши развлечения» (аппликация).

    Занятие 4.  Итоговое

    Рисунок с натуры (карандаш) пленэр.

    Тема 2.          Ты и искусство

    Занятие 1. Ты изображаешь, украшаешь, строишь

    Беседа о сферах художественной деятельности и истории их развития. Просмотр слайдов  «Творчество И.Билибина»  с последующим обсуждением. Музыка Л.Бетховена «Лунная соната». Практическая работа – изготовление макета. Игра: фантазии на тему «Улица», «Сад», «Сказочный лес».

    Занятие 2. О чем говорит искусство

    Обсуждение  приемов и методов работ художников различных стилей и направлений. Демонстрация работ современных художников Кубани. Формирование собственного художественного вкуса и техники исполнения в ходе практических работ. Музыкальное сопровождение по выбору учащихся.

    Занятие 3.      Как говорит искусство

    Разговор о средствах выразительности  в изобразительном искусстве.   Показ репродукций  известных художников.  Цвет, ритм, композиция. Практическая работа – составление композиции «Подводное царство»  (гуашь).

    Тема  3.         Искусство  вокруг нас

    Занятие 1 Искусство в твоём доме 

    Беседа «Земля мастеров». Демонстрация изделий прикладного искусства, предметов быта.  Показ слайдов «Народные игрушки» .  Практическая работа: эскизы игрушек, посуды, шкатулок.

    Занятие 2      Красота родного города.

     Экскурсия по родному городу.  Творчество местных поэтов о родном городе.  Музыкальное оформление «Песня о Курганинске». Практическая  работа - творческий проект  «Будущее моего города» .

    Занятие 3     Художник и зрелище

    Знакомство с содержанием работы художника в театре, кино, цирке. Демонстрация эскизов, афиш, костюмов, масок. Практическая работа: эскизы, роспись, украшение масок.

    Занятие 4  Музеи и искусство

    Беседа «Музей  – храм искусства».  Л. Бетховен «К Элизе». Демонстрация слайдов из серии «Музеи мира».   Практическая работа - эскиз интерьера музея.

    Занятие  5  Итоговое занятие

    Коллективная работа -  создание афиши циркового представления.

    Тема 4              Человек  в искусстве

    Занятие 1 Идеал человека в культуре народов мира

    Дискуссия: Мое понимание идеала. Поиск Идеала Человека в древнегреческом  искусстве («Давид» Микеланджело). Практическая работа: наброски, зарисовки человека по памяти.

    Занятие 2  Герой и защитник Отечества

    Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Размышление у картины Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона», «Александр Невский – патриот Земли Русской» (творчество художника П.Корина).  Музыка С.Прокофьева к кинофильму «Александр Невский».  Практическая работа -  портрет в живописи (акварель).

    Занятие 3       Женский образ сквозь века

    Священный лик Богоматери (икона «Владимирской Богоматери) -  несравненная, чудесная извечная песнь материнства. Мадонны  титанов Возрождения.  Практическая работа -   женский портрет (графика).

    Занятие 4     Женский образ в творчестве русских художников

    Величавая славянка художника А.Г.Венецианова. Показ и обсуждение репродукций  художников 18 – 19 вв.  Практическая работа: пропорции, индивидуальность.

    Занятие 5      Женщина-мать в искусстве 20 века

    Новое звучание темы материнства (К.С.Петров-Водкин, А.А.Дейнека, И.М.Тоидзе  «Родина-мать зовет»). Практическая работа - коллаж «Образ матери».

    Занятие  6     Вглядываясь в человека

    Беседа о красоте внутреннего мира и физической красоте человека. Анализ репродукций художников  Леонардо да Винчи, А.Дюрера, И.Репина, М.Врубеля.  Практическая работа - передача  пропорции, характерных черт  лица.

    Занятие 7         Портрет  человека труда

    Беседа «Образ человека труда в творчестве художников различных исторических эпох». Обсуждение репродукций по этой тематике. Практическая работа -  композиция  «Моя будущая профессия». Выставка.

    Тема 5         Человек. Общество. Время.

    Занятие 1   Изображение человека и предметного мира

    Беседа о цвете и его нюансах, о насыщенности цвета и его образном звучании.  Просмотр репродукций (офорты Рембранта,  В.Матэ, Г.Захарова).

    Игра «Контуры».  Практическая работа: по рисунку, натюрморт различных вариантов.

    Занятие 2  Искусство – познание правды и красоты повседневной жизни

    Беседа «Картина – итог длительных размышлений и наблюдений» (сюжет, поиск образа картины, колористическое решение).  Игра «Живописец». Практическая работа - работа над композицией  из повседневной жизни.

    Занятие  3 Пространство и время в зеркале  веков

    Беседа «Мифы, легенды, сказания  в живописи». Показ репродукций известных художников на тему античности (Альберти, Тициан, Пьеро Делла Франческа). Игра «Палитра». Практическая работа: создание копий работ Ю.Пименова, Э.Манэ.

    Занятие  4  Художник и общество

    Беседа «Путь, пройденный человечеством – это путь познания законов Вселенной и самого себя» Дискуссия «Чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям». Музыкальное сопровождение - Г.Свиридов «Время вперед».  Работа над графической серией.

    Занятие  5  История человечества  в искусстве

    Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Просмотр, анализ и обсуждение содержания  и техники исполнения  репродукций художников: Д.Веласкеса, Ф.Гойи, И.Репина, В.Сурикова. Практическая работа - создание композиции «Мой родной край».

    Занятие 6  Декор: человек, общество, время

    Беседа «Декоративно-прикладное искусство в жизни  человека». Просмотр видеофильма «Народные промыслы России». Музыкальное сопровождение – народная музыка. Выполнение работы в технике лаковой миниатюры.

    Итоговое занятие

    Организация выставки творческих работ учащихся.

    Литература к программе

    творческого объединения «Дар»

    1. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е.Лебедевой. – М.: Владос, 2000
    2. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М.: Институт практической психологии, 1998
    3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
    4. Выготский  Л.С. Воображение и творчество   в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1967
    5. Неменский Б.М. Культура – Искусство-Образование: цикл бесед.-М.: Центр ХКО, 1993.-75с.
    6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994.- 315с.  
    7. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.:Просвещение, 1985.- 234с.
    8. Роль искусства в развитии  способностей  школьников.- М.6 Педагогика, 1985.-144с.
    9. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.-СПб.:Каро,2004.-169с.
    10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2007.- 185с.
    11. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976. – 144с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

    Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

    Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

    В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

    Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

    Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

    Творческие профессии, творческие люди

    Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

    Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

    В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...