Главные вкладки

    Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по изобразительному искусству

    в 5 классе

    Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

    Тема: « Конструкция и декор предметов народного быта ».

    Цель: Формировать навыки передачи единства формы и декора  предметов народного                                

               быта.

    Задачи:1. Познакомить учащихся с предметами народного быта.

                         2. Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное      

                              мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие.

                                 3. Воспитывать любовь к национальному искусству, уважительное отношение к  

                                      своим  древним корням и памяти предков.

    Ход урока:

                    I.Орг. момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге  мы заглянули  в крестьянскую избу конца 19 века.

    Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.

    -Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?

    (Красный)

    - Почему он так называется?

    (Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол).

    -Правильно, а еще красный угол в крестьянской избе олицетворял что? … (зарю)

    -Потолок был подобен чему? … (небесному своду). Пол подобен … (земле).

    -А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была… конечно же печь.

    - Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

     Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки.

    -Видим ли мы шкафы для посуды?

     Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.

    -Что еще из мебели мы здесь видим?

    Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.

    Детская колыбель, подвешенная к потолку.

    -А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)

    -Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?

    (Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)

    -Чем она необычная?

    (Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)

    III. Сообщение темы.

                Сегодня мы подробнее познакомимся с различными предметами крестьянского  быта. Тема нашего урока  « Конструкция и декор предметов народного быта ».

    IV. Вводная беседа.

    Если мы посмотрим на предметы, которые лежат перед вами, то мы видим, что они удобны для пользования и когда - то, были красивы.

    - Для кого же создавал эти предметы русский человек?

    Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша.

    Весло, например, воспроизводит форму, и движение какой части тела? … Конечно руки.

    Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.

    На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.

          Итак, давайте сейчас смотреть и любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.

    Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении задания.

        V. Формирование новых знаний.

    Презентация.

    1. Особое место в доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Напрясть нитей надо было много, на всю семью.

    Прялка состоит из лопасти, ножки, донца, городков и сережек. К лопасти привязывали  кудель (пушистый комок шерсти).

    2. Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

    3.  Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой  конструкции прялки. Сверху это различные выступы- «городки», обозначающие путь солнца  по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».

    4. Вот перед вами сказочно нарядные прялки-красавицы с резными узорами.

         Прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж - на память  жене, отец - дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь.

    5. А вот вырезанные из дерева  вальки, которыми выколачивали при стирке белье на    реке. Они тоже украшены резными узорами.

    6. Это рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняную ткань.      Резные узоры и фигура коня изображают солнце, поднимающееся над землей.

           

    7. Посмотрите, какие прекрасные туеса! В них ягоды могут храниться целый год.

    1. А вот ковши. Прообразы их можно найти в природе. Какой ковш более сильный, строгий по форме? ( С конскими головами).

        Я думаю, что вам интересно будет узнать, что ковш с конскими головами как бы олицетворял хозяина дома. Поэтому у него такой мужественный облик, а ковши-утицы – образ доброй хозяйки.

    Ковши тоже украшены резьбой и узорами.

    9. Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. На ручках этих ковшей-черпаков мы видим знакомый нам образ коня.

    10. Это ковш-наливка. Представьте сколько старания, умения, любви вложил мастер в их создание.

       11.   В  форме уточек, игрушечных кресел вырезали солонки.

                 

    1. А вот деревянные ложки. Обратите внимание  на необычные резные узоры на ручках . И здесь мы видим образ коня, символы солнца, земли, древо жизни.

     13. Деревянные ложки тоже красочно расписывались символическими узорами. На ложках мы видим изображение солнца, сказочных птиц.

                 

     Итак, мы с вами рассмотрели различные предметы народного быта. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.

    -А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.

    В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.

    Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.

    VI.   Физ.минутка

    Отгадайте загадку.

    «Стригли, щипали, а после чесали,

    Чисто, пушисто к доске привязали».

                                                    (Прялка)

    -Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.

    Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.

    Отгадайте еще загадки.

    « Утка в реке, хвост в кулаке».

                                     (Ковш)

    «Сама не ем, а людей кормлю».

                                    (Ложка)

    А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте  на верхнюю полку под потолком избы.

    VII. Постановка художественной задачи.

    Теперь послушайте задание, которое будете выполнять.

    У вас на столах лежат трафареты старинных предметов.

        Обратите внимание, что у ковшей нет ручек, вы должны придумать их форму и расписать. Вспомните, какие ковши вы видели в презентации… в виде коня , в виде птицы.

       

    У прялок тоже не хватает некоторых деталей. Дорисуйте сверху городки, серьги или ожерелье и украсьте прялку узорами.

     

    Ребята, которые будут работать с ложками, тоже должны придумать форму ручки, она должна быть выразительной, необычной. Она может быть гладкой, волнистой, заостренной, утолщенной, загнутой на конце.

     

    - Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?

     Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.

    - А что означают эти символы?  ( Счастье, радость, богатство.)

    VIII. Практическая работа.

    Возьмите трафареты, приложите к листу и простым карандашом обведите их. Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные   знаки и  узоры, потом обведите их фломастерами, маркерами.

    Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?

    (Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)

    Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.

    На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.

    (Звучит русская народная музыка.)

    IX. Просмотр и анализ работ.

    Теперь посмотрим, что у вас получилось.

          Ребята с прялками выходите к доске, покажите свои работы. Молодцы, красивые прялки у вас получились. Садитесь.

         Выходите, ребята с ковшами, покажите ковши. Трудно было рисовать ручки для ковшей с образами коней, птиц? Садитесь.

       Теперь мастера по росписи ложек, выходите. Молодцы, в таких красочных ложках  и еда будет вкуснее. Садитесь.

    X. Подведение итогов.

    Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.

    Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, раскрашивая предметы народного быта. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа.

    Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Но вам надо ваши работы завершить.

    Дома вам надо вырезать и приклеить предметы на картон.

    Постарайтесь, что бы фон картона сочетался, гармонировал с вашей работой. Это ваше домашнее задание.

    На следующем уроке мы еще раз посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.

    На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции  и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.

    Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

    Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

    План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

    Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

    Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

    Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

    Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

    Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....

    Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

    Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...