План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Сапунова Вероника Андреевна

План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс.

Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: 
1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с приемами чиароскуро и контражура.

2. Сформировать первичные навыки использования контражура в живописи портрета.
3. Развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.

Методы обучения диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Фоорма работы: индивидуальная.
Задание: выполнить цветовое решение портретадруга или просто знакомого, рисунок которого был выполнен на прошлом уроке.
Зрительный ряд: репродукции картин Леонардо да Винчи»мадонна в гроте» и «Мона Лиза», Жоржа де Латура «Мария Магдалина со светильником», Караваджо «Бичевание святого Петра», Уилсона Стила «Пляж в Этапле», произведений Рембранта, Уолтера Сиккерта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс.

Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: 
1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с приемами чиароскуро и контражура.

2. Сформировать первичные навыки использования контражура в живописи портрета.
3. Развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.
Методы обучения диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Фоорма работы: индивидуальная.
Задание: выполнить цветовое решение портретадруга или просто знакомого, рисунок которого был выполнен на прошлом уроке.
Зрительный ряд: репродукции картин Леонардо да Винчи»мадонна в гроте» и «Мона Лиза», Жоржа де Латура «Мария Магдалина со светильником», Караваджо «Бичевание святого Петра», Уилсона Стила «Пляж в Этапле», произведений Рембранта, Уолтера Сиккерта.
Ход урока
I.Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к работе на уроке.
II.Актуализация опорных знаний.
III.Введение нового материала.
Контрасты – излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя. Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрант, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени – приема, известного в живописи как чиароскуро.
Прием чиароскуро может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрастесвета и тени. Термин «чиароскуро»состоит из двух латинских слов: chiara – свет, яркость и obscura – тень, тьма.
Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяютсяна фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана. 
Особенно эффектно умел использовать контрастное освещениеитальянский мастер Караваджо (1573 – 1610). В картине «Бичевание святого Петра» взгляд зрителя привлекает ярко освещенная фигура Петра, в то время как лица его мучителей либо отвернуты от зрителей, либо погружены в глубокую тень.
Манера Караваджо оказала сильное влияние на творчество французского художника Жоржа де Латура (1593 – 1652). Латур написал четыре картины, изображавшие освещенную одинокой свечей или святильником фигуру кающейся Марии Магдалины. Рассматривая репродукцию, обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты профиль и белую блузу Марии, а затем постепенно убывает по мере приближения к краю картины. Свет также освещает лежащий на ее коленях череп – символ кратковременности человеческого бытия и тщетности погони за земными благами.
По всеобщему признанию, непревзойденным мастером чианоскуро был Рембрант (1606 – 166910. На многих картинах Рембранта драматичное освещение фигуры и предметы изображены на однородном темном – чаще всего коричневом – фоне. Персонажей своих картин Рембрант любил показывать освещенными сильным, прицельно направленным светом, порой выхватывающим из темноты самые неожиданные части лица. Так, например, на картине «Святой Матфей с ангелом» на лице ангела освещен только кончик носа. Лицо святого Матфея находится в тени и мы видим только яркие световые блики на лбу евангелиста.
Прием чиароскуро Рембрант часто использовал и в автопортретах, где в безжалостном ярком свете видна стареющая, морщинистая кожа художника. Правдв, в отличие от Караваджо, Рембрант использовал контраст не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачной атмосферы.
Из всех эффектов освещения самым драматичным является так называемый контражур, при котором предмет выглядит темным силуэтомна светлом фоне. Контражур означает буквально «против света».
Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее обычного и натней уже невозможно изобразить мелкие делали. (Демонстрация репродукции картины Уолтера Сиккерта «Морнингтон Крезент»).
Контражур чаще всего используется в портретной живописи, хотя применение этого приема может выходить за рамки интерьера. Очень интересно, например, может выглядеть пейзаж или городской вид с отброшенными на передний план четкими вытянутыми тенями. (Демонстрация репродукции картины Уилсона Стила»Пляж в Этапле»).
Когда вы пишете в контражуре, очень важно исследовать цвет силуэтов, которые на первый взгляд кажутся черными. Лучше всего при этом сразу убрать с палитры черную краску, чтобы не возникло искушения притронуться к ней! Расположив источник света в верхней части рисунка, вы получаете возможность исследовать темные очертания предметов на переднем плане. Края предметов при этом будут казаться размытыми, теряющимися в темноте, а их формы – несколько плоскими, лишенными объема.
Задание. Выполняя цветовое решение портрета, подумайте, какой из изученных сегодня приемов живописи подойдет вашей работе.
IY.Самостоятельная работа учащихся.
Y.Подведение итогов работы.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Что такое чиароскуро?
  2. Для чего в картинах используют контраст?
  3. Как вы понимаете прием «контражур»


В завершение – демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ ЦВЕТА В ПОРТРЕТЕ

Слайд 2

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) Один из ведущих представителей импрессионизма во Франции. ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР Автопортрет. 1875

Слайд 3

Автопортрет - вид портрета, работая в котором, художники пишут самую близкую к себе модель – самих себя, изучая своё лицо, свой характер. Цветовое решение картины - цветовая разработка картины, где цвет служит не просто украшением или создаёт впечатление иллюзии видимой реальности, а оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая в каждой картине своё цветовое решение, свою систему, организацию цветовых отношений – колорит, раскрывая, тем самым, образ. Образ в портрете - сочетание внешних и внутренних черт человека в едином живописном воплощении.

Слайд 4

В 1877—1878 годах Пьер Огюст Ренуар написал несколько портретов Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Этот первый маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез.

Слайд 5

Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Ж. Самари», 1877 год Холст, масло. 56×46 см Пушкинский музей, Москва

Слайд 6

Портрет актрисы Жанны Самари (1878, Государственный Эрмитаж)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока -  “Going shopping”....

План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.

Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...

План-конспект. Тема урока: Роль электропривода в изменении скорости шитья. Подготовка машины к работе.

Ознакомление учащихся с механизмом электродвигателя швейной машины и обучение подготавливать швейную машину к работе....