РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Смирнова Надежда Викторовна

Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка

Хлевенского муниципального района

 Липецкой области

Рассмотрено на заседании                                             Утверждено

Педагогического совета                                          приказом по школе

протокол №_____от «___»_______2016              №     от                      2016

                                                                               Директор_______ С.А.Дедов

Рассмотрено на МО учителей…….

и рекомендовано к утверждению

Протокол №       от

Руководитель МО Артамонова ВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

«Изобразительное искусство»

9 класс

на 2016-2017 учебный год

Смирнова Надежда Викторовна

Учитель изобразительного искусства

Высшая категория

с. Дмитряшевка

Пояснительная записка.

       Рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского  ( 1- 9 классы).- Москва: Просвещение

     Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.  Рабочая программа составлена с учетом  учебного  плана МБОУ  СОШ села Дмитряшевка на 2015- 2016 учебный год.       В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе -17 часов и 1 резервного часа, из расчета 0,5 ч.  в неделю.

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

        Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально- пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами ( кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

       Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных  технологий ( телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные  виды изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».

         Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

           Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся в синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается (а иногда и портится).

           Цель курса изобразительного искусства в 9 классе:

 помочь учащимся получить представления:

-о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды,

-о постоянном взаимодействии  пространственных и временных искусств.

            Учащиеся должны:

- освоить элементарную азбуку фотографирования,

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной  грамотности в съемочной фотопрактике.

-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,

- осознать технологическую цепочку производства видеофильма.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Содержание программы.

Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, театр, телевидение)- 17 часов.

1 четверть

Тема «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»- 4часа.

         Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся необходимо сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно- графических выразительных средств ( линия, тон, цвет т.д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т.е. спектакля и фильма. ( Прослеживается  взаимосвязь между изображением ив живописи и в экранных произведениях- изобразительными по совей визуальной  художественной природе.)

Тема «Театр кукол» - 5 часов

Театральные куклы. Создание перчаточной куклы папье-маше, театрализованное представление.

Тема: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»       5 часов

         Уроки посвящены фотографии. Фотография рассматривается как художественно- документальное произведение на примере искусства фотографии исследуется общее в художественно- творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно жанру фотографии.

4четверть

Тема: «Азбука экранного искусства»- 4 часа

       Визуальная природа кино и телевидения, главенство изобразительного элемента в синтетическом экранном образе.

       Кино как эволюция изображения в визуальном искусстве, развитие съемочно- проекционных технологий. Кино- это изображение в движении, живущее не только на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино- пространственно- временное искусство. Овладение азами знания киноискусства, понимание его монтажно- образной природы, когда впечатление соединяется от соединения мозаики кадров и звука. Кино- синтез слова, звука, игры актеров, музыки, но прежде всего это изображение.

         Монтаж- специфика экранного искусства и его образности. Условность времени в фильме.

Распределение учебного материала по часам

п/п

Наименование раздела, темы

К-во часов

1

Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств

4

2

Театр кукол

5

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

5

3

Азбука экранного искусства

4

Итого

18 ч.

   Характеристика видов контроля качества знаний

по изобразительному искусству.

      Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

         1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

          2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

          3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.  

          4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фрагменты фильмов, комплект уроков ИЗО в 9 классе, шедевров русского и зарубежного искусства.

                   

               Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

     Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов,

- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,

- формирование художественно- творческой активности.

Учащиеся должны:

- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное  содержание произведения,

- развивать навыки создания собственных композиционных работ,

- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,

- познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,

- уметь анализировать фотопроизведение,

- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.

Методическое обеспечение уроков.

  1. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 9 класс. СD, 2010.
  2. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
  4. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
  5. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  6. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  7. А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.

      16. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

       17. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград;Изд.»Учитель», 2008.

      18. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006.

      19. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение) - 18 часов.

Тема: «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.»      

Тема урока

Кол-во часов

сроки

примечания

план.

факт.

1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

1

2

Театр и экран- две грани изобразительной образности

1

3

Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества.

1

4

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.

1

5 -8

Театр кукол

4

9

Театрализованный показ проделанной работы.

1

Тема: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»       5 часов

10

Художник и художественные технологии. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

1

11

Фотография- расширение изобразительных возможностей. Всеобщность законов композиции.

1

12

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

1

13

14

« Мой фотоальбом».

2

                             

Тема: «Азбука экранного искусства» 4 часа

15

Из истории кино. Кино-жанры.

1

16

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

1

17

Каждый народ Земли- художник

1

18

(Резерв)

 Вечные истины искусства

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)

Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"

Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания об­щего образования, требований к результатам основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)

Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента....

Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...