конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного. Более подробно рассматривается техника "Витраж". Урок сопровождается презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

На протяжении 3-х четвертей мы изучали декоративно-прикладное искусство нашей страны, а также других стран и народов. Темы 4-й четверти связаны с нашим сегодняшним днём и с современным декоративно-прикладным искусством.

В отличие от народного мастера, который работает в традициях и сохраняет навыки и правила, передающиеся от старых мастеров, современный художник, хотя и опирается на традиции, но более свободен в своем творчестве.

Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной. Самое главное, это искусство организует общение людей, помогает им понять друг друга. У каждого народа свои формы предметов быта, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и разные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань.

 Выставочная деятельность – это своеобразная творческая лаборатория художника. Она связана с поиском новых идей, нового образного языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, отношение к миру.                                                                                                      Выставочная деятельность – это упорный, напряженный труд, в результате которого рождаются на свет авторские вещи. В отличие от предметов массового производства эти вещи всегда неповторимы.

Мы познакомимся более подробно с некоторыми из направлений современного декоративно-прикладного искусства и попробуем свои силы в выполнении творческого задания по мотивам этих произведений. (смотреть презентацию).

Более подробно мы остановимся на таком виде ДПИ как витраж. Вы, наверное, обращали внимание, что интерьеры нашего лицея украшены расписными окнами? Эта работа выполнена в технике росписи по стеклу и, конечно, не является настоящим витражом. Настоящий витраж собирается из отдельных кусочков стекла, как мозаика. Для того, чтобы кусочки стекла держались, их спаивают между собой, предварительно укрепив вокруг каждого кусочка стекла металлическую пластину, а затем всю композицию вставляют в металлическую раму. Это достаточно трудоёмкий процесс, требующий профессиональных навыков и умений, да и материалы, стекло, нужно особое, витражное.

Но зато и полученный результат смотрится впечатляюще! Стекло, пропуская свет, окрашивает его в разноцветные оттенки, создаёт атмосферу праздника, таинственности.

Главная особенность витражного изображения-сочетание строгого чёрного контура и цветной вставки из стекла. Получается яркое и одновременно строгое графичное изображение.

Практическое задание

Внимательно рассмотри примеры современных витражей. Обрати внимание, что основные мотивы рисунка витража природные или абстрактные, геометрические. Все природные мотивы выполнены стилизованно, т.е. упрощённо (стилизация-переработка, упрощение формы с выделением её характерных особенностей и черт).

Подумай, какой витраж ты хотел бы сделать, например, для своего жилья или для клуба, кафе и т.п.

1.На листе формата А4 нарисуй предварительный рисунок своей будущей работы.  Форма витража может быть любой: круглой, в виде арки, прямоугольной. Размер изображения не меньше ладони (можно крупнее, по размеру листа). Раздели изображение на отдельные участки так, как будто ты будешь собирать мозаику из стекла. Но не мельчи! Если на витраже слишком много чёрных линий (полоски металла), он будет смотреться мрачным, мало места останется для самого стекла.

2.Приступаем к разработке эскиза в цвете. Здесь можно дать волю своей фантазии и использовать самые необычные, яркие сочетания. НО не забывайте, что витраж должен пропускать свет, поэтому использование тёмных цветов нежелательно. Каждый очерченный кусочек нужно окрашивать в свой цвет. Например, вы выбрали для фона основной цвет синий. И на этом синем фоне можно сделать много оттенков синего: розовато-синий, зеленовато-синий и т.д. Тогда работа будет смотреться живописно и интересно. Цветные материалы для работы можно выбрать по желанию: краски, цветные карандаши, фломастеры.

3.Заключительный этап- обводка контура. Обводку можно сделать чёрным, коричневым или тёмно-синим контуром, удобнее всего фломастером.

И, наконец, для тех, кто отнесётся к заданию творчески: можно заменить выполнение рисунка на бумаге рисованием витражными красками на стекле или на плёнке!

Ещё раз, изображение можно выбрать и природное, и абстрактное и в виде геометрического узора! По желанию! Жду ваших работ!

Поэтапное выполнение работы

https://i.pinimg.com/736x/37/a1/81/37a1816e40eaca532c92c36778026264--stained-glass-designs-stained-glass-patterns.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/918543/f5043e83-4e99-4a61-83cf-a170f98e4cf1/s1200?webp=false

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/750997/90bd3da0-e65e-4110-afd6-7161653a37d1/s1200?webp=false


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное выставочное декоративно-прикладное искусство Урок в 5 классе на тему: Подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ лицей №3 г. Воронежа Ващук Инесса Владимировна

Слайд 2

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Слайд 3

Керамика – изделия из цветной обожженной глины

Слайд 4

Художественное стекло изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика), так и относительно мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой.

Слайд 5

Гобелен – это художественно исполненный тканный ковер для украшения стены. Материалы: шерсть, лен, синтетические волокна, шнуры, веревки, конский волос, проволока и т. д. Техника: ткачество

Слайд 7

Художественная обработка металла Материал: металл Техника: ковка, литье, чеканка, сварка и т.д.

Слайд 8

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк , хлопок , шерсть , синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина , бензина , на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии , Индии и др. В Европе — с XX века .

Слайд 10

Витра́ж ( фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Слайд 11

Витраж в готических соборах Западной Европы

Слайд 12

Витраж в современном интерьере

Слайд 14

Как видите, сюжеты витражной композиции могут быть самыми разнообразными: от абстрактных ,природных линий и мотивов, до геометрических узоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)

Дружно спрятали косичкиИ живут семьей одной.Только старшую открой,В ней сидит сестра другая,В той еще сестра меньшая.Доберешься ты до крошки,Эти девицы — (матрешки).      ...

Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

Методическая разработка:  "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...