Статья "Сравнительный анализ картин Исаака Левитана "Снопы и деревня за рекой" начало 1880-х. Холст, масло. Собрание Государственный Русский музей и Клода Моне "Стог сена в Живерни" 1886, холст, масло, Государственный Эрмитаж."
статья по изобразительному искусству (изо, 7, 8 класс) на тему

Григорьева Надежда Анатольевна

Сравнительный анализ картин великих художников, общее и различия, почти искусствоведческое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelny_analiz.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ картин Исаака Левитана

"Снопы и деревня за рекой" начало 1880-х. Холст, масло. Собрание Государственный Русский музей и Клода Моне

"Стог сена в Живерни" 1886, холст, масло, Государственный Эрмитаж.

Введение

     В XIX в.,  изобразительное искусство  активно и плодотворно развивается. Появляются  художники  ставшие великими впоследствии. В России искусство второй половины века характеризуется стремительным распространением идей реализма и осознанием художников себя и своего творчества как части русской культуры. Именно в этот период среди художников становятся популярны темы русского народа, русских пейзажей, современной им действительности родной страны, и эти темы зачастую понимаются в отрыве, а иногда и в качестве противопоставления западному искусству. С 1871 года проводятся выставки передвижников.

     К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи Исаака Ильича Левитана (учился у Соврасова и Поленова) были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель (демон), Б.М. Кустодиев (чаепитие в Мытищах) , ИЛ. Билибин (иллюстрации к сказкам) и др.).

     Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

    Творчество Исаака Левитана считается  основополагающим в области пейзажа настроения. Художник, чьими наставниками были Перов, Саврасов и Поленов, общавшийся с Третьяковом, друживший с Чеховым, восхищавшийся творчеством  импрессионистов, был незаурядной личностью и смог в своих работах  передать не только простор, но и само ощущение родного ему пейзажа, напоенного светом и красками.

    В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого. 

     Величайшим и наиболее типичным представителем этого направления  является французский художник Клод Моне (1840-1926). На протяжение всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма - запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне - это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

Сравнительный анализ двух полотен представляет интерес, прежде всего, по той причине, что картины написаны в одном жанре – это пейзажи,  у них сходная внешне тема – изображение поля со снопом и деревни.

Но общее впечатление от работ оказывается совершенно противоположным. Если картина «Снопы и деревня за рекой» Левитана вызывает ощущение спокойствия и лёгкой грусти, то в картине «Стог сена в Живерни», Моне создает эффект буйства красок природы. Картина была исполнена летом 1886 года в Живерни после возвращения художника из Голландии и является одним из самых ранних произведений Моне с мотивом стога сена. Моне воспринимал мир как постоянный поток света и движения. Будучи живописцем, он стремился к тому, что сам мог бы назвать "неописуемым", пытаясь без опоры на чужой опыт или традицию восславить постоянное, непрекращающееся движение природы, отраженное во времени и зрительных образах.

Очевидно, что такая разница впечатлений от картин создается за счет особенностей построения композиции, колорита и применения других художественных средств.

Размер картин отличается. «Стог сена в Живерни» К. Моне (61х81 см), выглядит более монументально, по сравнению с почти вдвое меньшей по размеру «Снопы и деревня за рекой» Левитана (19х33 см).

И в том, и в другом случае сюжет отсутствует.

Композиция картины «Снопы и деревня за рекой»  складывается из изображения снопа, спокойно текущей реки, поля на одном ее берегу и деревушки на другом (вдали от зрителя).

«Стог сена в Живерни»: стог сена на переднем плане и поле красных цветов перед ним, деревенские домики на фоне густых деревьев, которые почти соединяются с линией горизонта, а над ними играющее всеми красками небо.

Линия горизонта: «Стог сена в Живерни» – немного ниже уровня взгляда, «Снопы и деревня за рекой»   – на уровне взгляда и даже немного выше.

В построении композиции «Снопы и деревня за рекой» важную роль играют параллельные горизонту полосы: первая полоса это фрагмент поля, разделенный на линии разного цвета. Перед ним водная гладь и дальний берег, на котором зеленый массив и деревня тоже расположены на одном уровне и соединяются с линией неба. Снопы на переднем плане и дорога,  ведущая в деревню на втором плане, разбивают эти горизонтальные линии. Картина выглядит уравновешенной, как будто время замедлилось. Все дела сделаны и можно отдохнуть.

 В построении композиции «Стог сена в Живерни» важную роль также играют горизонтальные линии. Их разбивают стог сена на переднем плане, а на втором плане расстояние между домиками и высокое дерево. Массив из деревьев создает эффект преграды, небо кажется очень далеким. Зеленая кромка травы вокруг цветущего поля образует своеобразный круг, это замедляет движение, которое ощущается в картине.  Зелено-голубые линии, сходящиеся к горизонту, замыкают "движение". Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни.

Общий колорит картины «Стог сена в Живерни» холодный.

Серо-синий цвет линии горизонта, сине-зеленые оттенки холмов и деревьев, светло-серый цвет неба вызывают ощущение прохлады и влажности.

Сочные оттенки красного, желтого и зеленого на первом плане передают свежесть луга и скошенного сена.

           Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру.

«Снопы и деревня за рекой»

Общий колорит картины – теплый, тональный.

 Тропинки песочного цвета более активны на фоне зелени, желтовато-белый цвет деревенских домиков дополнительно выделяется в окружении густо зеленых деревьев. Серо-синие цвета воды перекликается с серо-голубыми цветами неба.

Ближний к зрителю берег контрастирует с цветом воды. И в целом, более теплый по цвету.

Сноп золотистого оттенка выглядит дородным, вызывает спокойствие и уверенность.

Фактура картины Левитана, скорее, гладкая. Широкий, энергичный мазок для больших и темных плоскостей берегов, воды, неба, при этом, желтовато-белый цвет как бы просвечивает из-под слоя более темной краски;

- мелкие детали (освещенные участки листвы, стволы деревьев) переданы легкими, мелкими, точечными движениями кисти – эти мелкие светлые мазки на фоне более темных и густых создают эффект света из глубины холста.

Фактура «Стог сена в Живерни» рельефная.

При изображении поля с цветущего поля энергичный открытый мазок усиливает эффект движения цветов на ветру. Размашистые мазки в разных направлениях, преимущественно по диагонали, создают ощущение быстро меняющегося  пространства.

Передний план более четкий и яркий, вдали пейзаж размывается и сливается с небом.

   Подводя итог анализа двух этих произведений искусства, можно сказать, что, не смотря на разность художественного почерка, оба художника воспевали красоту и неповторимость природы с большой любовью и чуткостью. Именно по этому их картины притягивают взгляд и вызывают у зрителя желание разглядывать их до мельчайших деталей, рождают восхищение и преклонение перед талантом этих живописцев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине Исаака Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине Исаака Левитана "Золотая осень."Цели и задачи урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Левитана «Золо...

Презентация "Картины Исаака Ильича Левитана"

Данную презентацию можно использовать на уроках МХК в 10-11классах. Я готовила её для урока немецкого языка в 11 классе, когда изучали тему "Bildende Kunst". Показывала слайды под музыку "Лунная сонат...

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

Государственному Эрмитажу 250 лет

Час знаний проведен на общешкольной линейке. Подготовлена презентация. Дети рассказывают о государственном эрмитаже, которому исполнилось 250 лет.Проводят экскурсию по залам. Рассказывают о зданиях эр...

МХК 11 класс "Государственный Русский музей"

Государственный Русский музей...

Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная презентация  пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень»...

Государственный Русский Музей

Сообщение по истории Санкт-Петербурга...