Древние мыслеобразы в башкирском эпосе Урал-батыр
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Одинцова Юлия Васильевна

Статья о связи древнего эпоса Урал-батыр с решением современных экологических проблем . Работа содержит рисунки участников экспедиции 2016г. на южный Урал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст статьи16.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Древние мыслеобразы в башкирском эпосе Урал-батыр». Одинцова Ю.В.

В европейской философской мысли не раз высказывалась мысль о кризисе европейской культуры и цивилизации. Глобальные проблемы современности порождены всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации. Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. Перефразируя слова профессора Преображенского из повести М. Булгакова ʼʼСобачье сердцеʼʼ, можно сказать: ʼʼРазруха не в окружающем мире, разруха в головах!ʼʼ В случае если 20-30 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое ʼʼэкологияʼʼ, знают даже дети. Человек должен уйти от своего эгоцентрического отношения к окружающей среде.
Научить нас чувствовать баланс с окружающей средой помогают
древние мыслеобразы - просто  «сундук с традициями» ,а позитивный ,реализованный , осмысленный и освоенный многими поколениями социальный опыт.  

 В 2016 году мне удалось поехать в экспедицию на Южный Урал (территория национального парка «Башкирия») вместе с объединением «Исследователь», работающим на базе школы. Мне поразила красота природы Башкирского края. Река Белая, река Нугуш и Нугушское водохранилище, чистые горные реки – подлинное сокровище нашей страны. Особый интерес у учащихся вызвали мифы и легенды, отраженные в башкирском эпосе Урал-батыр.

Урал-в переводе с башкирского означает пояс. Пояс гор, разделивший Европу и Азию-тело могучего батыра. Нефть, которая когда-то била фонтанами, а при современных способах добычи лишь проступающая на  поверхности земли,-его кровь.» Там ,где цепь уральских гор лежит, Агидель красавица бежит…» Агидель по-русски Белая. Наивное очеловечивание природной среды свойственно для всех народов.

Но есть в эпосе народов Южного Урала и нечто необычное. Во- первых неожиданным подтверждением древнего мифа стали для нас наскальные рисунки эпохи палеолита в пещере Шульган -Таш. 15 тысяч лет назад художник изобразил крылатого коня. Это самое древнее подобное концептуальное изображение. Таким образом, в основу башкирского эпоса были положены очень древние мифы, которые датируются чисто археологически – их возраст примерно 15 тысяч лет. О древности эпоса можно судить также по именам и названиям, которые есть в его тексте. Так, слово «Ур» имеется во всех индоевропейских языках. А корень «Шуль» встречается в алтайских, уральских, индоевропейских, картвельских, семито-хамитских и некоторых других языках. Например, лексические параллели к этому слову можно привести из финно-угорских языков, где элемент шуле-/сыл- означает «талый, таять», а также из греческого языка, где 3уле/гиле – нижние воды первоматерии . А в урало-алтайских языках он выступает в значении «растаявшая вода», «вода, непригодная для питья». Как мы знаем из эпоса «Урал-батыр», Шульген как раз превращается в повелителя водной стихии, повелителя моря, потом – в повелителя озера Шульган-Куль, воды которого по преданию нельзя пить. Это говорит о том, что мифические образы были созданы ещё до возникновения башкирского языка. Перед входом в пещеру есть два озера – Живое и Мертвое. В Мертвом по преданию скрылся старший брат Урала -Шульган, вместе с волшебным конем Акбузатом. Это озеро, глубиной около 6 метров, находящееся тут же, на входе в пещеру. Интересно еще вот что - вода из Шульгана НЕПРИГОДНА для питья! 

Во-вторых башкирские мифы демонстрируют нам пример высокого экологического сознания. Урал-батыр в отличие от большинства мифических героев не обретает бессмертие. Спасая людей, он пьёт из Мертвого озера, населенного дивами и чудовищами из подземного мира. Урал может исцелиться с помощью живой воды ,но тогда погибнет земля. Батыр даровал людям чистую воду, заповедав никогда не пить из омутов и ям.» Я один, вас много. Не я, а наша родная земля должна быть бессмертной. И пусть на этой земле люди живут счастливо».

 Экологически устойчивое развитие человечества  — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Не будем уподобляться мятежному Шульгану, тщеславному и алчному, принимая решения несущие угрозу окружающей среде и всему живому на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"....

Иллюстрации к конкурсу эпос"Урал батыр"

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — бога...

Тест по эпосу "Урал-батыр"

Тест предназначен для контрольного диагностирования в 9 классах на уроках ИКБ по темам: "Башкирский народный эпос", "Эпос Урал-батыр"....

"Урал батыр" эпосы буйынса брейн-ринг

quot;Урал батыр" эпосы буйынса брейн-ринг...

Р. Шәкүрҙең “Урал батыр иле - сал Урал” шиғырын өйрәнеү.

Р. Шәкүрҙең тормошо һәм ижады менән таныштырыу, шиғырҙың идея-тематик йөкмәткеһен асыу, Уралдың матурлығын күрһәтеү, тасуири уҡырға өйрәтеү,  уҡыусыларға тыуған ер төшөнсәһен тулыраҡ асып биреү, ...