программа кружка дополнительного образования "Рисунок и живопись"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа кружка дополнителного образования "Рисунок и живопись" 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1015»
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Т. И. Чужмарова _____________________ Приказ №02-22/оу от «28» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рисунок и живопись»
Уровень общеобразовательной программы (ознакомительный)
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-13 лет
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
_________________________
Лялина Т.В.
учитель изо
\
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
1 год
Москва, 2016
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Примерная программа «Рисунок и живопись» на уровне основного общего образования
соответствует требованиям:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) ,
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
- Письма Министерства Образования и Науки РФ от 08.12.2011 г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»
- Приказа № 1067 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 года № 576 «Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253»
- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ Школа № 1015 г. Москвы (Принята на педагогическом совете 28.08.2016)
- Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Направленность: Художественно-эстетическая
Актуальность. Ведущими задачами школы являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости , творческого и ответственного отношения к жизни. Решение этих истинно педагогических задач во многом зависит от уровня преподавания в школе художественно- эстетического цикла, разнообразия внеклассной работы. Факультативы по искусству – одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Кружок « Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека., способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Новизна: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2011 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества –главный стержень программы. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образовательного мышления.
Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной деятельности. На кружке они взаимосвязаны: невозможно выполнить живописную работу, одновременно не рисуя , не стоя пропорции и построения. Кроме того, в каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем , ритм группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных , декоративных , конструктивных искусств.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе , художественные знания , умения и навыки позволяют детям освоить базовые основы изобразительного творчества и являются средствами приобщения к художественной культуре.
Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Педагогическая целесообразность - Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Цели программы:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
1. Обучающие: ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира; научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.
2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.
3. Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
Ожидаемые результаты:
- Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.
- Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области.
- Умение кратко излагать содержание предметной области.
- Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности.
- Практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер в рамках предметной деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать его.
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Рисунок и живопись»
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Критерии соотнесения программ дополнительного образования детей:
Данная дополнительная общеобразовательная программа стремится к созданию условий для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей. Программа использует образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся мотивации на стремление к познанию: игровые, личностно – ориентированного обучения, педагогику сотрудничества, диалогового обучения.
Возраст обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов - 36 часов.
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Способы определения результативности.
- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады), решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
- педагогическое наблюдение;
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Условия реализации программы
Список аудио- и видеопродукции
- Классическая музыка. Альбом, студия «Союз». — М., 2000 (аудио кассета).
- Мей Ванесса. Сольный концерт классической музыки, «Мороз рекорде» 2000 (компакт-диск).
- Поль Мориа, Джеймс Ласт. Русский альбом. — М.: Грамзапись 1994 (компакт-диск).
- Паваротти Л. Альбом. ОАО Грамзапись. — М.> 1998 (компакт диск).
- «Русская душа», ансамбль. Альбом «Самый русский хит-7», студия «Союз». — М., 2001 (компакт-диск).
- Сборник документальных фильмов «Народные промыслы», кино-видеообъединение «Крупный план», 1999.
Список используемой литературы
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. —М.: Владос, 2008 г.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. — М.:
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.
- Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь, 1992.
- Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М.: Просвещение, 2011.
- Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М. :Просвещение, 2011
- Сокольникова И.М. Основы композиции. — М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2010 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Календарно-тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||||
| Название темы | количество часов | ||
всего | теор | прак | ||
36 | 16 | 20 | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Виды изобразительного искусства и иосновы их образного языка | 1 | 0.5 | 0,5 |
3 | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Разновидности графики: линейный рисунок | 1 | 0 | 1 |
5 | Разновидности графики: монотипия | 1 | 0 | 1 |
6 | Разновидности графики: гравюра | 1 | 0 | 1 |
7 | Литогравюра | 1 | 0 | 1 |
8 | урок -обобщение | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Композиция "Весенние ручьи" | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Условно-символический характер изображения | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Единство пользы и красоты | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Цвет и его возможности | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Ритм цветовых пятен как средство выражения | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Образ традиционной русской избы | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Древнерусский город. Древние соборы | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Народные праздничные обряды | 1 | 0.5 | 0.5 |
20 | Образ красоты человека | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Жанры в живописи | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Живопись. Художники - пейзажисты родного края | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Современное выставочное искусство | 1 | 0.5 | 0.5 |
25 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Художественная мастерская | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Симметрия | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Гармония | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Часть и целое | 1 | 0.5 | 0.5 |
30 | Сюжет | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Родилась живопись | 1 | 0,5 | 0.5 |
32 | Сюжетная композиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Красота фигуры человека в движении | 2 | 1 | 1 |
34 | Изображение на плоскости фигуры человека | 1 | 0.5 | 0,5 |
35 | Резерв | 1 | ||
36 | Резерв |
Содержание
Тема 1. Вводный урок
Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.
Тема 3. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.
Тема 4 . Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра, обобщение.
Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.
Тема 5. Линия и ее выразительные возможности.
Умение построения композиции , выразительные возможности линий, мнообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.
Практическая работа: рисование разных веток, птиц из разные «живых» линий.
Тема 6. Композиция «Весенние ручьи»
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Практическая работа: Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.
Тема 7.Условно-символический характер изображения.
Умение применять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовой символики в гербах.
Практическая работа. Изображение символов и эмблем в современном обществе.
Тема 8.Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.
Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.
Практическая работа. Использование данных материалов в упражнениях.
Тема 9. Единство пользы и красоты.
Знать, как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве. Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметь находить нудную информацию и использовать ее.
Практическая работа: индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба»
Тема 10. Цвет и его возможности.
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета. развитие видения цвета; понятие о цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.
Практическая работа: изображение осеннего леса по памяти и представлению.
Тема 11. Ритм цветовых пятен как средство выражения.
Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.
Практическая работа: изображение осеннего листопада по памяти , по представлении. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Тема 12. Образ традиционной русской избы.
Развитие объмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь его создавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.
Практическая работа. Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусской избы.
Тема 13. Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.
Знать характерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.
Практическая работа. Уметь нарисовать пейзаж по памяти.
Тема 14. Древнерусский город. Древние соборы.
Вызвать интерес у учащихся к устройству города – крепости, развить чувство пропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения, конструкции древнерусских крепостей.
Практическая работа: изображение с помощью графических средств города – крепости.
Тема 15. Народные праздничные обряды.
Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация.
Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение.
Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.
Практическая работа: составление своей композиции по классических схемам.
Тема 16. Образ красоты человека.
Вызвать интерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, и торгового люда.
Практическая работа: изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.
Тема 17. Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.
Знать виды фонарей уличных. Форма, строение.
Практическая работа: придумать свои фонари.
Тема 18. Жанры в живописи.
Развитие навыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разные способы компоновки предметов, пространства на листе.
Тема 19. Живопись. Художники – пейзажисты родного края.
Экскурсия в картинную галерею.
Тема 20. Современное выставочное искусство.
Лекция о роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневной жизни.
Тема 21. Изображение природы в разных состояниях.
Изображение контрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг. Контрастные цвета.
Практическая работа: изображение грозы, тумана, солнечного дня.
Тема 22. Художественная мастерская.
Что такое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.
Тема 23. Симметрия.
Умение строить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии, формы, светотени.
Практическая работа: изображение натюрморта.
Тема 24. Гармония.
Знать, как человек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное в природе. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего;
Об обычаях и традициях своего народа.
Практическая работа: изображение браслетов, ожерелий, колец.
Тема 25. Часть и целое.
Знать, что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция, ритм, подчинение мелких форм крупным.
Практическая работа: Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.
Тема 26. Сюжет
Уметь определять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.
Практическая работа: исполнение композиции на бытовой жанр.
Тема 27. Родилась живопись.
Вызвать интерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории. Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.
Практическая работа: изображение животных по принципу древнего искусства.
Тема 28. Сюжетная композиция.
Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции
Практическая работа: изображение праздничного пира в теремных палатах.
Тема 29. Красота фигуры человека в движении.
Развитие глазомера, чувства пропорций человеческого тела.
Практическая работа: «спортивная эстафета»
Тема 30. Изображение на плоскости фигуры человека.
Умение представлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построение формы по Дюреру.
Практическая работа: наброски школьных товарищей по школе в карандаше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137504-1352062482.jpg)
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"
Программа кружка дополнительного образования "Выстрел" военно-патриотической направленности и направлена на обученние подростков правилам выполнения стрельб и обращению с оружием....
Программа кружка дополнительного образования
Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-196194-1362146677.jpg)
программа кружка дополнительного образования "Ритмика"
Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-295873-1379426263.jpg)
Рабочая программа кружка дополнительного образования
Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-306039-1380559332.jpg)
Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)
Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267641-1371584321.jpg)
Программа кружка дополнительного образования "Хоровое пение"
Программа дополнительного образования детей 7 – 17лет для общеобразовательной школы...