Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Оксана Геннадиевна Литовко

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО

Литовко Оксана Геннадиевна,

учитель ГБОУ №472 п.Левашово

Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Тема: О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Тип: Урок получения и закрепления новых знаний

Цель: формирование у учащихся понимания геральдической  символики, как отличительного знака; развить понимание элементов символики и цвета в геральдическом искусстве

 

Задачи:

Образовательные:  

Познакомить с  символикой гербов по форме и цвету

Развивающие:

 развитие творческой и познавательной активности, ;

- развить  зрительную память, образное воображение и память, художественный вкус

- соблюдать внимание и аккуратность выполняя работу;

Воспитательные:

- воспитывать  художественный вкус и интерес к творчеству;

- воспитывать чувства патриотизма,

- воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

УУД:

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роль искусства в жизни человека; уметь фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать свою художественную работу и работу одноклассников , основываясь на полученных знаниях и тематике данной темы.

— Регулятивные УУД: овладеть главными выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом; овладеть техникой пользования  различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вариантивно мыслить при решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от поставленных задач и условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; умение объяснять свой выбор; критично относиться к своему мнению и творческой работе, а также понимать точку зрения другого;

Межпредметные связи: история, литература, музыка, МХК.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Для учителя: презентация по теме урока, ПК учителя, медиапроектор,

Литература: Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2017.

Для учащихся: листы формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Практическая работа: Выполнение макета (эскиза) герба.

Структура

1. Организационный этап – 1 мин.

2. Изучение нового материала - 10 мин.

3. Практическая работа. – 25 мин.

4. Подведение итогов – 8 мин.

5. Завершение урока – 1 мин

Продолжительность урока: 45 минут.

1. Организационный этап – 1 мин.

Приветствие. Проверка готовности

2. Изучение нового материала – 10 мин.

Ребята, если ы обратим внимание на мир вокруг : вывески магазинов, парикмахерских, банков, метро  , аптек; дорожные знаки и светофоры; обозначения внутри помещений – большинство имеет определенные символы, которые мы понимаем, без объяснения. Этому есть обьяснение. Давайте вместе разберемся.

(Слайд 1)

На экране вы видите государственную символику – герб Российской федерации и города Санкт – Петербурга.

Герб России

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

В. Степанов

Так что же такое герб?

(Слайд 2)

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства...

(Слайд 3)

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.

(Слайд 4)

В 14—15 веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников.

Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука — геральдика, связанная с составлением гербов.

(Слайд 5)

Рассмотри форму щитов, а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.

Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры — изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.).

(Слайд 6)

Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга — знание; пчела — трудолюбие; лавр — славу; крылатый змей — зло, смуту; дракон — могущество; рука — храбрость.

(Слайд 7)

Цвет тоже имел символическое значение. Желтые и белые цвета соответствовали цвету золота и серебра (металлы). Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро — символом невинности и чистоты. Использовались еще пять цветов: червленый (темно-красный) — символ любви, смелости, голубой— символ красоты и величия; зеленый — символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) — могущества; черный — мудрости.

(Слайд 8)

Самую важную часть герба – щит – обычно  поддерживают фигуры щеткодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны,  а так же шлем. Справа и слева  короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом. Указывающим на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его еще более декоративным и торжественным.

(Слайд 9)

Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражали то характерное, что было присуще данному городу: природу, образы народных сказаний и т. д.

Свои гербы имеют и республики, входящие в состав Российской Федерации. Так, например, выглядят гербы Москвы и  республики Татарстан.

3. Практическая работа. – 25 мин.

(Слайд 10)

Задание: Придумайте свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов. Рисунок и цветовое решение должно быть лаконичным и декоративным.

4. Подведение итогов – 8 мин.

Обсуждение и оценивание работ учащихся

5. Завершение урока – 1 мин

На сегодня урок подошел к концу. Спасибо за внимание, до новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Учитель изобразительного искусства Литовко Оксана Геннадиевна, ГБОУ №472 п.Левашово Выборгского раойна г.Санкт -Петербурга

Слайд 2

Государственная символика – герб Российской Федерации и г. Санкт - Петербург

Слайд 3

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства...

Слайд 4

Геральдические боевые щиты

Слайд 5

Геральдические платья

Слайд 6

Формы щитов, деление и фигуры – символы на них

Слайд 7

Условные изображения и их значения

Слайд 8

Символическое значение цвета

Слайд 9

Фамильный герб с лошадьми намет корона щитодержатели щит девиз

Слайд 10

Герб Москвы . Герб республики Татарстан.

Слайд 11

Задание: Придумайте свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов. Рисунок и цветовое решение должно быть лаконичным и декоративным.

Слайд 12

Завершение урока. На сегодня урок подошел к концу. Спасибо за внимание, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "История изобразительного искусства" на тему "Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана"

В данном конспекте описывается краткие сведения из биографии И. Левитана, описание основных его произведений, выявлены особенности живописной техники великого художника-пейзажиста...

конспект урока по изо: "Жанры изобразительного искусства"6 класс

.Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности...

Конспект урока 8 класс по теме "Искусство вокруг нас"

Конспект урока по курсу Искусство 8-9 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская", презентация к уроку, приложение...

Конспект урока "Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь"

Урок в 7 классе. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»,...