Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (9 класс) по теме:
    Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных

    Применко Галина Ивановна

    Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор  Применко Г.И.

    Конференция «Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии»

    Эффективность создания творческого пространства

    для развития   творческих способностей и личностных возможностей детей

    на уроках природоведения и биологии.

    На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.

     Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам: высокие умственные возможности; способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

    Условиями  успешной работы с одаренными учащимися являются: особые качествами учителя биологии, постоянным девизом которого является: «Талант. Трудолюбие. Терпение. Творчество. Требовательность», признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

    Принципами  успешной работы с одаренными учащимися являются: принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

    Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

    Стратегия работы с одаренными детьми:

    I этап – аналитический– при выявлении одаренных детей я учитываю творческий потенциал ребенка,  его повышенный интерес к биологическим фактам, событиям, процессам, исследованиям. В связи с этим  использую организацию творческих мастерских:

    1. мастерская музейного  дела (на базе музея краеведения, исследовательская работа в  школьных походах и на экскурсиях);
    2. модельная мастерская (изготовление моделей биогеоценоза березовой рощи, дождевого червя, инфузории  или модели Дондерса);
    3. мастерская изобразительной деятельности (конкурсы «Последний осенний лист»; «Первая снежинка»; «Планеты и их спутники»);
    4. мастерская здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», « Час здоровья» и др.).

    II этап – диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
    На этом этапе провожу групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
    С 2000 года в школе организовано научное общество «Экологический мониторинг», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные дети, результатом работы которого явились победы на школьных, городских, районных, краевых и российских конкурсах.

    В процессе работы, на ряду с традиционными  методами обучения,   использую методы обучения в группе. Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для   обучения.

    Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

    Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон; уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников; ослабить скрытые конфликты; выработать общее решение; повысить эффективность работы участников дискуссии; повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников; удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

     Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде;  изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

    Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

     На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для  этого  используются  следующие виды упражнений и заданий: интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, задания с отсроченным вопросом, интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); решение частично-поисковых задач разного уровня, творческие задачи.

    Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей биологии (природоведение, ботаника, зоология, анатомия, общая биология и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

     Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить.  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Применко Галина Ивановна, учитель биологии МОБУ СОШ № 2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска Лабинского района

    Слайд 2

    Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам

    Слайд 3

    Условия успешной работы с одаренными учащимися особые качества учителя биологии, постоянным девизом которого является: «Талант. Трудолюбие. Терпение. Творчество. Требовательность», признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы

    Слайд 4

    Стратегия работы с одаренными детьми: I этап – аналитический при выявлении одаренных детей я учитываю творческий потенциал ребенка, его повышенный интерес к биологическим фактам, событиям, процессам, исследованиям

    Слайд 5

    Стратегия работы с одаренными детьми: мастерская музейного дела; модельная мастерская; мастерская изобразительной деятельности; мастерская здорового образа жизни.

    Слайд 6

    Стратегия работы с одаренными детьми: II этап – диагностический индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

    Слайд 7

    конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

    Слайд 8

    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

    Слайд 9

    научное общество «Экологический мониторинг»

    Слайд 10

    Методы обучения в группе Кооперативное обучение Групповая дискуссия Метод придумывания Мозговой штурм

    Слайд 11

    интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, задания с отсроченным вопросом, интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); решение частично-поисковых задач разного уровня, творческие задачи.

    Слайд 12

    Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

    Слайд 13

    Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить.

    Слайд 14

    Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!



    Предварительный просмотр:

     Тьюторная система работы на уровне муниципалитета по повышению качества биологического образования и совершенствования методики подготовки выпускников к итоговой аттестации в  Лабинском районе.

    Тьюторная система работы на уровне муниципалитета по повышению качества биологического образования заключается:

    -Составление банка данных об учителях биологии; психологических и медицинских рекомендаций учителям биологии, учащимся, их родителям, классным руководителям при подготовке к ЕГЭ и во время сдачи экзамена;

    -Индивидуальной работе с учителями биологии, детьми, их родителями по организации подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету, оформлении уголков «Готовимся к ЕГЭ»;

    -Сбор данных об учащихся    11 классов школ района, выбравших биологию для сдачи ЕГЭ в 2010 году, а затем мониторинге и диагностике педагогических затруднений, запросов учителей биологии и учащихся по конкретным темам;

    -Проведение семинаров. В ноябре 2009 года семинар был по теме «Анализ результатов ЕГЭ по биологии в 2008-2009 учебном году с целью выявления состояния преподавания предмета. Запланированы семинары по темам: в январе – «Анализ краевой контрольной работы по биологии с целью выявления недостатков обучения предмету и пробелов в знаниях учащихся» и обмен опытом работы учителей биологии, ученики которых показали высокие результаты по ККР и ЕГЭ 2009 году; в марте – «Особенности ЕГЭ по биологии в 2010 году, анализ демоверсии и вариантов Интернета, оформлению ответов на задания части «С».

    Итоги ГИА по биологии в 9 классе в 2008-20009 учебном году:

    В государственной итоговой аттестации приняли участие 34 девятиклассника из трех школ: 3,9,13. Степень обученности по предмету  составила 100; качество обученности -79%.

    Результаты ЕГЭ по биологии в11 классе в 2008-2009 учебном году:

    85 учащихся приняли участие в ЕГЭ по биологии.

    81 выпускник преодолел порог успешности, что составило- 96.5%(?)

    В ходе работы учащиеся набрали баллы в интервале:

    -от 0-34 баллов-4 человек-4.7%;

    -35 баллов-1 человек-1.2%;

    -от36-49 баллов-33 человек-38.8%;

    От50-59 баллов-12 человек-14.1%;

    60-69 баллов-17 человек-20%;

    70-79 баллов-12 человек-14.1%;

    80-100 баллов-6 человек-7.1%,  это учащиеся школ 3,4,6,7,9.

    Еще ряд диаграмм наглядно показывают полученные результаты:

    -Средний бал ЕГЭ по образовательным учреждениям:

    ( 5 школ показали результаты  ниже 50% 11,13, 21, 22,33; выше 50% -14).

    -Выпускники, преодолевшие и не  преодолевшие порог успешности по образовательным учреждениям;

    -Распределение среднего балла по диапазонам;

    -Распределение баллов по району.

    Каждый учитель биологии Лабинского района может найти информацию о графике занятий по подготовке к итоговой аттестации на страницах газеты  управления образования администрации  муниципального образования Лабинский район и информационно-методического центра «Педагогический совет». Так в первом номере данной газеты в разделе «Биология» в октябре занятие проводили методист МИМЦа и руководитель МО биологии по теме «Анализ результатов ЕГЭ по биологии для выявления преподавания предмета в районе»; в ноябре руководитель МО биологии и тьютор организовали круглый стол «Методика разработки урока с элементами подготовки к ЕГЭ»; в декабре тьютор и руководитель МО биологии запланировали «Мониторинг и диагностику педагогических затруднений учителей при подготовке к ЕГЭ». В прошлом учебном году я сама принимала участие в организации обучающих семинаров по выполнению заданий частей «А» и «В» работы ЕГЭ по биологии. У нас в районе получается особый треугольник взаимодействия  между тьютором, методистом МИМЦа и руководителем МО биологии, где в центре внимания находится учитель биологии. Приятно отметить, что методист МИМЦа Климанова Елена Игоревна сегодня присутствует в аудитории, а тьютор Васюкова Наталья Павловна, руководитель МО биологии Дружинина и я, учитель сш№2 – школы- победителя ПНПО, - победители конкурса лучших учителей России по ПНПО.

     По совершенствованию методики подготовки выпускников к итоговой аттестации в  Лабинском районе работают проблемные группы учителей биологии; на уроках биологии в школах применяются различные формы тестирования с использованием наглядного материала, уроков повторения и обобщения по определенным темам; пробные экзамены по биологии в форме ЕГЭ для учащихся; ведение индивидуальных диагностических карт учащихся по подготовке к итоговой аттестации.  Дифференцированный подход к обучению можно наблюдать не только в учебной работе, но и во внеклассной работе, особенно с одаренными детьми. В центре «Мир Лабы» и в каждой школе действуют клубы «Одаренок», а на базе МИМЦа работали летние сессии с выездом в лагерь «Мечта» станицы Упорной и зимние сессии заочной школы биологов на базе моей школы. Дети с удовольствием посещают профильные лагеря на уровне края, особенно на берегу моря. В этом учебном году мы хотим создать оплачиваемые межшкольные факультативы по биологии для подготовки к ЕГЭ на базе МИМЦ, где будут задействованы победители ПНПО, учителя высшей категории и подготовить выпуск предметного сборника по совершенствованию методики подготовки выпускников к итоговой аттестации в Лабинском районе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

    С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

    Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

    Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

    Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей

    Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии....

    Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

    Рассматриваются вопросы развития речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Автор,  учитель биологии и географии,  делиться  своим опытом применения разлиных видов  работы  с учащимися, имеющими интеллектуальные  нарушения....