Главные вкладки

    Урок изо в 5 классе "Красота русского народного костюма"
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Трефилова Ирина Дмитриевна

    знакомство с искусством русского национального костюма,

    изучение традиций крестьянской одежды южных регионов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka_nardnyy_kostyum1.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Красота русского народного костюма», - выполнение эскиза по мотивам народного праздничного костюма.

    Цель урока:

    - знакомство с искусством русого национального костюма, отразившим высокий художественный вкус и вековую мудрость народа, - важный этап эстетического воспитания;

    - изучить традиции крестьянской одежды южных районов России (Белгородской, Курской, Белгородско - Оскольской, Белгородско – Воронежской – конец 19 начало 20 в) и основные части праздничной одежды;

    - выполнить эскиз по данной теме в колористическом решении главных частей костюма (поневы, сарафана, рубахи, передника, головного убора);

    - воспитывать чувство уважения к истории своего народа, интерес и любовь к его богатому художественному творчеству, повысить ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства.

    Ход урока:

    Презентация.

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему урока:

    - Ребята, послушайте отрывок из сказки. Как называется эта сказка, кто автор?

    Слайд №1

    - На крыльце сидит старуха

      В дорогой собольей душегрейке.

      Парчовая на маковке кичка,

      Жемчуга огрузили шею,

      На руках золотые перстки,

      На ногах красные сапожки.

    «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

    - О ком идет речь?

    - В чем одета старуха?

    (душегрейка, на голове кичка)

    - Знакома вам эта одежда? В какое время ее носили?

    - Ответы детей.

    3. Сообщение темы урока:

    - Сегодня на уроке вы познакомитесь с одеждой, которую носили ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Соответственно тема нашего урока: «Красота русского народного костюма» (записать тему в тетрадь). Давайте определим цель нашего урока…

     Узнаем в каких зонах преобладал р.н.к. и рассмотрим один из регионов,  постараемся создать эскиз р.н.к.

    Слайд№2

      Немаловажную роль в жизни человека занимает – одежда. Она должна соответствовать нашим вкусам, требованиям и времени. В настоящее время одежду моделируют модельеры, модные кутюрье, проходят показы  высокой  моды и все мы знаем, что законодателями мод являются французы. При покупке той или иной вещи для нас важен цвет, фасон, стиль и соответствие моде. Многие шьют себе одежду сами, это все подходит для современных вещей.

    Слайд №3

     - Посмотрите на экран. Чем эта одежда отличается от современной?

    - Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и красивой. Крестьянам много приходилось работать. А когда приходил праздник, он был для них радостным и желанным. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство.

    ---В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.(щелчок)

    С первого взгляда костюм покажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами, головной убор, обувь. (щелчок) Однако при внимательном рассмотрении раскрываются многие тайны, а вместе с ними сказочная красота наряда. (показать костюм на маникене взять из клуба каждый элемент костюма при оглашении поочередно рис №2)

    Р.н.к. делится на три региона преобладания: северный, средний, южный (показ на доске рис №3).

     Но мы рассмотрим сегодня южны регион, а в частности: Белгородско - Курский, Белгородско – Оскольский, Белгородско – Воронежский районы. (показ на доске рис №4). Для этих районов характерно входили в костюм: рубаха, понева, юбка, передник и сарафан.

    - на прошлом уроке вы получили задание подготовить небольшие сообщения об основных частях женского русского костюма.

    - И так: рубаха –  ( пословица)основа женского костюма, преимущественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной ткани  домашнего изготовления. Рукава в рубахе были различной формы: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или просто вырез. Они украшались вышивкой – льняными, шерстяными, шелковыми разными по цвету или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах, подоле. Рубаха имела разную длину, ниже колен и почти до пят. (сообщение рассказывает ученик  с показом на доске рис№5) Рубаха входила в комплект костюма во все три рассматриваемые нами регионы Б-К, Б-О, Б-В.

    - Понева – поясная женская одежда, изготовлялась из волосени черного, красного или темно-синего цвета двух полотнищ, сшитых друг с другом. Бытовали поневы распашные-полотнища сшиты частично; и глухие – полотнища сшиты друг с другом полностью. Узор поневой ткани – клетчатый. Украшались вышивкой, аппликацией, полосками ткани, лентами, обвязывались спицами. Одевалась поверх рубахи. (рассказывает ученик сопровождая картинками новое слово записать в тетрадь рис№6) Входила в комплект только в Б-В регион.

    - Передник – (завеска - запон) и использовалась как в будничном, так и в нарядном костюме. Бытовал в регионе в виде высокого, укрепленного на шее; второй – короткий, повязывался на талии. Цветовое решение было разным красный, белый, черный -  шился из легких тканей, украшался вышивкой, аппликацией, бахромой.(рассказывает ученик, показ с сопровождением рисунка рис№7). Входил в комплект в рассматриваемых регионах.

    - Юбка – сшивается из разных домотканых поясов. Вверху собирается на шнурке. Одевалась поверх рубахи. По цвету могла быть красной, черной, синей. По подолу украшалась лентами, аппликацией. Входила в комплект  Б-О региона

    - Сарафан - нарядная одежда из плотной шерстяной ткани, по цвету мог быть разным – черным, синим, красным, зеленым

    - Как вы думаете, что означает этот цвет ткани? (показать красный) тепло, праздник, радостное настроение.

    - Синий был символом неба и молодости.

    - черный обозначал землю-кормилицу.

    - Полюбуйтесь еще раз народным костюмом. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? (вышивка)

     узор располагался по лифу, по подолу, нашивались полосы из парчи по передней части, мог быть на пуговицах, украшался также вышивкой, лентами, золотыми и серебряными нитями, мог носиться с передником и без него, подвязывался широким шерстяным поясом. Особое место уделяется орнаменту, предавалась мистик, зашита о зла. (раздать таблицы, или показ на доске ис№8) Входит в комплект Б-К регион

    - Для всех районов характерны украшения – бусы, серьги, кички – плетеные из цветных нитей с пампонами на концах.

    - Обязательно в костюме преобладали головные уборы. (просмотр рис№10)

    - Обувь – лапти плелись из липовых лент, имели круглую голову, высокий задник и толстые борты, носили с онучами белого цвета, чаще из шерсти.

    - И так мы рассмотрели основные части народного костюма южного региона, найдем отличия.

    В нашей современной жизни, где встречаются элементы р.к? (сарафаны, рубахи со стоячими воротниками, артисты выступают в народных костюмах, художники-иллюстраторы одевают главных героев русских сказок в национальные костюмы)

    3. Физминутка: «Гуси»

    4. Самостоятельная работа:

    Этапы работы:

    - выбрать вариант шаблона,

    - наметить места украшений и орнамента,

    - определить колорит костюма,

    - выполнить работу в цвете.

    5. Подведение итогов

    Просмотр работ.

    - обсуждение целей урока достигли или нет

    - что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

    - о чем может рассказать русский народный костюм?

    6. рефлексия. Напишите мне пожалуйста смс-ку, в которой поделитесь своим настроением , впечатлением от урока.

    -  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

    Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

    презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

    Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

    Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

    Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

    Урок в 5 классе "Русский народный костюм"

    Разработака урока в 5 классе по  теме "Русский народный костюм" по ФГОС...

    Разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный костюм"

    Данный материал представляет собой разработку урока  для 5 класса по теме "Русский народный костюм" и вкючает конспект урока, презентацию и рабочую тетрадь.В нем используются элементы и...

    Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

    Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...