Конспект урока " Городские постройки"
план-конспект урока по технологии по теме

Тремаскин Алексей Петрович

Конспект урока по технологии на тему " Городские постройки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ. Изделие «Телебашня»

Цели: познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.

Планируемые результаты: уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки.

Тема Полезные ископаемые  изделие буровая вышка.

Цели: Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Проявлять

- интерес к изуче- нию  темы;

- бережное отно-

 шение к природ-

ным богатствам;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

вой деятельности;

-желание оформить суждение о человеческих ценностях;

-понимание успешности при освоении темы

Познавательные:

- раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

- определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

- определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

- определять материалы для изготовления изделия

- использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- адекватно представлять результат собственной деятельности.

Определять:

-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

зуя условный знак;

- этапы операции по добыче нефти;

Выполнять:

- модель буровой вышки.

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

ХОД УРОКА

1 ОРГАНИЗАЦТОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать как будет называться наша станция, отгадайте загадку

Ну и башня, высока!

Подпирает облака!

Подает она сигнал,

Техника старается.

И у нас ТВ-канал

Дома принимается.

Ответ: Телебашня

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какое изделие у вас получится?  Сформулируйте тему и цели урока.

Да, наша следующая остановка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани.

Определите, какие из строений на рисунках могут быть выполнены по той же технологии, что и дом. Составьте план работы над этим изделием. Дополнительная информация. По своему практическому назначению архитектурные сооружения делятся на несколько типов:  жилые дома,  промышленные здания,  хозяйственные здания,  общественные здания,  мемориальные здания.

- Приведите примеры таких сооружений.

-Сегодня мы будем делать макет телебашни из проволоки. Прочитайте, что это за материал, на странице 21».

- Какой формы проволока?

- Из чего её производят?

-Для чего она обычно используется?

-Что такое сверло?

- Почему это слово выделено цветом? (Можно посмотреть определение этого слова в словарике юного технолога

- рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 21) и опишите изображённые на них предметы. (Демонстрация инструментов и объяснение, зачем они нужны и как ими пользоваться).

Отработка правил работы кусачками вместе с учащимися.

- Видели ли вы раньше, как и для чего используются кусачки?

-Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, используемый для прочного захвата мелких металлических деталей, изгибания некрупных деталей, металлических проводов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгибания проволоки. Этот инструмент состоит из двух половинок, скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с одного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немного расплющен в плоскую рабочую часть. Называется эта часть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобы деталь не выскользнула во время работы, на поверхность захвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными рукоятками могут использоваться ещё и для электромонтажных работ, т. е. для работ с электричеством. Дополнительный материал. Операцию скручивания проволоки можно выполнить также пассатижами и круглогубцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно не только кусачками, но и острогубцами. Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделения, откусывания проволоки, металлической жилы, прутка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрезные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, из соображений безопасности для предупреждения поражения электрическим током рукоятки острогубцев изготавливаются с использованием изолирующего покрытия.

 Фронтальный опрос для закрепления полученных знаний.

-Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие приёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мы будем использовать в работе над изделием „Телебашня“.

-Какие телебашни известны вам, чем они различаются, где располагаются в городе, каковы их основные функции.

 Делаем сами. 

-Проведём анализ изделия „Телебашня“. (Демонстрирует образец.)

- По каким критериям нужно провести анализ? (Необходимые материалы и инструменты, метод разметки, раскроя и сборки, способ оформления и т. д.) Материал — проволока. Проволока представляет собой смесь сплавов металлов, бывает из стали, алюминия. Возьмите проволоку и попробуйте опытным путём определить, какими свойствами обладает данный материал (сгибается, тонкая, длинная, круглое сечение в разрезе).    Самостоятельно определите инструменты для работы.

-Про читайте план работы над изделием в учебнике (с. 22) и составте собственный план работы, определите при этом метод разметки, раскроя, сборки и способ оформления изделия. (Затем при наличии времени учащиеся могут выполнить задание «Технический рисунок телебашни» )

Это будет способствовать закреплению навыка выполнения технического рисунка и умения отличать технический рисунок от других видов чертежа. После подготовительной работы учащиеся вместе с учителем приступают к работе над изделием.

контролирование работы учащихся, следить за выполнением правил работы кусачками и плоскогубцами. Разметка. Целесообразно показать учащимся, как выполнять разметку проволоки по линейке.

Работа в парах

Выполнение разметки, один человек держит проволоку, а другой отмеряет на ней с помощью линейки отрезки нужной длины и ставил риски.

-Ребята , материал используйте  экономно, отмеряйте проволоку не пропуская отрезков.

-А сейчас мы с вами будем выполнять  раскрой. Раскрой выполняется при помощи кусачек. Посмотрите, как нужно резать проволоку.

(Выполнение раскроя)

-А сейчас произведем сборку. Сборка — самый сложный и трудоёмкий, а также травмоопасный этап работы. Вам необходимо быть особенно внимательными. При работе с проволокой нужно беречь глаза.

Показ каждого этап сборки учителем отдельно в соответствии с планом и иллюстрациями в учебнике. Помощь учителя при огибании одним куском проволоки другого куска. )

-А сейчас приступим к отделке. Самостоятельно придумайте способ и выбрите материалы для оформления изделия.

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Ситуативное задание

               Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

 - Кто из них прав?

- Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

- Подберите синонимы к слову ценность.

 (богатство, сокровища)

Учебно – познавательная деятельность

- Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

- Где находятся эти богатства?

- Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

- Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения  учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй. 
  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.
  2. Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

- Найдите на карте  России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

- Кто приходит на смену геологам? (буровики)

- Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти.  Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и  транспортировке нефти на них изображены.

Задание 3.

-Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой.

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

 

Задание 6.

-Рассмотрите  модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите  эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

- Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия

Задание 8.

-  Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы 

  1. Допиши предложения:
  2. Чёрное золото – это ……………………………………………. .Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на  карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

   Шахтёр   геолог   буровик    фармацевт   

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

…  Бурение скважин;

…  Поиск нефтяных месторождений;

…  транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

- Только ли в России находятся месторождения нефти?

Обоснуйте свой ответ.

- Подумайте, как сделать, чтобы ваша вышка имела государственную принадлежность?

-  Что помогло вам справиться с заданием? Смогли ли вы теперь помочь Оле определить ценности?

- Какие человеческие качества можно назвать ценностями, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

Рефлексия

Самоанализ и самооценка

 

- Оцени результат своей собственной деятельности. Прочти утверждения, выбери соответствующее твоей оценке.  Изобрази  соответствующий оценке знак.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по экологии "Качество городской среды"

В каждом крупном городе необходимы рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве насчитывается 26 спортивно-оздоровитель­ных парков разной площади — от 3 га до 1500 га (Измайлово). В Москве 89 с...

План-конспект урока в 6 классе по теме “Городской транспорт: метро”.

Подробный план конспект-урока в сопровождении красочной презентации и приложений "Мини-тест" и  "Диалог"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Конспект урока Городская жизнь. Лондон.

Конспект урока Городская жизнь. Лондон....

Конспект урока-практикума по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Устройство временных укрытий. Выбор места, постройка временных укрытий»

На уроке обучающиеся знакомятся с главными принципами постройки основных типов летних убежищ выбор места....