Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Протогенова Татьяна Владимировна

5 класс

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель:способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.

Задачи урока:

1.     способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

2.     содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

3.     способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по изобразительному искусству
в 5 классе

«Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

подготовила

учитель ИЗО и искусства

Протогенова Т.В.

2017

5 класс

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель:способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.

Задачи урока:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;
  2. содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;
  3. способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: бумага, ножницы, клей, чёрная и красная гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Зрительный ряд:

  • презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись»;
  • видеофильм о греческих вазах;
  • репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;
  • элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;
  • раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.

Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.

  1. Формирование новых знаний.

(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.

Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.

Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции?(Дети перечисляют)

А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами.  (Демонстрация сувенирной вазы).

Тема нашего урока сегодня «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».

Сегодня на уроке мы познакомимся с греческимивазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами.

Ребята, а вы знаете

  • из какого материала делали вазы;
  • как называют станок мастера, который изготовляет вазы;
  • что делают с вазами, чтобы они были прочными?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим небольшой сюжет видеофильма. (Просмотр видеофильма и ответы на вопросыhttp://my.mail.ru/video/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976.html#video=/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976).

Ребята, а вы знаете, для чего использовались вазы? (Ответы детей)

У каждой вазы было своё назначение, своё делов домашнем хозяйстве. Вино и масло хранили в стройных вазах с двумя ручками. Их называют амфоры.  Большие вазы, в которых вино смешивали с водой, прежде чем подать к столу, называют кратерами.

Посмотрите на иллюстрации и скажите,  чем отличаются  амфора и кратер друг от друга? (Ответы детей: форма, размеры, роспись).

Вывод:

амфора - изящная, стройная, её сравнивают с фигурой женщины, с узким вытянутым горлышком;

кратер – глубокая ваза, с широким горлом, похожим на вершину вулкана, который называется кратер.

Да, ребята, как вы заметили,  все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор.  Более  старая манера росписи была

  • чёрнофигурная – (демонстрация)фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

А более новая

  • краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» мы узнали, что такое орнамент(определение).

Назовите виды орнамента?   (растительный и геометрический)

Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они?  (растительный, геометрический)

Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом. А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.

А также расписывали сценами из жизни древних греков (демонстрация).

При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».

Сегодня на уроке ребята,  у вас есть возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.

  1. Практическая работа.

Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Вспоминается ТБ при работе с ножницами. Вспоминается с детьми, как симметрично вырезать форму вазы.

Учащимся раздаются иллюстрации с различными  формами  ваз.

  1. Закрепление нового материала.

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза,  учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

  1. Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке?  (Греческая вазопись)
  2. Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)
  3. Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)
  4. Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)
  5. Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)
  6. Что значит, чёрнофигурный стиль росписи?  (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
  7. Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
  1. Подведение итогов урока.

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

  1. Домашнее задание.

Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.

Список использованной литературы

  1. Свиридова. О.В. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград, «Учитель», 2007
  2. Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс.
  3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции. М., 1980.
  4. Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах  и названиях. Минск,1996.
  5. Искусство №21. М.,АО « Красные Холмы», 2001.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://live4fun.ru/shop/goods/16854
  2. http://www.google.ru/imgres
  3. http://www.google.ru/search?q=%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Урок изобразительного искусства в 5 классе....

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.2) Развивать чувство композиции, тв...

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Разработка урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись." 5 класс

Разработка урока по искусству (ИЗО)Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.Главные цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегрече...

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...