Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС ООО
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

    Фарида Мурадиновна Баисова

    Аннотация

                         к рабочей программе  по курсу «Изобразительное искус» 5-8 классы ФГОС ООО

     

             Рабочая программа «Изобразительное искус» для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта   основного общего образования ( ФГОС ООО), примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классов общеобразовательных учреждений /Под редакцией  Б. М. Неменского, авторы Н.А. Горяева, Л.А. Неменская; «Просвещение» 2011,2015г.г. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

          Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

     

    Цели курса:

    развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

    освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

     

    Общая характеристика учебного курса «Изобразительное искусство»

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств-живописи,графики,скульптуры,дизайна,архитектуры,народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Так же предусмотрена  промежуточная аттестация среднее арифметическое результатов четвертных отметок за год.

     

    Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в  учебном   плане

        Предмет «Изобразительное искусство» в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-8  классах отведено 136 часов, из расчета 1час в неделю.

      

         

    Срок реализации программы: 4 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fgos_izo_5-8_2016.docx74.74 КБ

    Предварительный просмотр:

                     ПРИЛОЖЕНИЕ

                     к  ООП ООО

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 

    АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА  НОВЫЙ УРЕНГОЙ 

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

    «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» 

    Рассмотрено

    на заседании МО

    Протокол

    от  28.05. 2016  № 8

    Принято

    на Педагогическом совете  

    Протокол

    от  31.08.2016   № _1_

    Утверждаю

    И.о.директора МБОУ «СШ№8»    

    ___________/О.И. Головцова /

    Приказ

    от  _31.08.2016   №   366 

            РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по        изобразительному искусству

    уровень образования   основное общее образование (5-8 классы)

    срок реализации                4 года__ __________________________________

    составитель               Баисова Фарида Мурадиновна__                                   ___                                         

    Разработана на основе

     примерной программы основного общего образования. «Изобразительное искусство. Музыка. Искусство.» 5-9кл. - М.: Просвещение,2012. - (Стандарты второго поколения); примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам. [Электронный ресурс] / Министерство образования РФ. - 2015 (Стандарты второго поколения).

    2016-2017 учебный год

    Аннотация

                         к рабочей программе  по курсу «Изобразительное искус» 5-8 классы ФГОС ООО

             Рабочая программа «Изобразительное искус» для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта   основного общего образования ( ФГОС ООО), примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классов общеобразовательных учреждений /Под редакцией  Б. М. Неменского, авторы Н.А. Горяева, Л.А. Неменская; «Просвещение» 2011,2015г.г. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

          Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

    Цели курса:

    развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

    освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    Общая характеристика учебного курса «Изобразительное искусство»

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств-живописи,графики,скульптуры,дизайна,архитектуры,народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Так же предусмотрена  промежуточная аттестация среднее арифметическое результатов четвертных отметок за год.

    Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в  учебном   плане

        Предмет «Изобразительное искусство» в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-8  классах отведено 140 часов, из расчета 1час в неделю.

       

         

    Срок реализации программы: 4 года.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа «Изобразительное искус» для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта   основного общего образования ( ФГОС ООО), примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классов общеобразовательных учреждений /Под редакцией  Б. М. Неменского, авторы Н.А. Горяева, Л.А. Неменская; «Просвещение» 2011,2015г.г. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

     Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

    Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

    Задачами курса являются:

    -формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

    -освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

    -развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

    -формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;

    -воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

    -развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

    -овладение средствами художественного изображения;

    -овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств-живописи,графики,скульптуры,дизайна,архитектуры,народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

    Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Так же предусмотрена  промежуточная аттестация среднее арифметическое результатов четвертных отметок за год.

    МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           Предмет «Изобразительное искусство» в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-8  классах отведено 140 часов, из расчета 1час в неделю.

    При увеличении количества часов на изучении предмета за счет вариативной части, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

                               

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе, направлена на формирование художественной культуры учащихся.

    Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование  в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка.

    Главный смысловой стержень программы-связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, формирование интереса к внутреннему миру человека, формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры  являются значимыми составляющими учебного материала.

    Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности-сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно-значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание-проживание художественного образа в форме художественных действий.

    Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

    Основной  принцип программы: «от родного порога  в мир общечеловеческой культуры».

    Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, предметных, метапредметных результатов.

          Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

    - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,  своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

    - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

    - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

    - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных  способностей учащегося проявляющихся в познавательной  и практической творческой деятельности:

    - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

    - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

    -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    - умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

    -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и  закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

    - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

    - освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

    - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве;

    - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

    - приобретение опыта работы различными художественными материалами  и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

    - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

    - осознание значения искусства и творчества в личной  и культурной самоидентификации личности;

    - развитие индивидуальных творческих  способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса  к творческой деятельности.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

    «Изобразительное искусство» 

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная программа

    Рабочая программа

    Рабочая программа по классам

    5

    6

    7

    8

    1

    Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

    35

    35

    34

    2

    Изобразительное искусство в жизни человека

    35

    35

    35

    3

    Изобразительное искусство в жизни человека

    35

    35

    35

    4

    Изобразительное искусство в театре,  кино, на телевидении

    35

    Итого

    140

    140

    35

    35

    35

    35

    5 класс

    «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

    35 часов

    Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

     Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

    Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программа для  5 класса ориентирована на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

    Древние корни народного искусства. (9 часов) 

    Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. 

    Связь времен в народном искусстве (7 часов)

    Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

    Декор, человек, общество, время» (10 часов)

    Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

    Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

    Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

    6 класс

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

    «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов

    Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

    Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

    Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

    Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

    Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

    Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)    

       Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

    Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

    История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

    Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

    Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

    7 КЛАСС

    ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  35

    Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир который создал человек

    Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8ч.)

    Основы композиции и в конструктивных искусствах

    Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос». Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

    Прямые линии и организация пространства

    Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

    Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

    Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

    Буква - строка - текст. Искусство шрифта

    Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

    Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

    Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

    В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

    Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

    Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание

    В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (8ч)

    Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

    Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

    Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

    Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

    Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

    Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.

    Важнейшие архитектурные элементы здания

    Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

            Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

    Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.

    Форма и материал

    Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

    Цвет в архитектуре и дизайне .Роль цвета в формотворчестве.

    Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового  покрытия

    ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (12ч.)

    Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

    Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

    Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

    Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические  предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

    Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

    Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

    Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

    Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

    Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

    Интерьер и вещь в доме. Днзайн - пространственно-вещной среды интерьера.

    Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

    Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

    Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

    Ты - архитектор. Замысел  архитектурного проекта  и его осуществление

    Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

    Художественно- творческое задание

    ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  (7 ч.)

    Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом

     Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище,реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

    Интерьер, который мы создаем

    Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

    Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй

    Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.

    Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

    Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

    Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

    Встречают по одежке

    О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.

    Автопортрет на каждый день

    Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.

            Боди-арт и татуаж как мода.

    Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

    Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Моделируя себя - моделируешь мир

    Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

    Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере  выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

    Выставка учащихся.

    8 класс (35ч)

    «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ , КИНО , НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»  

    Тема 8 класса –  «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.

    Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)

    Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

     Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

     Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент  единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы  театрального макетирования.

     Сценография  - особый вид художественного творчества. Безграничное  пространство сцены.

     Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.

      Сценография искусство и производство

    Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

       Костюм, грим и маска , или магическое « если бы».Тайны актерского перевоплощения1

    Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.

      Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса

    Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

     Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

    Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность  современных сценических зрелищ.

    ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ:ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.

    ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ 8ч.

    Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография  - новое изображение реальности.

    Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность.

     Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

    Опыт изобразительного искусства -  фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно -  выразительные средства в фотографии.

     Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.

    Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.

      « На фоне Пушкина снимается  семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

     Образные возможности  цветной и черно -  белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище  визуально – эмоциональной памяти  об увиденном.

     Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

      Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

      Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

      Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

      Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

     Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.

                 

                    ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 12ч

     

    Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.         Пространство и время в кино.

    Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение -  эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в  фильме.

    Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

     От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.3

    Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

     Бесконечный мир кинематографа.

     Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального  фильма.

    ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 7ч.

       Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

      Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное  средство. Актуальность и необходимость зрительской  творческой телеграмоты.

     Телевидение и документальное кино. Телевизионная  документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.

    Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

    Киноглаз, или Жизнь в врасплох.

    Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

    Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

     Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

     В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.

     Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

    Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

    Учебники:

    5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);

    6 класс -  «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

    7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

    Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,5-7 классы. Музыка,5-7 классы.Искусство,8-9 классы:проект.-М.:Просвещение,2010.
    2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских). - М.: Просвещение,2011.
    3. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Просвещение», 2010.
    4. Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе  Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2006.
    5. Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе  Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2006.
    6. Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по программе  Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2007.
    7. Изобразительное искусство.5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/авт.сост. М.В.Сластникова,Н.В.Усова,Е.И.Вереитинова – Волгоград:Учитель,2012.
    8. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
    9. Ростовцев  Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. ; Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
    2. 2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
    3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
    4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
    5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
    6. Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
    7. Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
    8. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
    9. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
    10. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
    11. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
    12. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
    13. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
    14. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
    15.  Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
    16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
    17. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
    18. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
    19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
    20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
    21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
    22.  Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
    23.  Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
    24. Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;
    25. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
    26.  Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
    27. Лепим из соленого теста:Украшения.Сувениры.Поделки.Панно.Декор.-М.:Изд-во Эксмо,2004.

    ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

    Компьютерные презентации;

    1. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
    2. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
    3. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
    4. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
    5. «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
    6. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
    7. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
    8. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
    9. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
    10. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
    11. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

    Интернет – ресурсы:

    1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
    2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

    3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
    4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

    5. Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

    6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
    7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
    9. http://festival.1september.ru/-  Авторские программы и разработки уроков 
    10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
    11. http://festival.1september.ru/  - Викторины 
    12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
    13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
    14. http://art.festival.1september.ru/  - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
    15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования.

            ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    По окончании основной школы учащиеся получат возможность знать и уметь:

    5 класс:

    • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
    • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
    • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
    • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
    • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
    • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
    • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
    • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
    • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
    • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
    • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
    • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.

    6 класс

    • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
    • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
    • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
    • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
    • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
    • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
    • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
    • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
    • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
    • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
    • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
    • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
    • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
    • применять перспективу в практической творческой работе;
    • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
    • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
    • навыкам создания пейзажных зарисовок;
    • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
    • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
    • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
    • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
    • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
    • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
    • различать и характеризовать виды портрета;
    • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
    • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
    • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
    • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
    • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
    • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
    • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
    • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
    • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
    • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
    • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
    • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
    • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
    • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
    • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
    • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
    • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
    • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
    • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
    • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
    • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
    • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
    • культуре зрительского восприятия;
    • характеризовать временные и пространственные искусства;
    • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
    • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
    • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
    • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
    • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
    • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
    • понимать сочетание различных объемов в здании;
    • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
    • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
    • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
    • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
    • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
    • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
    • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
    • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
    • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
    • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
    • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

    7 класс

    • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
    • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
    • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
    • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
    • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
    • понимать основы краткой истории костюма;
    • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
    • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
    • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
    • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
    • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
    • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
    • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
    • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
    • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
    • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
    • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
    • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
    • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
    • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
    • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
    • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
    • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
    • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
    • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
    • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
    • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
    • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

    8 класс

    Выпускник получит возможность научиться:

    • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные      материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
    • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
    • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
    • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
    • понимать специфику изображения в полиграфии;
    • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
    • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
    • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
    • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
    • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
    • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
    • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
    • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
    • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
    • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
    • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
    • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
    • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
    • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
    • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
    • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
    • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
    • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
    • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
    • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
    • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
    • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
    • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
    • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
    • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
    • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
    • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
    • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
    • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
    • называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
    • различать особенности художественной фотографии;
    • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
    • понимать изобразительную природу экранных искусств;
    • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
    • различать понятия: игровой и документальный фильм;
    • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
    • понимать основы искусства телевидения;
    • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
    • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
    • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
    • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
    • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
    • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
    • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
    • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
    • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
    • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
    • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
    • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
    • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
    • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
    • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)

       Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно  учебному плану  МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы  Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...

    рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017

    Программа содержит календарно-тематическое планирование...

    Общеобразовательная рабочая программа по изобразительному искусству (5 -8 классы) ФГОС

    Программа разработана на  основе:- рабочей  программы курса «Изобразительное искусство» 5-8 класс; авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского; Москва, изд.: «П...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы ФГОС

    Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Фед...