Главные вкладки

    План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Ляшенко Инна Николаевна

    План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx37.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    План- конспект урока

    изобразительного искусства для 5 класса

    учитель: Ляшенко Инна Николаевна

    Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Деятельностные цели:

    - Формирование представления о различных видах гербов;

    -Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл;

    -Создание эскиза герба семьи.

    Образовательная цель:        

     -Формирование гражданской позиции учащихся.

    Задачи.

    Личностные:

    -Формирование основ художественной культуры.

    -Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

    - Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

    Метапредметные:

    - Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

    - Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

    - Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

    Предметные:

    -Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

    -Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

    Оборудование к уроку:

    Компьютер, проектор, презентация по теме, лист формата А3,  линейка, простой карандаш, акварель, кроссворд, пособия: «Виды щитов», «Основные части герба», таблицы с изображением знаков-символов, выставка семейных фотографий, подготовленные сочинения «История моей семьи», опорные карточки с информацией о символике цвета, значении гербовых фигур, папка с шаблонами (формы гербов, стилизованные фигуры животных, растений).

    I. Организационный момент:

    Цель: проверить готовность класса к уроку, восприятию учениками нового материала.

    Задачи:

    для учителя:

    1. по необходимости при обнаружении недостатков готовности класса к уроку добиться их устранения;
    2. выявить отсутствующих и причины их отсутствия;
    3. настроить учеников на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

    для учеников:

    1. продемонстрировать готовность к работе на уроке;

       2) продемонстрировать способность и готовность осваивать предметный материал.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    - демонстрация  способности и готовности использовать (применять) полученные знания и умения в освоении предметного материала;

    - индивидуальная установка на личную ответственность за результаты своего труда.

    - создание настроя на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

    Личностные:

    самоорганизация

    Регулятивные:

    способность регулировать и прогнозировать деятельность на уроке

    II. Изучение нового материала:

    1. Этап формулировки темы и целеполагания:

    Цель:  принятие учащимися темы и цели урока как личностно значимых для себя.

    Задачи:

    для учителя:

    1. организовать работу с классом над формулировкой темы и по определению цели и задачи урока и их принятию;
    2. нацелить учеников на решение проблемного вопроса.

    для учеников: самостоятельно сформулировать  тему и определить исходя из нее и своих интересов цели урока, чтобы  сделать их значимыми для себя.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Смотря на иллюстрации учебника и наглядный материал на доске ученики формируют содержание темы урока:

    -Герб, флаг, гимн.

    Называют тему: «О чем нам рассказывают гербы и эмблемы»

    -Россия

    -Герб, флаг, гимн.

    -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.

    Ученики ставят перед собой задачу, используют ассоциации

    - Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе.

    - Мы создадим герб.

    Учитель предлагает найти содержание темы урока используя учебник и наглядный материал на доске.

    Сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня  предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем.

    - Как называется государство, в котором мы живем?

     У России, как и у любого государства есть свои символы.

    -Какие символы государства вы знаете?

    -А для чего они нужны и на сколько они важны?

    Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

    На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

    - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе?

    Какое творческое задание мы можем выполнить на уроке? Посмотрите в учебнике задание.

    - На уроке вы должны будете создать герб вашей семьи

    Познавательные: умение структурировать знания,

    умение осознанно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные:

    Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели

    2. этап «Открытие» обучающимися нового знания

    Цель: изучение  видов гербов, истории создания, изображений на гербах

    Задачи:

    для учителя:

    1. нацелить учеников на овладение содержанием темы для решения проблемного вопроса;

    2) создать условия для формирования у учащихся знаний о гербах

    для учащихся:  

    1. выявить когда и для чего возникли  гербы;
    2. дать характеристику изображений;

          3) взаимодействовать друг с другом в группе, представлять свое мнение        одноклассникам;

          4) оценивать свою работу и работу одноклассников.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Ученики просматривают слайды презентации и  отвечают на поставленные вопросы

    Здесь изображен  рыцарь  закованный в латы, также закован в латы его верный помощник в бою конь.

    Они изображались на щитах, шлемах, попонах лошадей.

    Геральдика – изучение и составление гербов

    Ответы учеников.

    Цветные полосы, изображение мечей, корону, животных, растения

    Геральдическая фигура - № 1, негеральдическая фигура - № 2

    «Со щитом или на щите».

    Ученики используя свой личный опыт определяют соответствия.

    Ответы учеников.

    Гербы городов.

    Изобразить герб семьи.

    Ответы учеников.

    Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    -Как вы думаете когда появились гербы? (Слайд 2)

    Правильно. Когда-то давным-давно во времена рыцарей и прекрасных дам возникло новое декоративное искусство. А возникло оно по одной простой причине.

    Посмотрите на экран.

    И таких рыцарей на поле брани много, как узнать где враг, а где соратник. Поэтому и появились отличительные знаки рыцарей – гербы.

    Где изображались гербы? Прочитайте в учебнике.

    Они изображались на щитах и штандартах (флагах).

    Возник новый вид декоративного искусства: геральдика. Посмотрите в учебнике определение «геральдика» (слайд 3). Герольды? – люди, занимающиеся этим искусством.

    Благодаря этому рыцари стали узнаваемыми (слайд 4).  

    Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными.

    Представьте себя герольдами, при составлении герба для рыцаря, что бы вы изобразили на нем?

    Целью изображений на гербах было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству.

    Тогда и появилось слово герб. (слайд 5)

    Давайте посмотрим на щиты на странице учебника. Что мы видим?

    Давайте рассмотрим форму щитов (слайд 6). Известно пять форм западноевропейских щитов: треугольный – варяжский, самый древний, овальный – итальянский, испанский – плоский сверху и закругленный снизу, французский – заостренный внизу и германский – фантазийный.

    Прочитайте в учебнике определения «геральдические фигуры» и «негеральдические фигуры».

     Поле щита может быть однотонное или разделенное, сложное. (слайд 7). Такое деление называется геральдическими фигурами.

    Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных натуральных или фантастических, растений, предметов быта, оружия (слайд 8).

    Посмотрите на экран, скажите под каким номером изображена геральдическая фигура, а под каким негеральдическая фигура?

     (Слайд 9) Посмотрите на изображение  этих гербов. Их поддерживают животные- щитодержатели. Внизу изображения вы видите на ленте девиз.

    Девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. ( слайд 10). Вспомните какой девиз использовали спартанцы? Учитель предлагает ученикам воспользоваться раздаточным материалом, находящимся на партах.

    Составьте соответствие символического значения цвета и изображений животных, предметов и растений, использующихся при составлении гербов.

    Каждое условное изображение имело свое значение (слайды 11, 12, 13).

    Подумайте кроме рыцарей кто еще имеет герб? Посмотрите на иллюстрации в учебнике.

    Государственный герб имеет каждое государство мира. (слайд 14) герб России. (Сообщение учащихся)

    Посмотрите,  а это герб Алтайского края. (слайд 15)

    Герб имеют все города мира (слайд 16). Герб города Москвы. (Сообщение учащихся)

    А это герб города Бийска ( слайд 17).

     Гербы имели ремесленные мастерские ( слайд 18).

    Давайте вспомним наше творческое задание.

    Ну и конечно же гербы имели очень многие российские семьи. (слайд 19).

    Прочитайте представленные на слайде гербы знаменитых семей России Пушкиных и Багратион.

    Посмотрите и прочитайте совремнные варианты семейных гербов ( слайд 20)

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Динамическая пауза

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Один из учащихся показывает упражнения. Остальные повторяют.

    Организует, следит за безопасностью.

    Личностные:

    3. Этап первичного закрепления

    Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

    Задачи:

    для учителя:

           1) организовать проверку и рефлексию усвоения нового материала.

    для учащихся:

    1. выполнить задания, предложенные учителем;

          2) провести самоконтроль и рефлексивный анализ своей деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Ученики отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд.

    Предлагает ответить на вопросы в учебнике, разгадать кроссворд в рабочей тетради

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

    4. Этап- Творческая практическая деятельность

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Учащиеся выполняют творческое задание.

    Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

    Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

    -А сейчас я предлагаю вам создать герб семьи, который будет являться отличительным знаком вашей семьи.

    Подумайте, какие особенности вашей семьи могут быть изображены, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.

    Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

    Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

    5. Этап рефлексия

    Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

    Задачи:

    для учителя:

           1) организовать рефлексию усвоения нового материала.

    для учащихся:

           1) провести рефлексивный анализ своей деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

    Учитель организовывает рефлексию.

    -Я знаю…

    -Я понимаю…

    -Для меня было открытием…

    -У меня получилось…

    -Мне понравилось…

    Учитель показывает наиболее удачные эскизы герба семьи.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

    Рефлексия;

    Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

    6. Заключительная часть урока.

    Цель: 

          1) подвести итоги урока и выставить оценки учащимся;

          2) ответить на вопросы, дать рекомендации;

          3)дать домашнее задание:

    Домашнее задание

    Цель: применение полученных знаний в нестандартных ситуациях

    Задачи:

    для учителя: дать задания ученикам на выбор творческого характера

    для учащихся: показать полученные знания при выполнении творческих заданий

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Записывают задание в дневниках

    Выполнить задание №2 в учебнике, по выбору:

    1. Придумать эмблему класса.

    2. Придумать эмблему школьного кабинета по выбранному предмету

    3. Придумать эмблему клуба по интересам

    Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

    Литература

    1. Н.А.Горяева, О.В. Островская, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
    2. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс. Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
    3. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
    4. Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

    Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

    Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

    Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

    План - конспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и жизни"

    На данном уроке речь идет о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи, у разных народов...

    Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" (ФГОС)

    Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" по программе Б.М.Неменского....

    Урок изобразительного искусства в 5 классе "О чём нам рассказывают гербы"

    Урок ИЗО в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления ТРКМ...

    План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс

    План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс...

    План - конспект урока "Искусство Древнего Египта"

    Урок изучения нового материала. Знакомит учащихся с религией древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства....