Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастера народных промыслов"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Зимина Екатерина Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevni_masterov_narodnyh_promyslov.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:


1) Пояснительная записка к программе курса « Деревня мастеров народных промыслов»

Рабочая программа разработана на основании книги «Азбука народных промыслов», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, с учѐтом требований ФГОС.

 Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности «Деревня мастеров народных промыслов»

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций. Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни, которое

создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных

специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.  

2) Общая характеристика программы

Программа «Деревня мастеров народных промыслов» разработана для учащихся 3 – 4 классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.

Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-

символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни , которое

создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных

специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру,

самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей

человеческой души.

Актуальность программы.

Ребенка не учат с детства, как занимать свободное время интересной для себя деятельностью, которая позволит ему восстановить свои физические и духовные силы. Между тем, по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание. Отсюда мы видим необходимость уже с младшего школьного возраста учить детей заполнять свой досуг разнообразной, интересной деятельностью. Назрела необходимость найти такое содержание для организации детского досуга, которое было бы интересно и посильно ребёнку, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя активной, самостоятельной, творческой личностью. Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок « Мастерская Самоделкина». Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками и т.д.имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Целесообразность

Поэтому была разработана программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с деревянным народным промыслом. Значением этого ремесла в нашей жизни. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественно- практичном развитии учащихся , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Описание места учебного курса в учебном плане.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятой параллели 3- 4 классы.

Направления:

- Расширенное знакомство обучающихся с деревянными изделиями народных художественных промыслов.

- Знакомство с технологией работы с бумагой, соленым тестом . Самостоятельное создание детьми различных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством: 

-Беседы;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Выставки детских работ по декоративно-прикладному творчеству ;

-Просмотр видеофильмов;

-Дидактические игры;

-Использование силуэтного моделирования

-Экспериментирование с различными художественными материалами;

-Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

-Сочинение сказок. рассказов, историй о своих работах;

-Использование физминуток.

Формы занятий:

Групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Форма одведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы оценки результативности программы:

Качественный анализ;

Посещаемость;

Статистические данные;

Фиксация занятий в рабочем журнале;

Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

Практические материалы.

Качественный анализ:

Формирование новых навыков и умений;

Анализ успешности деятельности и достижение целей;

Анализ диагностического материала;

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-

прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития прикладной деятельности детей, отношение

ребенка к декоративной деятельности. Учитывая индивидуальные способности детей.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы,

методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания,

качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов

детей.

Используются разнообразные формы работы:

Индивидуальные консультации;

Беседы.

Итогом детской деятельности могут служить

- выставки детского творчества;

- участие в конкурсах по народным промыслам;

- развлечения, досуг, праздники.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных

результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,

отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и

включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность

заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности (включая

использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и

формируются при их изучении.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию окружающего мира.

- формирование целостного мировоззрения к окружающим предметам

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное

внимание уделяется:

- практическому освоению обучающимися практической деятельности при освоении

ремесла

При изучении внеурочного кружка обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с природным материалом. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии учащихся, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Учащиеся научатся:

 -основам росписи народных промыслов.

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели предметов

Обучающиеся получат возможность научиться:

- основам дизайна предметного мира;

- самостоятельно придумывать сюжеты

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащиеся научатся:

- осуществлять свои творческие планы;

- проектировать, исследовать и организовывать свою индивидуальную и групповую

деятельность

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

- умение использовать термины « технологии изготовления», « техника», «дизайн», «бумагопластика»

- умение создавать росписи народных промыслов;

- умение работать с соленым тестом и в технике «бумагопластика»;

- умение расписать изделия

Структура учебного курса:

№ п/п

Название раздела

кол-во часов

Вводный урок

«Народные промыслы России».

1

 Палехская миниатюра

Федоскинская миниатюра

Создание коллективного пано

2

2

3

«Гжельская  роспись»

«Городецкая роспись»

«Хохломская роспись»

3

3

3

«Дымковская игрушка»

«Коргопольская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

3

3

3

Создание индивидуальной деревни

8

Всего 34ч.

Выход: олимпиады, школьные выставки, мастер-классы, конкурсы.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

часы

Форма деятел.

 Вид деятельности

 Дата план

      1

Вводный урок

Народные промыслы России.

1

Коллективная

Знакомство с декоративно-прикладным искусством народов России. Воспитание интереса и любови к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углубление эстетических впечатлений от декоративно-прикладного искусства страны.

 

2

Палехская миниатюра.

Знакомство с росписью

1

Коллективная

Знакомство с лаковой миниатюрой, сюжетами палехской росписи.  

 

3

Палехская миниатюра.

Роспись композиции

1

Индиви

дуальная

Обучение умению рисовать узоры лаковой миниатюры. Создание и роспись сюжета палехской миниатюры.

4

Федоскинская миниатюра.

Знакомство с росписью

1

Коллективная

Знакомство с лаковой миниатюрой, сюжетами федоскино. Обучение умению рисовать узоры лаковой росписи.

 

5

Федоскинская миниатюра.

Роспись композиции

1

Индиви

дуальная

Обучение умению рисовать узоры лаковой миниатюры. Создание и роспись сюжета федоскинской росписи.

 

6

7

8

 Создание коллективного панно

3

Коллективная

Создание панно (сельской деревянной постройки и роспись  сюжетами палеха/федоскино на выбор. Формирование конструктивного навыка.

 

9

Гжельская роспись

1

Коллективная

Знакомство учащихся с гжельской росписью.

10

Гжельская роспись

1

Индиви

дуальная

Лепка игрушки. Закрепление знаний о способах лепки, о пропорциях фигуры животных, учится передавать в скульптуре малые формы; развивать наблюдательность, умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с соленым тестом.

11

Гжельская роспись

1

Индиви

дуальная

Развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

12

Городецкая роспись

1

Коллективная

Знакомство с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца.

13

Городецкая роспись

1

Создание  гирлянды городецкой росписи.

14

Городецкая роспись

1

Индиви

дуальная

Роспись гирлянды. формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

15

Хохломская роспись

1

Коллективная

Знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла

16

Хохломская роспись

1

Индиви

дуальная

Создание куколок. Моделирования из

бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей

трехмерных бумажных скульптур

17

Хохломская роспись

1

Индиви

дуальная

Роспись куколок. Знакомство и выполнение хохломской росписью.

18

Дымковская игрушка

1

Коллективная

Знакомство с росписью дымковских игрушек.

19

Дымковская игрушка

1

Индиви

дуальная

Лепка дымковской барышни. Закрепление знаний о способах лепки, о пропорциях фигуры животных, учится передавать в скульптуре малые формы; развивать наблюдательность, умения определять средства художественной выразительности, Индиви

дуальная выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с соленым тестом.

20

Дымковская игрушка

1

Индиви

дуальная

Роспись дымковской барышни.

21

Коргопольская игрушка

1

Коллективная

Знакомство с коргопольской игрушкой

22

Коргопольская игрушка

1

Индиви

дуальная

Лепка коргопольской игрушки. Закрепление знаний о способах лепки, о пропорциях фигуры животных, учится передавать в скульптуре малые формы; развивать наблюдательность, умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с соленым тестом.

23

Коргопольская игрушка

1

Индиви

дуальная

Роспись коргопольской игрушки. Формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учиться выделять элементы геометрического узора дымковской росписи .

24

Филимоновская игрушка

1

Коллективная

Познакомить с характерными особенностями филимоновской игрушки.

25

Филимоновская игрушка

1

Индиви

дуальная

Лепка филимоновской игрушки игрушки. Закрепление знаний о способах лепки, о пропорциях фигуры животных, учится передавать в скульптуре малые формы; развивать наблюдательность, умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с соленым тестом.

26

Филимоновская игрушка

1

Индиви

дуальная

Роспись филимоновской игрушки. Уметь выполнять вариации орнаментальных композиций на основе филимоновской  росписи.

27

Повторение изученного материала. Защита коллективного проекта

1

Коллективная

Закрепление знаний о народных промыслах России. Анализ пройденных народных промыслов. Воспитание  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства, развитие  эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, выявлять фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений народных мастеров.

28

Создание индивидуального панно

1

Индиви

дуальная

Стать народными мастерами. Выбор одного из народного промысла России. Создание индивидуальной сельской постройки в одном из стилей народного промысла.

29

30

Создание жителей деревни

2

Индиви

дуальная

В стиле выбранного народного промысла создать жителей своего индивидуального городка.

31

32

33

Роспись жителей деревни

3

Индиви

дуальная

Роспись жителей индивидуального городка в с выбранном стиле народного промысла.

34

Защита проекта

1

Индиви

дуальная

Закрепление знаний истории происхождений народных промыслов. Усвоение особенностей росписей каждого промысла. Умение различать промыслы различных областей России. Развитие умений делиться полученными навыками с одноклассниками.  

Литература

1. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.

Горяева Н,А. Островская О.В Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, - М.: Просвещение, 2002

2. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся. - М.: 1984

3. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2002

4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник. - М.:2004

5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества - Учебник для начальной школы; 2002

Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А.

Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007

6. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005

Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учитель, В.: 2006

7. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004

8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998

9. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007

10. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 197912.

12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы.ДПИ. "Народные промыслы.Изонить"

Курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 5-11 классов и рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практических работ – 22 часов, подготовка и защита про...

Занятие по внеурочной деятельности "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».

Занятие внеурочной деятельности, направленное на формирование духовно-нравственных качеств личности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы"

разработка программы по внеурочной деятельности для 3-4 класса...

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные подвижные игры"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность....