Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классе

по программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.

учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokakosmos_v_muzyke_i_v_zhivopisi.docx18.32 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.59 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Космос в музыке и в живописи»

                           

   Урок в 6 классе

Тема урока: «Космос в музыке и в живописи»

Тип урока  Интегрированный

Вид урока: урок- путешествие

Цель: Создание условий для  развития  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов  системно - деятельного обучения.

Задачи:

- знакомство учащихся с произведениями композиторов Чарльза Айвза  и Э.Артемьева;

- учить понимать язык музыки и изобразительного искусства;

- выявить какие средства  музыки и живописи помогают определять созвучие музыкальных и живописных образов, содержащих восприятие учащимися о вечности мироздания.

- обобщить  накопленный жизненно-музыкальный опыт учащихся, закрепить представления о взаимосвязи музыки и изобразительном искусстве на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, синтезатор, мольберт.

Формы и методы: групповые, коллективные

Ход урока

Музыкальное приветствие

Поют дети и учитель:

«Утро, здравствуй, мы любим тебя,

Солнце, здравствуй, мы любим тебя,

Небо здравствуй, мы любим тебя,

Люди, здравствуйте!»

Эпиграфом нашего  урока будет высказывание итальянского художника Леонарда да Винчи (Слайд 1).

 Сейчас мы прослушаем  фрагмент музыкального произведения.

Ваша задача, внимательно вслушаться  и после прослушивания ответить на вопросы.

Звучит музыка группы «СПЕЙС».

1.Скажите, к какому жанру относиться это произведение? (вокальный, инструментальный),

 2. В каком исполнении прозвучало это произведение; (инструментального ансамбля)

3. Какие, интонации прослеживались? (спокойные, ровные, летящие, таинственные..), а как воздействовала музыка на ваше воображение, т.е. что вы представили,  (ощущения  полёта, легкости, невесомости,  дали..)

Учитель: Этот  фрагмент   прозвучал   в исполнении    французской группы, с англоязычным названием «Спейс»,  что  в переводе на русский язык означает «Космос».  

(Слайд 2)  Дидье Маруани  в 1977 году сформировал  группу «Спейс, которая работала в 80-е годы в жанре синти-поп и электроника.

(Слайд 3,4) Синти-поп - жанр электронной музыки в 1980- годы становился популярным,  в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр этот возник в Японии и Великобритании.

– Продолжить   наш  урок хочу отрывком  одного из стихотворений Людмилы Шакун (Слайд 5)

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Верно, о космосе! (Слайд 6)

Вам нравиться смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко, высоко над Землёй?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.

- Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью)

Звездное небо – великая книга Природы.  Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам уже знакомы. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения и назовем композитора и название его сочинения.

Да, это американский композитор начала 20 века  Чарльз Айвз, который сочинял своеобразную, необычную музыку, как сама Вселенная.  (Слайд 7)

Фрагмент музыкального произведения,  который  прозвучал, трудно назвать просто симфоническим произведением, мы говорили, что это  -  музыкальный  пейзаж.  ВСТАВКА. СЛАЙД  -  О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖ

Космос-это огромная вселенная, а человек, только её малая частичка. Сколько бы мы не изучали Космос, всё равно останется масса неизведанного, неопознанного.  (ВСТАВКА О СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖНИКЕ СЛАЙДЫ)

Сейчас мы услышим  с вами  фрагмент  произведения отечественного композитора XX века  Эдуарда Николаевича Артемьева, чье имя вам пока не знакомо.  В каком исполнении прозвучал фрагмент произведения?  (В электромузыкальном)

С появлением электромузыкальных инструментов, значительно расширились возможности создания музыки.  И композитор Э.Н.Артемьев, тоже создал в своих музыкальных  сочинениях образы космоса, при помощи электромузыкального инструмента синтезатора. (Слайд 10 разновидности)

Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

Давайте сейчас назовем средства выразительности, которые используют как композиторы, так и художники в своих работах над различными  произведениями. (Слайд 14 средства)

 А теперь я предлагаю по вашему желанию  сымпровизировать   игру на синтезаторе с использованием выразительных средств, а остальные учащиеся  в своих группах передают свои восприятия на рисунках.

Э.Н.Артемьев назвал свое сочинение  «Мозаика»  (Слайд 12)

Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций. ВСТАВКА МОЗАИКА  коротко  о технике

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны,  вибрирующие в пространстве, блики,  пение - звуки, отражение...

Композитор  применил , технику музыкальных композиций. (Слайд 13)  «Cонорика» (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции.
Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты
.

Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса (показ цветового спектра).

В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.  Итак, приступаем к практической работе и под звучание музыкального произведения Э.Н.Артемьева. Выполните рисунки в различных  техниках.  

(Слайды по техникам)

Итог урока

 Наше космическое путешествие подходит к концу.

И в заключении представляем выставку своих работ и поём песню «Космос» В.Ярушина.

Космос, как старый колдун,

Молча, тайны хранит.

Там, среди звезд и планет,

есть ему, что скрывать.

Солнце восходит в зенит,

снова ракета летит,

Чтобы из тысячи тайн

хоть одну разгадать.

Вот бы и нам

полететь высоко-высоко.

Вот бы и нам

по одной из планет погулять.

Пусть это все нелегко,

пусть это все далеко,

Будем учиться мы

и о полетах мечтать.

Припев.

С солнечным рассветом

сядем мы в ракету с тобой,

Двигатели,  ахнут, и земной нарушат покой.

Надо торопиться, надо много в жизни успеть,

Чтобы, как Гагарин, землю хоть разок облететь.

Там, говорят, можно встретить всегда НЛО,

Там, говорят, есть подобные нам существа.

Вот бы нам их повстречать, сможем мы друг друга понять.

Будем учить повторять их простые слова.

Припев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дидье Маруани в 1977 году создал группу « Спейс »

Слайд 3

« Space » – французская группа с англоязычным названием, которое в переводе на русский язык означает «космос», работаюшая в жанре синти-поп и электроника. Коллектив сформировался в 1977 году, благодаря Дидье Маруани . В 1975 Во Франции выходит первая сольная пластинка Дидье Маруани , пользовавшаяся большим успехом на родине

Слайд 4

Синти-поп - жанр электронной музыки, в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр возник в Японии и Великобритании.

Слайд 5

американский композитор Чарльз Айвз Он очень любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность , четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику - метод музыкальной композиции, ),

Слайд 6

Артемьев Эдуард Николаевич Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.

Слайд 7

МОЗАИКА В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО, ОЗНАЧАЕТ ПОСВЯЩЕННАЯ МУЗАМ, А В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЗАИКА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЛИ ОРНАМЕНТ, СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ ПРОСТЕЙШИХ ЦВЕТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ – КУСОЧКОВ РАЗНОЦВЕТНЫХ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ, СТЕКЛА (СМАЛЬТЫ). КЕРАМИКИ. ДЕРЕВА ИЛИ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ.

Слайд 8

МОЗАИКА

Слайд 9

« Cонорика » ( от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции. Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты. Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…

Слайд 20

1.Космос, как старый колдун, молча тайны хранит. Там, среди звезд и планет, есть ему, что скрывать. Солнце восходит в зенит, снова ракета летит, Чтобы из тысячи тайн хоть одну разгадать. Вот бы и нам полететь высоко-высоко. Вот бы и нам по одной из планет погулять. Пусть это все нелегко, пусть это все далеко, Будем учиться мы и о полетах мечтать. Припев. С солнечным рассветом сядем мы в ракету с тобой, Двигатели ахнут и земной нарушат покой. Надо торопиться, надо много в жизни успеть, Чтобы, как Гагарин, землю хоть разок облететь. 2.Там, говорят, можно встретить всегда НЛО, Там, говорят, есть подобные нам существа. Вот бы нам их повстречать, сможем друг друга понять. Будем учить повторять их простые слова. Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 8 классе Тема урока: «Дизайн и архитектура моего сада»

Аннотация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада».      Целью данного урока  является знакомство учащихся с пр...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Тематическое планирование по изобразительному искусству (курс 6 класса), Тема урока: "Пейзаж в живописи".

Урок по теме "Пейзаж в живописи" является пятым уроком в теме "Изобразительное искусство и мир природы" курса 6 класса. На предыдущих уроках дети изучали историю возникн...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».

На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников.  ...

«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...