урок по ИЗО, тема: "Графика. Виды графики", 2-4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Тельных Ольга Викторовна

Данный урок познакомит младших школьников с видами графики кратко и подробно (на практике) с линогравюрой. Ученики получат возможность самостоятельно сделать печатный оттиск гравюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_grafika.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Графика. Виды графики». (беседа об искусстве)

ЗАДАЧА: продолжать знакомить школьников с особенностями графического изображения;

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы урока. Что такое графика? Ее особенности. Образцы графического рисунка.
  3. Что такое силуэт? Особенности изображения силуэта. Образцы силуэта.
  4. Что такое гравюра? Особенности создания гравюры. Образцы гравюры.
  5. Что такое линогравюра? Особенности создания линогравюры. Образцы линогравюры.
  6. Показ педагога изготовления линогравюры.
  7. Самостоятельная работа учащихся в изготовлении линогравюры.
  8. Заключительная часть урока (уборка рабочего места, выставка работ, закрепление пройденного материала, выставление оценок).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: репродукции картин в графике и живописи; репродукции картин с изображением силуэта, гравюры, линогравюры; изображение печатного станка; тема и новые понятия в печатном варианте.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:  графика, силуэт - тень, гравюра, линогравюра.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ ДЕТЯМ:

  1. Подкладной лист;
  2. 0,5 листа писчей белой и цветной бумаги;
  3. Готовая резьба на линолеуме;
  4. Палитра с гуашевой краской одного цвета;
  5. Гуашь;
  6. Вода в широкой емкости;
  7. Тычки поролоновые (большие и маленькие);
  8. Тряпочки для примакивания;
  9. Валик (при его отсутствии можно использовать банки емкостью 250гр. с прямыми стенками).

этап

ХОД УРОКА:

ЦЕЛИ:

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (учитель проверяет наличие оборудования для каждого ученика)

-настроить детей на урок;

2

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ: 

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску и прочитайте тему урока. О чем мы сегодня с вами будем разговаривать? Мы уже знакомились с графикой, как видом искусства, кто может сказать, что такое графика? Какие изобразительные средства использует художник, чтобы создать картину в графике? (это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Ученик выходит к доске и рисует их.) Посмотрите на доску, здесь вы можете увидеть работы выполненные в графике различными материалами. Сможете ли вы определить каким материалом нарисована эта картина (дети называют материалы, которыми выполнена работа, указанная учителем – графитный карандаш, уголь, мел, чернила, гелевая ручка) Действительно, такими материалами, можно воспроизвести только такие средства и рисунок получается монотипным, то есть одного цвета. Само слово «графика» в переводе с  греческого γραφικος — письменный, от греческого γραφω — пишу. Когда мы пишем – создаем линию, графический же рисунок нам дает возможность создавать линии различной модификации.

Но обратите внимание на другой рисунок, попробуйте их сравнить и дать ему характеристику. (рисунок разноцветный, отсутствуют линии, в основном одни цветные пятна, картина выполнена в технике живопись). То есть вы теперь уже четко видите, чем отличается графика от живописи. А я вам хочу сказать, что со временем и графика стала разноцветной и средства и материалы графические стали очень разнообразными. Дальше мы с вами познакомимся с несколькими видами графического изображения. Их существует большое количество разновидностей.

-познакомить с более широким понятием «графика»;

-выделить основные средства выразительности в графике;

-развитие аналитико – синтетической деятельности зрительного восприятия школьников;

-познакомить с более конкретными отличительными особенностями графики;

-учить отличать графику от живописи, находить отличительные признаки;

3

ЗНАКОМСТВО С СИЛУЭТОМ: Обратите внимание, рисунки, выполненные графитным карандашом более точно передают объем, глубину, пространство изображаемого, а черные рисунки плоские как называют такое изображение? (тень или силуэт) Силуэт – это ограниченное контуром изображение, оно одноцветное, на фоне другого цвета. Изображается силуэт без деталей. Существует история о получении подобных рисунков такого названия: в 16 веке жил французский министр Силуэт Этьен де (1709 – 1767), известный своей скупостью, на которого была сделана «скупая» карикатура в виде одного только теневого профиля. Распространенное слово «силуэт» образовалось от его фамилии после этого события. Силуэт можно изображать вручную, а можно напечатать на станке.

- познакомить с разновидностью графики – силуэтом, его особенностями и историей возникновения;

4

ЗНАКОМСТВО С ГРАВЮРОЙ  А вот такие силуэтные рисунки (учитель показывает образцы) получаются при помощи станка. Гравер изготавливает клеше, чаще это клеше изготавливается на металле, путем процарапывания линий получается рельеф, пластину обрабатывают специальной кислотой, чтобы рельеф был более выпуклый, затем специальным валиком наносится специальная краска, сверху накладывается лист бумаги и под прессом станка отпечатывается изображение – таких изображений можно получить много. Ребята, теперь вы можете сказать, что такое гравюра? ( Гравюра – это печатный оттиск на бумаге с пластины, на которой вырезан рисунок.) В 17 веке художники задумались над тем, как изготовить такой рисунок от которого можно получить сразу несколько копий для того, чтобы удачные работы можно было выгодно продать. (учитель демонстрирует картинки с изображением станка, процесса изготовления гравюры)

- познакомить школьников с видом графики – гравюрой; особенностями изготовления, с историей возникновения.

5

ЗНАКОМСТВО С ЛИНОГРАВЮРОЙ: В наше время для домашнего использования особенностей гравюры имеются более доступные материалы. Как вы думаете, на чем можно вырезать изображение, чтобы многократно получить оттиск? (предположения учеников) Линолеум – очень удобный материал для данного использования. На нем, с помощью резака очень легко вырезается рельеф и так же получается оттиск на бумаге. Но называется уже такая картинка «линогравюра» от соединения двух слов «линолеум» и «гравюра». Посмотрите на репродукции, они вполне могут быть выполнены в технике линогравюры. Чем хороши такие рисунки? Сочные цвета, выразительные образы, а главное – таких рисунков можно изготовить большое количество. Как это может пригодиться в жизни? (например, быстро и много приготовить подарки).

- познакомить с линогравюрой; находить преимущества данной работы и практическое применение.

6

ПОКАЗ ПЕДАГОГА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИНОГРАВЮРЫ: Я для вас заранее на листах линолеума вырезала рисунки и сейчас вы попробуете напечатать различные рисунки самостоятельно. Сначала я вам покажу этапы работы – вы внимательно слушайте, запоминайте и после моего показа приступите к самостоятельному исполнению:

  1. Кладем резьбу на подкладной лист.
  2. Берем тычек, обмакиваем в краске и покрываем всю резьбу цветом.
  3. Кладем на окрашенную резьбу лист бумаги.
  4. Прокатываем лист валиком.
  5. Аккуратно снимаем лист бумаги с резьбы, смотрим на качество выполненной работы (есть ли места неокрашенные, значит, краску положили неравномерно) гравюру можно украсить цветными тычками.
  6. Вешаем лист на прищепку для высыхания.
  7. Убираем свое рабочее место.

- познакомить детей с последовательностью выполнения линогравюры и особенностями ее исполнения;

- развивать зрительную и слуховую память и восприятие;

7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:

(Оказание индивидуальной помощи затрудняющимся детям, те дети которые справились с заданием быстрее всех помогают в организации своей работы отстающим)

- дать возможность ученикам овладеть первичными навыками изображения с помощью инструментов, имитирующих печать.

8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА: Оценивание.

(За 6 мин до конца урока дети должны убрать свое рабочее место, линогравюры вывешиваются для просушки и для рассмотрения всеми учащимися)

Учитель: Ребята кто может рассказать о своих впечатлениях о работе в такой технике? (рассказы детей)

Интересна вам работа графической техникой? Что такое графика? Чем она отличается от живописи? Какие разновидности графики вы узнали сегодня на уроке?

Урок закончен, всем спасибо, до свидания! Дежурные остаются для уборки класса.

- воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна и линий одного цвета;

- воспитывать самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности;

-оценивать свой труд и труд других учащихся с позиции эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Математики на тему "Графики функций"

Урок математики на тему "Подготовка учащихся 9 класса к сдаче ГИА. Графики функций"...

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

Методическая разработка урока физики по теме: «Графики зависимости координат и пути от времени при движении с постоянным ускорением»

Цели урока:·        научить учащихся строить графики зависимости координаты, проекции перемещения и пути от времени при движении тела с постоянным ускорением;развива...

Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"

Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...

Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"

Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...

Методическая разработка в уроку математики на тему "Графики функции в ОГЭ"

К 9 классу ученики уже прошли все основные функции и их графики и должны понимать различие между ними. В презентации отражены графики функции представленные в ОГЭ и их главные отличия....