Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Еронина Мария Вячеславовна

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no1.docx40.97 КБ
Файл kospekt_urokano2.docx33.15 КБ
Файл konspekt_uroka_no3.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО 5 класс

Тема: Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках.

Урок №1

Тип урока: урок - беседа

Раздел:    Связь времен в народном искусстве

Цель урока:  познакомить с видами  русской народной  глиняной игрушки.

Переживание и сопереживание художественного образа в  процессе его восприятия и посильного практического создания.

  1. Образовательная:  Познакомить с историей возникновения дымковской,  филимоновской, каргопольской  игрушки. Научить детей работая с учебником, воспринимать и  анализировать новый материал, обобщать свои знания ,  применять их на практике.
  2. Развивающая: Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Воспитательная: Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Задачи:

  1. Научить работать с учебником: воспринимать и анализировать новый материал, делать выводы
  2. Научить анализировать форму, узор, цветовую гамму и отличать  филимоновскую, дымковскую и каргопольскую  игрушки друг от друга.
  3. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.
  4. Закрепить знания о глиняных игрушках.

Обоснование и особенности используемых приемов обучения, педагогических технологий.

направлены на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущей игрушки, а также на организацию процесса изображения у детей

Ведущие методы: объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый, наблюдение, игровой.

Планируемый результат:

Дети должны свободно определять  виды глиняных игрушек по форме, узору и цветовой гамме.

Оборудование и материалы

  1. Презентация  1 и 2 по теме: «Декоративно-прикладное искусство глиняные игрушки» (Автор Еронина М.В);
  2. Глиняные и пластилиновые изделия;
  3. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки;
  4. Музыкальный ряд: русские народные песни;
  5. Литературный ряд: русские народные потешки;
  6. Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор;
  7. Для учащихся - Учебник 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

План урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

III  Формирование новых знаний  умений и навыков

  1. Поисковая работа по учебнику с опорными вопросами.
  2. Беседа об истории и отличительных особенностях дымковской,

 филимоновской ,  каргопольской игрушки, с использованием презентации

IV Формирование умений и навыков

  1. Конкурс “Образ глиняной игрушки”.

V Итог урока

  1. Рефлексия.
  2. Выставление оценок.
  3. Итог.

VI Домашнее   задание

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок!
Тут затеи и загадки, 
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы и целей урока.

(слайд 1,2,3,4 приложение 1)

Учитель. Ребята! Взгляните на экран, что там изображено?

Ответы  детей.

Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответ детей (об игрушках).

Учитель. Верно. Но игрушки это не простые, рассмотрите игрушки на моем столе. Чем они отличаются от современных  игрушек?

Ответы детей (изготовлены из природных материалов, сделаны вручную, одна не похожа на другую).

Учитель. Правильно. Когда-то давно в старину на Руси для своих ребятишек мастерили умельцы игрушки из различных материалов: тряпок, мочалок, дерева, соломы. Там где жили гончары,  игрушки делали из глины.

Предлагаю совершить путешествие в прошлое и узнать, где и как создавали на Руси глиняные игрушки.

Прежде чем отправиться, вам нужно разделиться на три группы

 - Итак, в путь!

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Первая остановка у нас «Поисковая». Чтобы провести поиск  надо каждой группе выбрать карточку с названием игрушки, о которой сначала  узнаете сами, а потом расскажете остальным.

Поиск будем вести по материалам учебника на стр. 62-65..Читая рассказ о выбранной вами игрушке, постарайтесь ответить на следующие вопросы: (СЛАЙД)

  1. В какой местности производится игрушка
  2. Для чего игрушки использовали
  3. Какие персонажи лепили
  4. Особенности формы
  5. Особенности узора
  6. Какова цветовая гамма

Итак группы готовы, поиск завершен

и следующий пункт нашего путешествия «Дымковская слобода». Дети из первой группы рассказывают о дымковской игрушке, придерживаясь опорных вопросов.

-спасибо, ребята, молодцы, а чтобы лучше все запомнить и представить дымковские игрушки посмотрим на экран. (показ фрагмента презентации о дымковских мастерах)

  1. История возникновения дымковской игрушки

 Дымковская слобода, что на реке Вятке.  История Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные свистульки, зазывая солнце.

Чудесный зимний вечер, посмотрите, какой забавный дымок вьется из печных труб. Давайте заглянем в одну из изб, чем занимаются хозяева?

(слайд 2 приложение 2)

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

(слайд 3 приложение 2).

Взгляните за столом при свете лучины, хозяйка и ее дети мастерят из местной красной глины игрушки свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращается, то в конька, то в петушка, то в уточку.

(слайд 4 приложение 2).

Как только игрушка высыхала, ее обжигали в печи,  после покрывали смесью молока и мела, а уж, затем украшали узорами.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор
.

Рассмотри внимательно форму игрушек. Она отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными.

(слайды 5,6,7,8,9 приложение 2)

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и наряженных щеголих, и трудолюбивых крестьянок с детьми на руках, и лихих всадниках на конях, и важных индюков и золоторогих барашков. И еще много различных образов.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

 Да алеет гребешок.

Учитель. Замечательные игрушки делают в Дымковской слободе, а нам пора отправляться дальше

 к пункту «Филимоновские свистульки». Вторая группа рассказывает об игрушках из Филимонова и рассказ подкрепляется фрагментом презентации.

2.История возникновения филимоновской  игрушки

(слайд 10 приложение 2)

Учитель. А вот и Деревня Филимоново. По местным преданиям деревня была так названа в честь горшечника Филимона открывшего залежи высокосортной глины.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

 

 Знакомьтесь -  Филимоновская игрушка.

 (слайд 11,12,13 приложение 2)

Учитель. Кони, бараны, олени петухи, всадники, барыни – всех не перечесть - образуют веселый яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Ты откуда пришла к нам такая? 
Вся простая, без хитрых затей.
 
С длинной шеей и расписная,
 
Для игры и забавы детей

(слайд 14,15 приложение 2)

Учитель. Делают игрушки из местной иссиня-черной глины У этой глины есть одно интересное свойство: после обжига она становится белой и ее не нужно покрывать белилами, можно смело приступать к раскрашиванию.

Да, из иссиня-черной глины,
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет

(слайд  16 приложение 2)
Учитель. Посмотрите внимательно, заметили какая яркая роспись сплошной окраски чередующимися цветными полосами.  Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. А расписывают игрушки куриным перышком.

Учитель. Ну что ж пора попрощаться с деревней Филимоново и ее чудесными игрушками. Но не будем унывать, ведь впереди нас ждет еще один

  пункт нашего путешествия «Каргопольская игрушка». Третья группа рассказывает об игрушках из Каргополя и показывается соответствующий  фрагмент презентации.

3.История возникновения каргопольской  игрушки

(слайд 17 приложение 2)

Учитель. Добро пожаловать в  город Каргополь, Архангельской области,  где много веков назад родилась и сохранилась до наших

дней самобытная русская культура,  искусство, ремесла. Удивительно щедра эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту.

(слайд 18 приложение 2)
Давайте заглянем в гости к одной известной мастерице игрушечницы Ульяне Бабкиной. Создала она целый мир глиняной сказки, где живут добрый крепкий люд и такие же добродушные звери и птицы. Эти образы навеяны не только сказкой, но и самой жизнью.

Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

(слайд 19 приложение 2)

- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.

(слайд 20 приложение 2)

 Почти все изображались за работой.

Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье.

(слайд 21 приложение 2)

Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

(слайд 22 приложение 2)

 Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

(слайд 23 приложение 2)

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда — его руки. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными,

(слайд 24 приложение 2)

Вы заметили, как своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

Учитель. Вот и завершилось наше сегодняшнее путешествие. По удивительным местам, где до сих пор живут люди интересной профессии – игрушечных дел мастера которые сохраняют древние народные традиции.

IVЗакрепление полученных знаний

-Ребята, вы очень хорошо потрудились и сейчас у нас

Станция «Игровая»

- посмотрите у меня на  доске (приложение 3) силуэты разных игрушек, ваша задача по очереди подойти и выбрать ту игрушку которая подходит вашей команде.  Помните время у вас ограничено 3 минуты. И так время пошло, вперед!

(игра проходит в виде эстафеты).

-Стоп! Время вышло, проверим результаты (проверка результатов)

-Ну что ж я смотрю, все команды отлично справились. Молодцы!

VII итог урока

Вы сегодня на уроке много нового узнали и, чтобы подвести итог,  давайте попробуем ответить на вопрос:

 ЧТО ОБЩЕЕ И В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ В ИГРУШКАХ ИЗ  ДЫМКОВО, ФИЛИМОНОВО, КАРГОПОЛЯ?(на слайде)

(модельный ответ:  общее: а)  изготавливаются игрушки из глины; б)  лепят людей, зверей, птиц; в) используют геометрический узор. Различия: а) по форме: дымка- более округлая, пышная; филимоново-вытянутая; каргопольская- неуклюжая. б) по персонажам: дымка- есть индюки. Филимоново- есть «Любота», каргополь- есть «Палкан». В) по набору цветов: дымка- на белом фоне все цвета плюс золотистые пятна; филимоново- синий, красный, желтый, зеленый; каргополь- белый, коричневый, серый, красный, синий.)

2.Выставление оценок

3. Уборка рабочих мест

VIII домашнее задание

Учитель. Прочитать в учебнике материал на странице 60-66. 

 Дома вам  нужно выбрать образ и  нарисовать эскиз той  игрушки,  которую на следующих уроках вы слепите и раскрасите. Каждая команда работает над своими игрушками (игрушки которые вытянули по жребию).

критерии оценки

рисунок должен отражать характерные особенности выбранного промысла.

Работу выполнять аккуратно

соблюдать пропорцию;

проработать  мелкие  детали;

 работа должна иметь завершённый вид;



Предварительный просмотр:

Еронина М.В. учитель ИЗО

          Урок ИЗО 5 класс

Тема: Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках.

Урок 2 Лепка игрушек по собственным эскизам, выполненным дома.

Раздел:    Связь времен в народном искусстве

Цель урока:  Познакомить с видами  русской народной  глиняной игрушки, способами ее изготовления

Образовательная: Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

Ознакомить с приемами лепки игрушек каждого вида

Развивающая:  Развивать умение формулировать вопросы

  Формировать практические навыки в конкретном материале,  умение передавать единство формы и декора игрушки

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

 

Воспитательная:  Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, к своей Родине и ее истории.

 Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

       Задачи:

  1. Научить работать с учебником: воспринимать и анализировать новый материал, делать выводы
  2. Научить анализировать форму  игрушек.
  3. Прививать навыки совместной работы в коллективе, взаимопомощи.
  4. Формировать умения работы с пластилином, создавать объемные формы
  5. Закрепить знания о древних русских образах.

Ведущие методы: объяснительно – иллюстративный, наблюдение, игровой, практический

Планируемый результат:

Дети должны знать особенности изготовления глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). Должны уметь лепить  игрушки. 

Оборудование и материалы

  1. Учебник 5 класса « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
  2. Глиняные и пластилиновые изделия;
  3. Таблицы – схемы с изображением порядка изготовления игрушек;
  4. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки;
  5. Музыкальный ряд: русские народные песни;
  6. Литературный ряд: русские народные потешки;
  7. Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор,  пластилин, стеки, грунтовка (водоэмульсионная), гуашь, кисти.
  8. Для учащихся - дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, салфетка, грунтовка (водоэмульсионная), гуашь, кисти.

План урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

III  Формирование новых знаний  умений и навыков

  1. Повторение пройденного материала
  1. Работа с учебником
  2. игра «Вопрос ответ»
  1. Объяснение нового материала с использованием презентации

 Практическое выполнение задачи 

  1. Беседа о приемах работы с пластилином
  2. Постановка художественной задачи (Лепка игрушек из пластического материала)
  3. Грунтовка игрушки, сушка, подготовка к росписи
  4. Критерии оценок

 Итог урока

  1. Экспресс-выставка.
  2. Выставление оценок.
  3. Уборка рабочих мест.

I Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Значит, начался урок.

Мы за парты тихо сели

 И на доску посмотрели,

Мы сегодня опять,

Искусство будем изучать.

Сообщение темы и цели урока

Учитель. Ребята,  сегодня мы  продолжаем говорить об игрушечном  промысле.  Вы сами изготовите игрушку из пластилина  по эскизам, которые вы нарисовали дома.

 

Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Повторение пройденного материала

              а) Работа с учебником

Учитель. Прежде чем приступить к лепке игрушек, давайте сначала вспомним характерные особенности каждой из них. Сделаем мы это с помощью игры «Вопрос-ответ».  Сейчас вы поменяетесь карточками с названиями игрушек и в учебниках прочитаете о той игрушке, которая вам досталась. И, читая текст, составите по 3 вопроса для той группы, которая рассказывала об этой игрушке на прошлом уроке

             б)игра «Вопрос ответ»

Проходит игра.

(Примерные  вопросы,  которые могут составить дети

  1.     Где изготавливают филимоновскую,  каргопольскую,  дымковскую  игрушки?
  2.     Почему игрушку назвали филимоновской, дымковской, каргопольской?
  3.     Из какой глины лепят игрушки?
  4.     В чем особенность формы филимоновской, каргопольской, дымковской игрушки?
  5.     Кто изготавливал игрушки?
  6.     Кого чаще всего изображали в игрушках?
  7.     Какие цвета используют для росписи игрушек?
  8.     Какой  узор использован в росписи игрушек? )

Учитель следит за правильностью ответов, если нужно делает исправления. (время игры 5-7 минут).

Учитель. Молодцы, каждая из команд  показала отличные знания о своих игрушках.

2.Объяснение нового материала с использованием презентации

 Производство «забавок», так называли раньше игрушки, очень трудоемкий процесс:

  1. Сначала готовили глину;
  2. Потом лепили игрушку (показ полуфабриката);
  3. Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой;
  4. Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом.

.В лепке игрушек существуют свои законы и правила.

Для производства дымковской  игрушки используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев.  Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы слепки сглаживают влажной тряпкой для предания изделию ровной поверхности.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт фигурки плавный и округлый.  Сколько налепных деталей у этой игрушки, изящные оборки, воланы, косички, жгутики. Все эти детали делают игрушку более выразительной.(слайд 3 приложение 1)

Каргопольскую игрушку лепят из иссиня-черной глины. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Лепка каргопольской игрушки отличается от дымковской и филимоновской. Главное отличие состоит в том, что фигурки выполняют из одного цельного куска глины. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают.(слайд…)

Силуэт каргопольской игрушки прост, фигурки приземисты и не имеют много налепных деталей.  (слайд 4 приложение 1)

В Филимоново местные глины очень жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины.  Их приходится разглаживать, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. (слайд 5 приложение 1)

 Практическое выполнение задачи

1.Беседа о приемах работы с пластилином

Учитель: У нас с вами ребята в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму мы постараемся сохранить.

Есть два метода лепки.

Первый метод называется вытяжка:

Основной кусок пластилина формуют идентично очертанию будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела (руки, ноги, шею)- до требуемой длинны. После их выгибают нужным образом. Украшают игрушку накладными деталями. (учитель демонстрирует работу).

Второй метод: лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0.5до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке (учитель демонстрирует работу).

-Можно выбрать комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы.

2.Постановка художественной задачи

(Лепка игрушек из пластического материала)

На дом вам было задано нарисовать эскиз игрушки. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (дети по группам выходят и показывают свои эскизы. (обсуждение, поощрение). Теперь по этим эскизам вы будете лепить вашу игрушку. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с пластилином и стеком.

  1. Работать с пластилином на клеёнке
  1. Руки вытирать салфеткой
  2. Стеком пользоваться осторожно

3.Критерии оценок

  1. – Работу надо выполнять  последовательно и аккуратно.
  2. соблюдать пропорцию и передавать характерные признаки выбранной игрушки
  3. проработать  мелкие  детали;
  4.  работа должна иметь завершённый вид;

   4 самостоятельное изготовление игрушек

(индивидуальная помощь и коррекция)

 итог урока

 1. Экспресс-выставка.

В конце урока устраивается выставка работ. Вместе с детьми анализируем работы. Обязательно хвалю каждого ученика, отмечая в игрушке то, что лучше всего удалось.

2.Выставление оценок

3. Уборка рабочих мест

Список информационных источников:

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству 5 класс авторы: Горячева Н.А. Островская О.В. Издательство «Просвещение». 2003г.
  2. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». автор Горячева Н.А. Издательство «Просвещение». 2003 г.
  3. Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы по программе Неменского Б.М. Издательство «Учитель» 2006 г.
  4. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  5. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Филимоновская народная игрушка».
  6. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках.   Каргополь.  Народная игрушка».

  1. Дидактический материал – Окружающий мир. Народные промыслы. Издательство «Стрекоза»
  2. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  Издательство Мозаика-Синтез. Серия: Искусство детям.
  3. Дорожин Ю.. Каргопольская  игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства.  Издательство Мозаика-Синтез.  Серия: Искусство детям.
  4. Соломенникова. О. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства.  Издательство Мозаика-Синтез.  Серия: Искусство детям.

        

  1. Лыкова, Гаранина, Левашова: Наша деревушка (Дымковская игрушка)
  2. Издательство: Карапуз, 2010 г. Серия: Дымковская игрушка
  3. http://k http://www.ufa-sretenie.ru/ecorost/kirigr/main6.html
  4. http://belomoruzor.narod.ru/photoalbum2.html
  5. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=424249 argopol.beregini.ru/KargToys.html
  6. http://prezentacii.com/detskie/



Предварительный просмотр:

Еронина М.В. учитель ИЗО

      Урок ИЗО 5 класс

Тема: Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках.

Урок 3 Роспись собственной модели.

Раздел:    Связь времен в народном искусстве

Цель урока:  продолжать знакомить с видами  русской народной  глиняной игрушки и способами ее росписи.

Образовательная:

  1.  Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.
  2. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской, каргопольской, филимоновской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
  3. Знакомить со смысловым значением, композицией и цветовой гаммой народных узоров

Развивающая:

  1. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя  разнообразные приемы работы кистью.

  1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  2. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

 воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Задачи:

  1. Развивать умения работать с учебником: воспринимать и анализировать новый материал, делать выводы
  2. Научить точно  передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
  3. Научить анализировать символику росписи  игрушек,  правильно использовать основные цвета, применяемые в росписях.
  4. Усвоить приемы работы кистью при росписи изделий
  5. Учиться самостоятельно, создавать композицию узора, подбирать цветовые сочетания.
  6. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.
  7. Закрепить знания о древних русских образах.

Ведущие методы: объяснительно – иллюстративный, наблюдение, игровой,  практический

Планируемый результат:

Дети должны знать особенности росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской).

Должны уметь расписывать игрушки. 

Привести имеющиеся знания детей в систему, расширить и углубить их.

Оборудование и материалы

  1. Презентация по теме «Узоры глиняных игрушек» (Автор Еронина М.В);
  2. Учебник 5 класса декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
  3. Глиняные и пластилиновые изделия;
  4. Таблицы с изображением орнаментов и росписи игрушек;
  5. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, каргопольских игрушек;
  6. Музыкальный ряд: русские народные песни;
  7. Литературный ряд: русские народные потешки;
  8. Для учителя - компьютер, экран, мультимедиа проектор.
  9. Для учащихся – пластилиновые модели игрушек, тряпка, банка с водой, салфетка,  гуашь, кисти.

План урока

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

III   Формирование, новых знаний,  умений и навыков

1.Беседа о традиционных орнаментах дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек.

2. Работа с учебником.

3. Игра «Тайные символы»

4.Постановка художественной задачи (выполнение росписи изготовленной игрушки)

5.Критерии оценок

IV Практическое выполнение задачи

 V  Итог урока

  1. Экспресс-выставка.
  2. Рефлексия.
  3. Выставление оценок.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Итог.

I.Организационный момент

Начинается урок!

Долгожданный дан звонок, 
Тут затеи и загадки, 
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы и целей урока.

 Учитель. Ребята сегодня  мы с вами будем расписывать игрушки, сделанные вами на прошлом уроке.

III  Формирование новых знаний  умений и навыков

1 актуализация знаний:

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор
.

- О каких игрушках я веду речь?

Ответы детей. ( о глиняных)

- Какие игрушки вы знаете?

Ответ детей? (дымковская, филимоновская, каргопольская)

- Чем они отличаются друг от друга?

Ответ детей. ( формой, узором)

2.Беседа о традиционных орнаментах дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек.

Учитель: Чтобы правильно и красиво  расписать игрушки, мы еще раз внимательно рассмотрим  орнаменты каждой из игрушек.

(Слайд 2 приложение 1)

Филимоновская игрушка

Учитель. Посмотрите  на  необычайно яркую филимоновскую игрушку. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.

(слайд 3 приложение 1)

 Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи, они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый наряд.

Расписывают игрушки, причудливыми полосками. Ложится синий мазок  на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  1. сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  2. потом их обводят красным;
  3. затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

(слайд 4 приложение 1)

Обратите внимание, блузки барышень, и рубахи кавалеров всегда раскрашены в ярко красный цвет. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

(слайд 5 приложение 1)

Дымковская игрушка

Самая нарядная игрушка из семейства глиняных, конечно же, дымковская. Только посмотрите  какие краски яркие: малиновые красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые. На одной игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок.

(слайд 6 приложение 1)

Дымковская игрушка – белоснежная, белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид. Сначала дымковскую куклу покрывают темперными белилами в несколько слоев - эта краска гораздо предпочтительнее  смеси из мела и молока, которой художники пользовались ранее. Первоначально для узоров дымковской игрушки мастера применяли  красители на основе куриного яйца и кваса, а для глазури использовалось взбитое яйцо. Такие  краски быстро теряют свою свежесть и яркость, потому на современных игрушечных фабриках изделия расписывают темперными красками. Палочки и перья тоже ушли в далекое прошлое, теперь применяют мягкие колонковые кисти.

 (слайд 7 приложение 1)

При росписи дымковской куклы художники часто обращаются к геометрическим орнаментам: клетке, горизонтальным линиям, кругам, точкам. Их рисуют в разнообразном порядке и в различных комбинациях. Количество и густота орнаментных рисунков определяется самим художником

 

В узорах элементы расположены относительно друг друга

  1. в ряд;
  2. в шахматном порядке;
  3. в клетке между линиями.

 Точки в узорах расположены:

  1. между кольцами;
  2. на кольцах;
  3. по краю колец.

(слайд 8 приложение 1)

Каргопольская игрушка

Посмотрите, как красивы, и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах под стать северной природе, они отличаются простыми и ясными узорами.

(слайд 9 приложение 1)

Каргопольские игрушки не такие яркие, ведь для раскрашивания в давние времена у мастеров  имелась только цветная глина, мел и уголь. Конечно, современные игрушки очень декоративны, применяются различные способы и средства оформления, однако по-прежнему художники  делают роспись в сдержанной манере. Преобладают такие оттенки как белый, золотистый, красный, зеленый, черный, синий.  В узорах: круги, квадраты, растительный орнамент.

(слайд 10 приложение 1)

Приглядитесь повнимательней: обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная.

Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

3.. Работа с учебником

Учитель.  Давайте вспомним, что узоры рисовались не просто так, а имели смысл и значение

-Открываем учебник на странице 12, рассмотрите таблицу солярных знаков.

 -Где мы встречались с этими символами?

Ответ детей (узоры на прялках, украшение предметов быта, декор избы,  узоры вышивки на одежде и полотенцах)

 -Что они обозначают?

Ответ детей (землю, солнце, воду, растения)

-Для чего изображали эти символы в старину на Руси?

Ответ детей (для защиты от злых духов)

А теперь откройте страницу 66  и найдите на иллюстрации с изображениями узоров игрушек  солярные знаки.

Ответы детей.

4. Игра «Тайные символы»

Учитель. Если вы заметили, стены класса сегодня  украшены  картинками с узорами дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек.

 Вам нужно отыскать узоры и распределить их  на доске в четыре группы: символ солнца, символ воды, символ плодородия, символ земли. Каждая группа  ищет узоры своей игрушки  (на выполнение задания дается 4минуты).

Учитель. Молодцы, справились на «отлично».

5.Постановка художественной задачи (расписать игрушку)

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Предлагаю и вам сегодня посоревноваться  между командами в росписи игрушек.

6.Критерии оценок

- узор должен соответствовать выбранному образу по элементам и цветовому набору

– Работу надо выполнять  последовательно и аккуратно.

соблюдать пропорцию;

проработать  мелкие  детали;

 работа должна иметь завершённый вид;

IV  Практическое выполнение задачи

Дети выполняют роспись своих игрушек

(индивидуальная помощь и коррекция)

V  Итог урока

 1. Экспресс-выставка.

В конце урока устраивается выставка работ. Вместе с детьми анализируем работы. Обязательно хвалю каждого ученика, отмечая в игрушке то, что лучше всего удалось.

2.Выставление оценок

3. Уборка рабочих мест

4. Итог

Учитель. Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.

На протяжении трех  занятии мы попытались по- новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл дымковских,  филимоновских, каргопольских узоров и орнаментов. Узнали особенности каждой из игрушек. Научились правильно расписывать игрушки и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

Список информационных источников:

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству 5 класс авторы: Горячева Н.А. Островская О.В. Издательство «Просвещение». 2003г.
  2. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». автор Горячева Н.А. Издательство «Просвещение». 2003 г.
  3. Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы по программе Неменского Б.М. Издательство «Учитель» 2006 г.
  4. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  5. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Филимоновская народная игрушка».
  6. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках.   Каргополь.  Народная игрушка».

  1. Дидактический материал – Окружающий мир. Народные промыслы. Издательство «Стрекоза»
  2. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства  Издательство Мозаика-Синтез. Серия: Искусство детям.
  3. Дорожин Ю.. Каргопольская  игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства.  Издательство Мозаика-Синтез.  Серия: Искусство детям.
  4. Соломенникова. О. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства.  Издательство Мозаика-Синтез.  Серия: Искусство детям.

        

  1. Лыкова, Гаранина, Левашова: Наша деревушка (Дымковская игрушка)
  2. Издательство: Карапуз, 2010 г. Серия: Дымковская игрушка.
  3. http://k http://www.ufa-sretenie.ru/ecorost/kirigr/main6.html
  4. http://belomoruzor.narod.ru/photoalbum2.html
  5. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=424249 argopol.beregini.ru/KargToys.html
  6. http://prezentacii.com/detskie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...

Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"

Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока:         способствовать формированию у учащихся образного пр...