Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Федина Елена Георгиевна

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели игрушки. Но т.к. одной из задач урока была систематизация  и обобщение знаний о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская и Каргопльская), особенностях формы и росписи, то часть урока была проведена с использованием занимательных заданий на повторение. Главными составляющими успешного урока считаю: хорошую мотивацию, единую сюжетную линию, многообразие форм и обилие наглядного материала (таблицы, рисунки и презентация, подготовленная к уроку).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МБОУ "Илькинская СОШ"  

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Учитель: Федина Елена Георгиевна.

Дата проведения: 18 октября 2013 г.

Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

Тема урока: Роспись собственной модели игрушки.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Вид урока: урок-практикум.                                                      

Цели и задачи:

 1) Систематизировать и обобщить знания учащихся о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.      

 2) Углубить познания учащихся о народных промыслах родного края на примере         Ковровской глиняной игрушки.                                    

3) Формировать навыки работы с художественными материалами.

4) Развивать творческую и познавательную активность        , художественную фантазию и вкус.

5) Воспитывать интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Оборудование: для учителя - материалы компьютерной презентации, учебные таблицы "Элементы Дымковской, Филимоновской и Каргопольской росписи", готовые изделия,  репродукции и фотографии народных игрушек; для учащихся - учебник, заготовка игрушки, акварель или гуашь, фломастеры, кисти (№1, 2), баночка для воды, тряпочка.

Музыкальный ряд: русские народные песни.        

                                                           Ход урока.

1. Организационный этап.     (Слайд 1)

(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

2.Сообщение темы и целей урока.

Много игрушек есть у ребят.

Медведи и зайцы на полках стоят.

Мы же игрушку сделали сами,

Её и распишем своими руками.

      (Слайд 2)  Добро пожаловать на итоговое занятие по теме "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Урок наш будет необычным. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а в другом помещении. Отгадав загадку, вы узнаете в каком.                                                                                                                                                          Что за комната такая?                                                                                                                       И большая, и сверкает,                                                                                                                            В ней всего так много есть:                                                                                                           Краски, кисти, штук по шесть,                                                                                                            

И большое полотно,

Разрисовано оно.      (Мастерская художника).

Мы с вами находимся в мастерской, где расписывают игрушки.    (Слайд 3)

       Ребята, вы все знаете, что в декабре нашей школе исполняется 100 лет. Будет много гостей. В нашу мастерскую поступил заказ на роспись сувенирных игрушек для самых почётных гостей этого торжества. Мы должны очень постараться, чтобы у нас получились самые красивые игрушки.

      В соседней мастерской уже были сделаны заготовки. Наша задача - вдохнуть в них жизнь, т.е. расписать как дымковскую, филимоновскую и каргопольскую.

3. Повторение теоретических сведений.

      Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте повторим особенности каждого вида игрушек.                                                                                                                                               Вопросы для беседы:                                                                                                                                - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? (Из глины)                                                      - Как назывался праздник с ярмарками, торгами и гуляньями, который проводился в Вятке? (Свистунья)                                                                                                                              - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? (Очень жирная маслянистая глина)    - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек? (Конь-Полкан)

1 задание: "Найди ошибки художника" (выполняет пара учеников сидя за партой) Приложение 3.

2 задание: "Кто на каком коне приехал?" (выполняет на доске один ученик) Приложение 1.

3 задание: "Подбери фартук для барышни"(выполняется на доске совместно)Приложение 2.

 (Ребята делают выводы  об особенностях формы и росписи каждого вида игрушек)  (Слайды 4,5,6)                                                                                                                                    Дымковская - пышные формы, яркие краски, элементы  геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки.                                                                    Филимоновская - удлинённые формы, три основных цвета: малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный,  узор состоит из полосок, ёлочек и точек.                                                                                                            Каргопольская - приземистые неуклюжие фигурки, разные краски, простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.

 Во многих городах нашей необъятной страны есть мастерские по изготовлению изделий из глины, в том числе и игрушек. Давайте вспомним, какая игрушка откуда к нам "приехала".      (Слайд 7)

        Дымковская - Кировская область

        Филимоновская - Тульская область

        Каргопольская - Архангельская область

        Хлудневская - Калужская область

        Абашевская - Пензенская область

4. Сообщение новых сведений.

На территории какой области мы живём? (Владимирской) 

Оказывается наша Владимирская земля тоже славится мастерами-игрушечниками.

Выступление ученика с результатами поисковой работы - презентация "Ковровская игрушка". Приложение 4.

5. Физкультминутка.    (Слайд 8)

                         Что рисует мальчик странный

        На мольберте утром рано?

        Это - мама, это - папа и любимая собака.

        Это - солнце вместе с нами,

        Светит добрыми лучами...

        Нарисую маме поле,

        Где гуляют на просторе

        И зайчонок, и бельчонок,

        И весёлый лис-плутишка,

        Всех лесных зверей братишка.

        Встанет мама утром рано,

        Перед ней - моя поляна...

6. Практическая работа.        (Слайд 9)

Молодцы, ребята, теперь мы можем приступить к выполнению заказа.

(На доску вывешиваются таблицы-помощницы) Приложение 5.

Учащиеся приступают к работе.

(Включаются записи русских народных песен).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность приёмов работы, оказывая помощь, контролируя объём и качество выполняемой работы.

7. Итог урока.

1) Выставка работ учащихся.

Ребята ставят готовые работы на стол "готовой продукции". Те, кто не закончил, доделают работу дома и принесут на следующий урок.                                                                                      

2) Оценивание работы учащихся на уроке.                                                                            

Самым активным вручаются медали "За активную работу на уроке".   Приложение 6.                                                  

3) Заключительное слово учителя.                                                                                                            

     Я думаю, что задание, которое вы сегодня выполняли, позволило вам почувствовать, насколько интересна работа художника-игрушечника. Я уверенна, что игрушки понравятся тем, кому они будут подарены и принесут им удачу. Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Дубровина:           (Слайд 10)

                           Творенья умельцев дороже

                           Душе моей всяких иных

                          И чем-то особым и звонким похожи

                          На тех, кто задумывал их.

           

.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках». Учитель МБОУ «Илькинская СОШ» Федина Е.Г. 2013 – 2014 учебный год

Слайд 2

Много игрушек есть у ребят…

Слайд 3

Тема урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

Слайд 4

Художественная мастерская

Слайд 5

Дымковская игрушка 1. Пышные формы. 2. Яркие краски. 3. Узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.

Слайд 6

Филимоновская игрушка 1. Удлинённые формы. 2. Основные цвета: малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. 3. Узор: полоски, ёлочки, точки.

Слайд 7

Каргопольские игрушки 1. Приземистые неуклюжие фигурки. 2. Разные краски. 3. Простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.

Слайд 8

«Родина» игрушек Дымковская – Кировская область Филимоновская – Тульская область Каргопольская – Архангельская область

Слайд 9

Абашевская – Пензенская область Хлудневская – Калужская область

Слайд 10

Физкультминутка Что рисует мальчик странный На мольберте утром рано? Это - мама, это - папа и любимая с обака. Это – солнце, вместе с нами, Светит добрыми лучами... Нарисую маме поле, Где гуляют на просторе И зайчонок, и бельчонок, И весёлый лис-плутишка, Всех лесных зверей братишка. Встанет мама утром рано, Перед ней - моя поляна...

Слайд 11

Чудо-игрушки

Слайд 12

Творенья умельцев дороже Душе моей всяких иных И чем-то особым и звонким похожи На тех, кто задумывал их. Б. Дубровин Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"

Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока:         способствовать формированию у учащихся образного пр...


 

Комментарии

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Понравилась разработка урока и яркая, достаточно иформативная для пятиклассников, презентация.