Конспект урока по декоративной композиции "Плакат"
план-конспект урока по теме

Асабова Ирина Геннадьевна

Тема урока: «Плакат»

Цели и задачи:

1. Формирование у учащихся   представления о плакате, как об особом виде графики.

2. Формирование и развитие навыков работы художественны­ми материалами в технике графики.

3. Знакомство со средствами художественной выразительности, композицией в плакате.

4. Развитие образного мышления, творческого воображения, чувства цветовой гармонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_plakat.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по декоративной композиции в 6 классе «ДХШ №4»

студентки группы ПДХ - 111 Асабовой И. Г.

Тема урока: «Плакат»

Цели и задачи:

1. Формирование у учащихся   представления о плакате, как об особом виде графики.

2. Формирование и развитие навыков работы художественными материалами в технике графики.

3. Знакомство со средствами художественной выразительности, композицией в плакате.

4. Развитие образного мышления, творческого воображения, чувства цветовой гармонии.

Оборудование:

Для преподавателя:  наглядные пособия.

Для учащихся: Бумага ватман, формат: А-2, карандаш, резинка, кисти,  гуашь, баночка, палитра.

План  урока: 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа над новым материалом с показом презентации.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Подготовка

рабочего места.

Проверяют рабочее место.

2.Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

3.Работа над новым материалом.

Объяснение нового материала.

Смотрят, слушают.

Включаются в работу.

Проявляют активность в обсуждении проблемных  вопросов.

4. Практическая работа

Фронтальная работа.

Выполняют эскиз в цвете.

5. Итог урока.

Анализ работ учащихся. Обсуждение успехов и неудач в работе.

Активно подводят итоги урока. Анализируют работы одноклассников, высказывают свое  мнение.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Подготовка  рабочего места,  проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.  Вступительная беседа.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами об особом виде графики – плакате.  Плакат -  (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

По технике воспроизведения плакаты бывают: печатные, трафаретно-шелкографические, световые.

По средствам исполнения плакаты бывают: графические и живописные (плоскостной, объемно-пространственный или комбинированный, одноцветный или многоцветный).

3. Работа над новым материалом

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык. Плакаты, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Работа должна привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Смотрящему в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры изображений.

Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате широко используются такие условно-декоративные приёмы как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Быстрота и оперативность отклика на общественное событие – главное условие активной жизни агитационного плаката. Плакат должен отражать не только существующие события, но порой и опережать их. Основными свойствами плаката являются: максимальная доходчивость, эмоциональность, четкость и лаконичность.

 Вот что о плакате говорил художник-плакатист Дени (Виктор Николаевич Денисов).

“Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста солдата.

Плакат не есть длинное чтиво,

Относись к зрителю бережно, учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост – таков плаката пост.

Плакат есть стрела – молния к сознанию зрителя.

Взглянул зритель, мыслью объят, вот это и есть плакат!”

(Взято из книги “Мыслишки из записной книжки”.)

Как при создании любого произведения искусства, автор плаката, прежде всего, должен наметить и решить его композицию.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует  линейное, диагональное построение композиции.

 Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила. В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть. То же касается и цвета. Плакат — это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их естественные цвета. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх – четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Вы помните какие цвета называют ахроматическими?

(Дети отвечают)

Молодцы! Правильно.

Хроматические и ахроматические цвета наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый, жёлтый (теплые) с чёрным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

Разнообразны виды плаката. 

Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства, которые отображают политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за мир, направлены на разоблачение врагов и т.д.

Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты. 

Социальный плакат   в числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи.

Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы – ознакомления потребителей с товарами, услугами.

Особыми качествами наделены театральные и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремления его авторов.

Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования.

 

4. Практическая работа.  Фронтальная работа.

А теперь приступим к выполнению практической работы. Вам необходимо нарисовать эскиз плаката в цвете, выбрав один из видов. Например, социальный плакат. Сейчас очень актуальны такие темы, как наркомания, алкоголизм, беспризорность, экологическая ситуация в мире и т. д. цвет в вашей работе тоже должен играть большую роль, соответствуя теме.

Есть ли у вас какие либо вопросы по теме урока?

(Дети задают вопросы, обмениваются идеями, обсуждают тему)

Пожалуйста, приступайте к рисованию.

(В ходе рисования слежу за выполнением задания, делаю необходимые поправки.)

5. Итог урока.

Анализ проведенной работы.

Давайте разложим эскизы и обсудим результаты.

(В обсуждении принимают участие преподаватель и учащиеся)

Примерные вопросы:  

     

-  Все ли удалось?

-  В чем вы испытывали затруднения?

-  Какие работы вы считаете наиболее удачными? Почему?

Молодцы! Вы отлично справились с работой.

Проверил

ведущий преподаватель:                                                                 Скворцова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по декоративной композиции "Плакат"

Тема урока: «Плакат»Цели и задачи:1. Формирование у учащихся   представления о плакате, как об особом виде графики.2. Формирование и развитие навыков работы художественны­ми материалами в те...

Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»

План конспект урока по декоративной композиции в 1 классе живописного отделения «Техника монотипия»...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...