Конспект урока "Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

 Урок в 7 классе. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_urok_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь»

(Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  2. Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины.
  3. Формировать зрительские умения и навыки.
  4. Воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  5. Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  2. Плакаты с эпиграфами.
  3. Музыкальный ряд: Четвёртая симфония А. Шнитке; «Токкато и фуга ре минор» И.-С. Бах.
  4. Видеозаписи.

Тип урока: беседа

Ход урока

Эпиграфы:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…

Евангелие от Павла

(Первое послание

коринфянам, 13, 14-8)

Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери

Звучит колокольный звон – фрагмент из Четвёртой симфонии А. Шнитке.

Учитель. «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить её.

Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всём протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Её-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт.

Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.

Ученики, заранее подготовленные, пересказывают в лицах с элементами инсценирования библейскую притчу.

Просмотр фильма  «Притча о блудном сыне».

(У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».

Встал и пошёл к отцу своему.

И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым».

Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся».)

Учитель. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?

Ученики. Встреча отца и сына.

Учитель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (Демонстрирует репродукцию.) Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу нам помогут вопросы, написанные на доске:

  1. История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).
  2. Отец и сын.
  • Чьи фигуры изображены в центре картины?
  • Видно ли лицо сына?
  • Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из лёгких?
  • Что говорит о его раскаянии?
  • Каким чувством проникнут отец?
  • Что выражают руки и лицо старика?
  1. Реакция окружающих.
  • Что выражают лица стоящих рядом?
  • Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
  1. Композиция картины.
  2. Идея картины.

После беседы учитель расставляет на четырёх столах таблички: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».

Учитель. Предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.

На экране слайд-репродукция картины Рембрандта, на фоне «Токкаты и фуги ре минор» И.-С. Баха звучит рассказ.

В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет её взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.

Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из лёгких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь ещё сильнее выделяют словно светящиеся тёплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.

Учитель просит ребят порассуждать о позиции художника – согласиться или поспорить с ним. Им предлагается ролевая игра: учитель – корреспондент, берущий интервью, ученики – персонажи картины.

Учитель. «Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушёл из дому, взяв полагающееся ему наследство?

  • Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?
  • Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
  • «Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?
  • О чём вы подумали, когда пришли в себя?
  • Как изменится впоследствии ваша жизнь?
  • «Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
  • Каково ваше отношение к брату?
  • «Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
  • Каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
  • Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
  • Спасибо. А теперь вопросы ко всему классу:
  • Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?

Ученики. Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.

Учитель. Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (Зачитывает.) Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «…Был как бы мёртв и ожил»?

Ученики. Ожил, то есть в нём возродилась способность к любви.

Учитель. Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Ученики (единодушно). Старший сын.

Учитель. Притча – это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?

Ученики (желающих ответить много). Милосердию, прощению.

Учитель. Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть её. 

Учитель. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?

Ученики. Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий.

Учитель. Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери… (Читает эпиграф.) Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.

Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далёко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Песня, которая сейчас прозвучала, - моё пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной – зависит от вас!

Домашнее задание: соберите материал на тему «Великие музеи мира». (Главные музеи России.)

Список музеев:

  1. Лувр.
  2. Кунсткамера.
  3. Эрмитаж.
  4. Третьяковская галерея.
  5. Дрезденская галерея.
  6. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
  7. Государственный Русский музей и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока по ИЗО в 7 классе на тему «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь».

Данный урок оснащён презентацией, подготовленной специально для этого урока. Изучение нового материала проходит в виде ролевой игры. Этап повторения предусматривает задания разного уровня. На уроке уч...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....

Перспективный план по самообразованию учителя по предмету "Изобразительное искусство" Званской Любови Валентиновны.

Дан перспективный план по самообразованию учитетелем изобразительного искусства Званской Л.В....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...