Главные вкладки

    Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Федина Елена Георгиевна

    Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели игрушки. Но т.к. одной из задач урока была систематизация  и обобщение знаний о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская и Каргопльская), особенностях формы и росписи, то часть урока была проведена с использованием занимательных заданий на повторение. Главными составляющими успешного урока считаю: хорошую мотивацию, единую сюжетную линию, многообразие форм и обилие наглядного материала (таблицы, рисунки и презентация, подготовленная к уроку).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                            МБОУ "Илькинская СОШ"  

    Урок изобразительного искусства в 5 классе

    Тема урока: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

    Учитель: Федина Елена Георгиевна.

    Дата проведения: 18 октября 2013 г.

    Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

    Тема урока: Роспись собственной модели игрушки.

    Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

    Вид урока: урок-практикум.                                                      

    Цели и задачи:

     1) Систематизировать и обобщить знания учащихся о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.      

     2) Углубить познания учащихся о народных промыслах родного края на примере         Ковровской глиняной игрушки.                                    

    3) Формировать навыки работы с художественными материалами.

    4) Развивать творческую и познавательную активность        , художественную фантазию и вкус.

    5) Воспитывать интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

    Оборудование: для учителя - материалы компьютерной презентации, учебные таблицы "Элементы Дымковской, Филимоновской и Каргопольской росписи", готовые изделия,  репродукции и фотографии народных игрушек; для учащихся - учебник, заготовка игрушки, акварель или гуашь, фломастеры, кисти (№1, 2), баночка для воды, тряпочка.

    Музыкальный ряд: русские народные песни.        

                                                               Ход урока.

    1. Организационный этап.     (Слайд 1)

    (Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

    2.Сообщение темы и целей урока.

    Много игрушек есть у ребят.

    Медведи и зайцы на полках стоят.

    Мы же игрушку сделали сами,

    Её и распишем своими руками.

          (Слайд 2)  Добро пожаловать на итоговое занятие по теме "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Урок наш будет необычным. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а в другом помещении. Отгадав загадку, вы узнаете в каком.                                                                                                                                                          Что за комната такая?                                                                                                                       И большая, и сверкает,                                                                                                                            В ней всего так много есть:                                                                                                           Краски, кисти, штук по шесть,                                                                                                            

    И большое полотно,

    Разрисовано оно.      (Мастерская художника).

    Мы с вами находимся в мастерской, где расписывают игрушки.    (Слайд 3)

           Ребята, вы все знаете, что в декабре нашей школе исполняется 100 лет. Будет много гостей. В нашу мастерскую поступил заказ на роспись сувенирных игрушек для самых почётных гостей этого торжества. Мы должны очень постараться, чтобы у нас получились самые красивые игрушки.

          В соседней мастерской уже были сделаны заготовки. Наша задача - вдохнуть в них жизнь, т.е. расписать как дымковскую, филимоновскую и каргопольскую.

    3. Повторение теоретических сведений.

          Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте повторим особенности каждого вида игрушек.                                                                                                                                               Вопросы для беседы:                                                                                                                                - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? (Из глины)                                                      - Как назывался праздник с ярмарками, торгами и гуляньями, который проводился в Вятке? (Свистунья)                                                                                                                              - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? (Очень жирная маслянистая глина)    - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек? (Конь-Полкан)

    1 задание: "Найди ошибки художника" (выполняет пара учеников сидя за партой) Приложение 3.

    2 задание: "Кто на каком коне приехал?" (выполняет на доске один ученик) Приложение 1.

    3 задание: "Подбери фартук для барышни"(выполняется на доске совместно)Приложение 2.

     (Ребята делают выводы  об особенностях формы и росписи каждого вида игрушек)  (Слайды 4,5,6)                                                                                                                                    Дымковская - пышные формы, яркие краски, элементы  геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки.                                                                    Филимоновская - удлинённые формы, три основных цвета: малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный,  узор состоит из полосок, ёлочек и точек.                                                                                                            Каргопольская - приземистые неуклюжие фигурки, разные краски, простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.

     Во многих городах нашей необъятной страны есть мастерские по изготовлению изделий из глины, в том числе и игрушек. Давайте вспомним, какая игрушка откуда к нам "приехала".      (Слайд 7)

            Дымковская - Кировская область

            Филимоновская - Тульская область

            Каргопольская - Архангельская область

            Хлудневская - Калужская область

            Абашевская - Пензенская область

    4. Сообщение новых сведений.

    На территории какой области мы живём? (Владимирской) 

    Оказывается наша Владимирская земля тоже славится мастерами-игрушечниками.

    Выступление ученика с результатами поисковой работы - презентация "Ковровская игрушка". Приложение 4.

    5. Физкультминутка.    (Слайд 8)

                             Что рисует мальчик странный

            На мольберте утром рано?

            Это - мама, это - папа и любимая собака.

            Это - солнце вместе с нами,

            Светит добрыми лучами...

            Нарисую маме поле,

            Где гуляют на просторе

            И зайчонок, и бельчонок,

            И весёлый лис-плутишка,

            Всех лесных зверей братишка.

            Встанет мама утром рано,

            Перед ней - моя поляна...

    6. Практическая работа.        (Слайд 9)

    Молодцы, ребята, теперь мы можем приступить к выполнению заказа.

    (На доску вывешиваются таблицы-помощницы) Приложение 5.

    Учащиеся приступают к работе.

    (Включаются записи русских народных песен).

    Во время практической работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность приёмов работы, оказывая помощь, контролируя объём и качество выполняемой работы.

    7. Итог урока.

    1) Выставка работ учащихся.

    Ребята ставят готовые работы на стол "готовой продукции". Те, кто не закончил, доделают работу дома и принесут на следующий урок.                                                                                      

    2) Оценивание работы учащихся на уроке.                                                                            

    Самым активным вручаются медали "За активную работу на уроке".   Приложение 6.                                                  

    3) Заключительное слово учителя.                                                                                                            

         Я думаю, что задание, которое вы сегодня выполняли, позволило вам почувствовать, насколько интересна работа художника-игрушечника. Я уверенна, что игрушки понравятся тем, кому они будут подарены и принесут им удачу. Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Дубровина:           (Слайд 10)

                               Творенья умельцев дороже

                               Душе моей всяких иных

                              И чем-то особым и звонким похожи

                              На тех, кто задумывал их.

               

    .

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках». Учитель МБОУ «Илькинская СОШ» Федина Е.Г. 2013 – 2014 учебный год

    Слайд 2

    Много игрушек есть у ребят…

    Слайд 3

    Тема урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

    Слайд 4

    Художественная мастерская

    Слайд 5

    Дымковская игрушка 1. Пышные формы. 2. Яркие краски. 3. Узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.

    Слайд 6

    Филимоновская игрушка 1. Удлинённые формы. 2. Основные цвета: малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. 3. Узор: полоски, ёлочки, точки.

    Слайд 7

    Каргопольские игрушки 1. Приземистые неуклюжие фигурки. 2. Разные краски. 3. Простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.

    Слайд 8

    «Родина» игрушек Дымковская – Кировская область Филимоновская – Тульская область Каргопольская – Архангельская область

    Слайд 9

    Абашевская – Пензенская область Хлудневская – Калужская область

    Слайд 10

    Физкультминутка Что рисует мальчик странный На мольберте утром рано? Это - мама, это - папа и любимая с обака. Это – солнце, вместе с нами, Светит добрыми лучами... Нарисую маме поле, Где гуляют на просторе И зайчонок, и бельчонок, И весёлый лис-плутишка, Всех лесных зверей братишка. Встанет мама утром рано, Перед ней - моя поляна...

    Слайд 11

    Чудо-игрушки

    Слайд 12

    Творенья умельцев дороже Душе моей всяких иных И чем-то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б. Дубровин Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

    Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

    Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

    В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 9 класс. Тема: «Театральное искусство и художник»

    Цель:-  Познакомить учащихся с историей и искусством театра, и ролью художника – оформителя.Задачи:1.        Познакомить, углубить и закрепить знания учащ...

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 5 класс. Тема: «Декор русской избы».

    План - Конспект урока ИЗО для  5  класса. (№2)Тема: «Декор русской избы»....

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 6 класс. Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    План - Конспект урока ИЗО для  6  класса.(№1)Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств....

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 6 класс. Тема: «Рисунок - основа изобразительного искусства»

    План-конспект урока ИЗО для 6 класса (№2).Тема: «Рисунок - основа изобразительного искусства»...


     

    Комментарии

    Стеблецкая Наталья Анатольевна

    Понравилась разработка урока и яркая, достаточно иформативная для пятиклассников, презентация.