План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Копылова Ксения Сергеевна

План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения

«Техника монотипия» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры и туризма

Республики Мордовия

Управление культуры

Городского округа Саранск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детская художественная школа №4»

План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения

«Техника монотипия»

                                       Подготовила и провела

                                                                преподаватель живописного отделения

                            Долгова К.С.

Саранск 2016г

Тема: «Открытка к Светлой Пасхе в технике монотипия»

Рассчитано: 6 часов; 2 занятия по 3 часа

Класс: 1 (10– 11лет)

Цель: развития художественно-эстетического вкуса детей при помощи выполнения пасхальной открытки приемом монотипия

Задачи:

– воспитывать художественный вкус;

– расширить представления учащихся о выразительных возможностях натюрморта;

– научить выполнять открытку в технике монотипия;

– развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление.

Задание: выполнить пасхальную открытку в технике монотипия.

Оборудование для учащихся:

– бумага (формат А4);

– акварельные карандаши;

– ластик;

– краски акварельные;

– кисть;

– палитра

– целлофановый пакет.

Оборудование для учителя:

– образцы монотипий;

– наглядные пособия;

– репродукции картин;

– этапы выполнения открытки.

Структура урока:

1. Организация восприятия.

2. Постановка цели урока.

3. Объяснение нового материала.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организация восприятия        Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели урока        Сообщение темы, цели и задач урока.

Монотипия – один из удивительных видов изобразительного искусства. «Mono» – один. «Typus» - отпечаток. То есть единственное изображение, полученное способом отпечатка. Монотипия – это импровизация свободного пятна. графической техникой.

Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный.

Техника монотипия известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе «Амбасадор»).

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Работает  над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы.

Метод выполнения монотипии можно описать просто - любая краска наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия целевой поверхности.

При этом виде графики получается один оттиск на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер.

По отношению к краскам эта техника всеядна. «Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок.

3. Объяснение нового учебного материала

Способы создания монотипии.

Первый способ, из самых простых, его еще называют – «фрактальная монотипия».

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Используют краски акварель, гуашь, акрил, темпер.

Второй способ

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные краски. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой.

Третий способ

Наливаете в емкость (фотованночку) воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, и снимаем сначала один конец листа, а потом по дуге второй.

Еще один способ, который мы будем с вами использовать. На листке бумаги, наносим чистые цветовые пятна акварелью, предполагая, где будет находиться кулич, пасхальные яйца, верба и т.д. Делаем довольно быстро, а то акварель высыхает. И сверху прикладываем целлофановый пакет и прижимаем. Ждем, когда высохнет, только тогда можно будет снять. Получаться интересные узоры.

Нашлепки мы сделали, теперь ваша задача состоит в том, должны приглядеться к этим цветовым пятнам и увидеть расположение пасхальных предметов. Прорисовываем это все, оставляя эти пятна, обводим только контур предметов, придаете немного объема, работаем акварельными карандашами и можно так же акварелью, гуашью.

Только потом, мы дополняем лентами, всевозможные украшения, для создания Пасхальной открытки.

4. Самостоятельная работа учащихся

Во время выполнения задания преподаватель проводит индивидуальную работу с каждым учеником. Выделяются наиболее удачные работы. Акцентируется внимание учащихся на общих ошибках.

  1. Подведение итогов        

Организация просмотра и анализа работ учащихся.


Работы учащихся:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по декоративной композиции

В плане открытого урока ставятся цели, задачи. Описывается план урока и основная часть урока....

План-конспект урока по предмету "Композиция" на тему "Какого цвета весна?"

Предмет:  КомпозицияИзучаемая тема: Тематическое рисование Тема урока: Какого цвета весна?Вид урока: Рисование по воображениюЦель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.Класс: 2 класс (учащиеся...

Конспект урока по декоративной композиции "Плакат"

Тема урока: «Плакат»Цели и задачи:1. Формирование у учащихся   представления о плакате, как об особом виде графики.2. Формирование и развитие навыков работы художественны­ми материалами в те...

Конспект урока по декоративной композиции "Плакат"

Тема урока: «Плакат»Цели и задачи:1. Формирование у учащихся   представления о плакате, как об особом виде графики.2. Формирование и развитие навыков работы художественны­ми материалами в те...

План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:•     закрепить у  учащихся умение и навыки   конструирования и моделирования в среде графического редактора...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....