Методическая разработка "Городецкая роспись". 5 класс ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Баранцова Александра Николаевна

Методическая разработка урока по Изобразительному Искусству для 5 класса. Тема "Городецкая роспись".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5-м классе

Тема: «Городецкая роспись»

Вид урока:

Рисование по образцу, декоративное рисование,  самостоятельное творчество.

Тип урока: 

Комбинированный, изучение нового материала, закрепление и повторение знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  беседа, самостоятельная работа,  выставка, обобщение.

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная.

Методы: Проблемно - поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, творческий, репродуктивный.

Формирование компетенций: Ценностно – смысловые, общекультурные,  учебно – образовательные, информационные, коммуникативные,  социально – трудовые.

Педагогические средства: рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация примеров конструирования.

Цель урока: Создать условия для изучения  Городецкой  росписи.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с историей создания и развития городецкой росписи.

2) Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле русских народных промыслов.

3) Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.

4) Учебная - формирование системы знаний, необходимых для развития  художественной культуры.

5) Развивающая - развитие умения самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность.

6) Воспитательные - воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.

Материалы и оборудование для учителя: Мультимедийная доска, учебно-методическое пособие, инструкции,  раздаточный материал, опорные конспекты, презентация.

Характеристика деятельности учащихся: Понимать и уметь объяснять работу художника декоративно – прикладного искусства.

Овладевать приемами Городецкой росписи.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и жизненными ситуациями;

Регуляторные:

- планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений в план и способ действия;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- рефлексия, воспитание волевой саморегуляции

Познавательные: 

Общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор  эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Логические - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения , установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблем -  формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:  социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Межпредметные связи:   историей, технологией, литературой.

Материалы и оборудование для учащихся: бумага белая, гуашь, кисти.

План урока:

  1. Актуализация - 10 мин.

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

  1. Постановка художественной задачи - 2 мин.
  2. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой

декоративной композиции - 10 мин.

  1. Выполнение практической работы: аппликация – 15 мин.
  2. Анализ детских работ - 3 мин.
  3. Рефлексия - 3 мин.
  4. Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

Здравствуйте дети, сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами, а именно рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

Сначала давайте вспомним, что такое орнамент, ведь именно его мы можем видеть на предметах нашего быта.

Дети отвечают на вопрос.

- Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал.  Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции. Сегодня мы познакомимся с  «городецкой росписю».

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех видах декоративно-прикладного искусства, которые мы уже изучили.

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

(слайд гжель)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)

А вот такие прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла - Городца.

Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.

Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных.

Как правило, все элементы городецкой росписи  имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.

 

  1. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера (ученики выполняют работу в альбоме, учитель на доске)

Сегодня мы постараемся научиться писать купавку и розан способом примакивания кистью.

Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

Ученики тренируются в своих альбомах рисовать купавку.

А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать розан.

Ученики выполняют задание в альбоме.

3. Практическая работа.

На ваших партах находятся шаблоны досок, листы бумаги, гуашь и кисти. Ваша задача расписать доску «под Городец».

 Дети выполняют работу.

4. Анализ детских работ.

Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.

- Ребята, посмотрите какие замечательные работы у вас получились, скажите какая работа понравилась больше  и почему, а какой работе надо что-либо доделать и почему.

5. Рефлексия.

- О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

- Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

- Какие цвета характерны для городецкой росписи?

6. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вам погрузились в мир городецкой росписи. Выполнили сложное задание, которое не смотря на его трудность удалось всем. Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка - роспись тарелочки по мотивам мультфильма -Маша и Медведь

Мастер-класс по росписи тарелочки акриловыми красками....

Методическая разработка Мастер класс "Роспись на ткани Зимний пейзаж"

Данная презентация раскрывает этапы изготовления мниатюры в технике росписи на ткани при помощи акриловых красок, корректора и контуров....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса "Художественная роспись рельефных и плоскостных подвесов из мягких материалов"

Этот конспект Мастер-класса по теме «Художественная роспись рельефных и плоскостных подвесов из мягких материалов» является обобщением опыта работы педагога дополнительного образования выс...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...