Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Киселева Татьяна Георгиевна

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- «Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы», М., «Просвещение» 2010, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._po_izo_fgos_5-8.docx916.4 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                   

                                                                 

                                                                         


Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры.

Задачи курса:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального  образа реальности и произведений искусства;

- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределённости;

- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой , эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Рабочая программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательных отношений как отражение требований ФГОС .

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса

5 класс

Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

(35 часов)

Раздел 1.    Древние корни народного искусства -8час.

 Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

 Конструкция и декор предметов народного быта.

 Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Раздел 2.  Связь времен в народном искусстве -8 час.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа.Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Раздел 3 .  Декор-человек, общество, время -11 час.

 Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда говорит о человеке.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Раздел 4.  Декоративное искусство в современном мире -8час.

Современное выставочное искусство.

Ты сам- мастер.

6 класс

Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов).

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

-8 час.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.-8 час.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.-12 час.

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.-7 час.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж - большой мир.

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.

Изображение фигуры человека в истории искусства.        

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Раздел 2. Поэзия повседневности – 8 ч.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина.

Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник  и  карнавал  в  изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Раздел 3. Великие темы жизни. – 12 ч.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ. – 7 ч.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

    Художественно-творческие проекты.

8 класс

Тема года. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств( 35 час.)

Раздел 1. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. – 8 ч.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,       или «Внесем порядок в хаос».

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. (2 ч.)

Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. (2 ч.)

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. – 8 ч.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. (2 ч.)

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. – 12 ч.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. (2 ч.)

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. (2 ч.)

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. (2 ч.)

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 ч.)

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. (2 ч.)

Раздел 4.  Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. – 7 ч.

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. 

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя – моделируешь мир.

3.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Предмет «Изобразительное искусство»  5 класс

Раздел по авторской программе

Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО)

Количество часов

Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Древние корни народного искусства

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Народное  традиционное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

8

5

Связь времен в народном искусстве

Декоративно-прикладные виды искусства. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры.

Средства художественной выразительности. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Ритм. Роль ритма в построении композиции в декоративно-прикладном искусстве.

8

5

Декор-человек, общество, время

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Декоративно-прикладные виды искусства. Истоки и смысл искусства.  Исторические эпохи и художественные стили. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока.

11

6

Декоративное искусство в современном мире

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Декоративно-прикладные виды искусства. Средства художественной выразительности. Целостность визуального образа культуры. Материалы декоративно-прикладного искусства. Художественные материалы и художественные техники.

8

5

Предмет «Изобразительное искусство»  6 класс

Раздел по авторской программе

Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО)

Количество часов

Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Виды и жанры пластических искусств. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Бытовой, исторический, анималистический жанры

8

6

Мир наших вещей. Натюрморт

Виды и жанры пластических искусств. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Натюрморт. Средства художественной выразительности. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира.

8

7

Вглядываясь в человека. Портрет

Виды и жанры пластических искусств. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Средства художественной выразительности. Характер мазка. Пропорции.

10

9

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Средства художественной выразительности. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

 Пропорции. Линейная перспектива и воздушная. Контраст в композиции. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы.

9

5

Предмет «Изобразительное искусство»  7 класс

Раздел по авторской программе

Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО)

Количество часов

Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Изображение фигуры человека и образ человека

Средства художественной выразительности. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния человека.

8

7

Поэзия повседневности

Средства художественной выразительности. Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве.  Художественной деятельности человека в освоении мира. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество

8

5

Великие темы жизни

Виды и жанры пластических искусств. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

12

5

Реальность жизни и художественный образ

Искусство в современном мире. Роль музея в современной культуре. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура

7

3

Предмет «Изобразительное искусство»  8 класс

Раздел по авторской программе

Элементы минимального содержания образования (в соответствии со стандартами ФГОС ООО)

Количество часов

Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн.

8

7

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

Средства художественной выразительности. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

8

6

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

Конструктивные виды искусства. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Проектирование пространственной и предметной среды. Компьютерная графика и анимация.

12

8

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Индустрия моды. Графический дизайн, арт-дизайн.

7

5

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана  с учетом требований ФГОС. В календарно-тематическом планировании прописаны универсальные учебные действия....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)

   Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно  учебному плану  МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы  Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...

рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017

Программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС ООО

Аннотация                     к рабочей программе  по курсу «Изобразительное искус»...