Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Лисова Ирина Геннадьевна

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Описание

Тип урока

Урок- обобщение, урок-практикум

Класс

5 класс

Тема

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Образовательная программа, автор

Программа для общеобразовательных учреждений        «Изобразительному искусству Б.М.Неменского» для 5 класса, - М.: Мнемозина,2012.)

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Данный урок является продолжением урока «Древние образы в современных народных игрушках»

На первом занятии учащиеся познакомились с тремя видами народных промыслов Дымково, Филимоново, Каргополь.

На втором уроке побывали в роли мастера – создали пластическую форму игрушки из глины.

 На третьем уроке акцент переносится на восприятие росписи игрушек (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение , композицию).  При выполнении практического задания ребята в парах рассматривают орнаменты игрушек на репродукциях, осваивают принципы их построения, знакомятся со цветовой гаммой  которую можно использовать в данной росписи.

Универсальные учебные действия

Личностные

Жизненное сомоопределение, нравственная ориентация: оценка жизненных ситуаций, развитие эстетического вкуса; желание создавать прекрасное своими руками.

Регулятивные

Целеполагание, планирование, алгоритмизация, контроль, коррекция, оценка:

1) самостоятельно формулировать задание, разрабатывать алгоритм, корректировать работу по ходу выполнения;

2) использовать при выполнении задания различные средства: репродукции, справочную литературу , Интернет,  остаточные знания; давать оценку, самооценку.

Познавательные

Произвольные и осознанные устные, моделирование.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового, творческого характера.

  1. Самостоятельно определять, какая информация будет нужна для решения поставленной задачи.
  2. Анализировать, сравнивать, группировать различные факты.
  3. Самостоятельно делать выводы, представлять информацию в виде сообщений, преобразовывать ее.
  4. Умение передать информацию в заданном режиме (сжато в течение 1,2-х минут)

Коммуникативные

Использование языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания:

  1. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая определенные правила речевого этикета;
  2. Аргументировать свою точку зрения при помощи фактов;
  3. Критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны, договориться с людьми иных позиций;
  4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении.

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: обобщить изученный материал, перевести его в контекст практической деятельности

Задачи:

  1. Образовательные:

1.1.Формировать коммуникативные навыки в общении с товарищами,

1.2.Совершенствовать навыки работы с материалом (глиной ), красками,

1.3.Анализировать изученный материал,

1.4.Создавать на практике произведения искусства народной живописи.

  1. Развивающие:

1.1.Развивать, осознанно строить речевое высказывание на конкретную тему .

1.2.Развивать логическое мышление учащихся ,

1.3.Расширять кругозор учащихся.

1.4.Развивать эстетический вкус, чувство меры ,  чувство прекрасного.

 

  1. Воспитывающие:

3.1.Формировать стремление применять полученные знания на практике.

3.2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу,

3.3. Воспитывать умение слушать, дискутировать ,развивать мысль оппонента, умение соглашаться ,

3.4.Создавать ситуацию успеха, доброжелательности для успешного теоретического и практического усвоения материала.

4.4.Воспитывать патриотизм. гражданскую позицию на основе знаний о народном декоративно-прикладном творчистве

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод: работа в группе.

Частные     методы     и     приемы: репродуктивный, поисковый, творческий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная ,групповая

Представление структуры урока и     информации     о     расходе времени на различных его этапах

План урока

1.Подготовка учеников к учебной деятельности

1.1.Организационное начало урока (приветствие учащихся и гостей)-30 сек.

1.2.Подводящий к теме диалог.1 мин.

1.3. Мотивация -30сек

2.Актуализация ранее полученных знаний.

2.1.Составление алгоритма определения темы, идеи -3 мин

2.2 Определение материала для дальнейшей практической, исследовательской работы.(распределение карточек) 2 мин

2.3. Беседа. Аргументация выбора своего вида художественной росписи 3 мин

2.4. Работа по сбору пазлов различных видов народных промыслов (работа в группах) 4 мин

3.Индивидуальная работа. Роспись на белой, предварительно загрунтованной белой гуашью поверхности, создание декоративного узора.        Самостоятельное творческое использование полученных знаний. Работа с выбранной рабочей картой, по составленному алгоритму. Сопровождается прослушиванием русской народной музыки- 23 мин.

3.1 Вопросы учителю по разъяснению задания

3.2. Подготовка выступления.3 мин

4.Физкульт пауза. 1мин

5. Контроль со стороны учителя. Коррекция.

5.1.Готовые фигурки выставляются на демонстрационный стол.

5.1 Выступления по группам. Обсуждение. Замечания. Дискуссия.  до 2-х мин (строго)

Заключительный:

6.1. Итог урока.1 мин.

6.2.Рефлексия 1мин

6.3.Задание на дом.1 мин

6.4. Обсуждение и выставление оценок.2мин

7.Оганизованное завершение урока.

 

Описание               применяемых

образовательных      технологий,

обоснование

их использования

  Диалогическое обучение позволит работать согласно основного психологического вида деятельности - общения, позволит самим активно участвовать в уроке, открывать новые знания высказывать их, используя как диалогическую, так и монологическую речь, технология проекта.

   Игровые элементы позволяют всем ученикам одновременно включиться в работу, заинтересовывают.

   

Указание   отобранных   средств обучения,      обоснование      их применения

1. иллюстративный материал- позволяет наглядно показать , вспомнить известные виды народной росписи.

2. игра – собери пазл позволяет проверить полученные на предыдущих уроках знания, готовит учеников к основному виду деятельности –декоративной  росписи игрушек (без напряжения- ученики даже не догадываются , что идет проверка домашнего задания)

3. большую роль играет подборка музыкальных произведений , которые негромко звучат во время росписи, происходит погружение в мир русского народного творчества , знакомство с русскими песнями.

4. беседа позволяет проговорить устно , то что потом будет создано руками, позволяет ну уровне сознания запомнить то что подсознательно в процессе невербальной деятельности отразилось во время росписи.

5. Роспись игрушки, - создание конечного продукта деятельности позволяет прикоснуться к тайнам творчества , проверить  свои силы , сравнить свои возможности с возможностями других, наконец, приносит эстетическое удовлетворение от завершения работы, что в дальнейшем будет притягивать к созданию продукта своим руками.  

Изложение   содержания   урока с    указанием    технологии   его проведения

План урока

1.Подготовка учеников к учебной деятельности

1.1.Организационное начало урока (приветствие учащихся и гостей)

1.2.Подводящий к теме диалог.

-Какую тему мы с вами рассматривали на прошлых уроках?

-Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, что между ними общего?

-Вспомните, какую форму имеет каждый вид игрушки?

-Какие элементы орнамента используются для создания образа Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушек?

-Какие цвета используют для росписи?

На доске наглядный материал , представляющий три вида художественной росписи Дымковской, Филимоновской, Каргопольской в виде плакатов.

  А так же контуры игрушек без росписи.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Ученики делятся на группы, и каждая группа выбирает для дальнейшей работы свой вид художественной росписи. Угадывает по контуру нужный вид игрушки.

 Ребята объясняют, почему они выбрали этот контур игрушек (каждому виду игрушек разных направлений соответствует свой неповторимый контур)

Ученики собирают пазлы готовых игрушек и наклеивают их на соответствующий контур, затем объясняют свой выбор : форму , элементы орнамента, цветовое решение.  

1.3. Мотивация

3.Индивидуальная работа.

Роспись игрушки, вылепленной на предыдущем уроке. Обучающиеся выполняют роспись на белой , предварительно загрунтовнной гуашью поверхности , украшая свою игрушку декоративными элементами, дети стремятся следовать традициям конкретного промысла, при этом важно воспроизвести цветовой строй, элементы росписи. Работа сопровождается прослушиванием русской народной музыки. Учитель тоже выполняет роспись, изредка проходит по классу, корректируя работу учеников.

По окончании готовые фигурки выставляются на демонстрационный стол.

4. завершающим этапом работы является активный метод «Ступеньки творчества», способствующий осмыслению своей собственной деятельности, развитию самостоятельности , предприимчивости , конкурентноспособности.

Описание                 возможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

1.75% обучающихся данного класса обучаются по адаптивной программе, поэтому необходим длительный подготовительный этап, необходим постоянный контроль учителя, в процессе работы коррекция работ учащихся

2.Для учащихся, занимающихся по традиционной системе основной упор ставится на закрепление полученных знаний и отработке навыков росписи по заранее составленному алгоритму, с дальнейшей аргументацией полученных выводов

3.Для учащихся с развитыми творческими способностями больший упор необходимо делать на самостоятельность и контролем является создание произведения декоративно-прикладного творчества без предварительного «разжевывания » материала , однако кульминационный этап урока , где происходит обсуждение работ, демонстрация ,рефлексия , оценивание следует расширить и дать ребятам возможность развернуто высказаться , что получилось, что нужно изменить.

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов

1. Учебные действия «творческих» пройдут активно в быстром темпе, однако существует опасность, что такая аудитория в азартном желании высказать до конца свое мнение не будет соблюдать установленный учителем регламент. Однако, урок пройдет интересно с неожиданными выводами, находками.  

2.Класс, в котором значительно количество учеников с задержкой психического развития может не включиться в работу из-за, поэтому необходимо продумать конкретные вспомогательные вопросы назначить консультантов из наиболее продвинутых учеников и направлять их в группы по мере необходимости  (это могут быть обучающиеся более старших классов )