ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Хочу рисовать.»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Мовчан Любовь Анатольевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

«Хочу рисовать.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hochu_risovat_platniki.docx79.65 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                         «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»                                           ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО                                    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании                                                              «Утверждаю»

педагогического совета                                                            Директор МАУ ДО «ЦРТДЮ»

от «28» августа 2017 г.                                                                 ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО протокол №1                                                                             МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

                                                                                                    ___________Н.В.Костянецкая

                                                                            «28» августа  2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Хочу рисовать.»

(наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (64ч.)

Возрастная категория: от 5 до 6 лет

Вид программы: модифицированная

Автор-составитель

                                                Мовчан Любовь Анатольевна                                                                                                                педагог дополнительного образования

Пгт. Черноморский, 2017 г.

Пояснительная записка

Художественно — творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. 

Программа «Хочу рисовать» направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками. Данная программа является составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Данная программа разработана на основе:

а) б) Рисунок, живопись, станковая композиция,  основы графического дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных отделений  детских школ искусств. Москва 2003 ;

б) «Школа рисования мир вокруг тебя». Марина Антипова

Москва 2015 г. :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Программа «Хочу рисовать» художественно-эстетической направленности.

Вид деятельности – Вид деятельности «основы изобразительного искусства».

Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ.

Занятия проводятся в групповой форме. Курс каждого составляет определенное количество часов, за время которых можно подробно узнать о предложенном виде творчества освоить различные живописные и графические техники. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отображать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Учебный материал ориентирован на выработку доступных для учащихся умений и навыков.

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки. Способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Новизна программы.

Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:

- принципы обучения (индивидуальность, доступность,  результативность)

- формы и методы обучения (занятия, конкурсы, выставки, и т.п.).

методы контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.)

Актуальность программы.

Актуальность настоящей программы в том, что искусство и детская художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.

Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в заданном формате (А4 и А3 рисовальной бумаги), вырабатывают навык правильно держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с большей (способом визирования).

Задания знакомят учащихся с различными материалов (акварель, гуашь, цветные карандаши, и т.д.) и их техническими возможностями. с основами цветоведения и их применением в практической работе.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и  знаний, приобретенных в кружке «Хочу рисовать», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей.

Одна из интересных форм стимулирования детей к знаниям – организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда приглашаются как учащиеся, так и их родители.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении  результатов  дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.  Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно - полезной  деятельности.

Отличительные особенности программы.

Особенности программы заключается в том, что она включает в себя знания разнообразных техник живописи, рисунка. В процессе обучения учащиеся овладевают приемами рисования красками, мелками, карандашами; узнают на практике, чем и как работает художник; учатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать.  

  • комплексность (программа предполагает изучение трех разделов «Рисунок», «Живопись», «Композиция»,).
  • интегрированность (взаимосвязь различных разделов изобразительного искусства).
  • универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента).

Адресат программы.

Дополнительная образовательная программа «Хочу рисовать» адресована как мальчикам, так и девочкам с 5 летнего возраста до 6 лет. Программа ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство. Программа рассчитана на 1 год обучения по 5 -10 человек в группе. Занятия - групповые.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам.

Год обучения

Возраст детей

Примерное кол-во детей в группе

Кол-во занятий в неделю

Продолжи-тельность занятий в ч.

Кол-во часов

В неделю

В год

1

5 - 6

5 - 10

2

1

2

64

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения – (1 год 64 часа).

  • Возраст воспитанников в группах - 5 – 6 лет.
  • Количество детей в группах – не более 10 человек.
  • Уровень подготовки детей при приеме в группу:

а) неподготовленные дети;

б) более подготовленные дети.

  • Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.

Формы обучения

Для первого года обучения - 2 занятия в неделю, по 30 мин.

Работа с детьми проводиться  в коллективной форме, но и может быть звеньевой, в зависимости от сложности.

Цель программы

- Формирование у учащихся знаний и умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.

- Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).

- Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели программа ставит следующие задачи:

Обучающие.

 1).Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических  работ, в том числе:

- знаний свойств живописных, графических материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знаний разнообразных техник живописи, рисунка;

- умений видеть и передавать тональные и цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- навыков в использовании основных техник и материалов;

- навыков последовательного ведения работы;

2) Формирование у детей младшего возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Развивающие:

-привить детям навыки трудолюбия;

-повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива.

- формирование творческой активности в различных видах художественной деятельности;

-развивать собственную фантазию в процессе выполнения творческих заданий, связанных с созданием выразительного образа;

-развивать заинтересованное отношение к работам своих товарищей, умение давать им оценку, отмечая в них наиболее интересны решения и выразительные моменты.

Воспитательные:

-привить детям навыки трудолюбия;

-повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива.

-формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально - ценностного отношения к миру;

-откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях (растительный и животный мир, мир искусства), видеть, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета, элементов украшений в природном мире, созданном человеком;

-воспринимать образы природы, предметного мира как нечто живое-одушевлённое, одухотворённое; сопереживать, проявлять ко всему заботливое, доброе, чуткое, внимательное отношение и выражать его через слово, мимику, пластику тела и в практических художественных видах деятельности.

Планируемые результаты

1 год обучения

Предметные результаты:

  • Широко и умело смешивать краски на всей поверхности листа, уметь различать теплые и холодные цвета;
  • Уметь самостоятельно создать композицию на заданную тему;
  • Иметь представление об основных выразительных средствах рисунка (линия, штрих, пятно);
  • Уметь самостоятельно выбирать вид формата (горизонтальный, вертикальный) в зависимости от задания;
  • Знать свойства различных графических материалов и уметь применять их;
  • Уметь передавать различными типами линий характер, фактуру растений и деревьев;
  • Иметь представление о разнообразии флоры и фауны;
  • Выполнять наброски на передачу общих пропорций, пластики фигур животных и птиц;
  • Уметь стилизовать предметы быта, создавая различные узоры;
  • Умение передавать цветом и тоном архитектурных строений и частей зданий.
  • Уметь выполнять эскизы и зарисовки животных и птиц в разной технике.

Личностные результаты:

  • уметь работать в паре и малых группах;
  • знать правила техники безопасности, технологическую последовательность выполняемой работы.

Метапредметные результаты

  • Умеют воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим;
  • Умеют определять цель в творческой работе;
  • Умеют планировать действия по созданию работы, и действовать по плану;
  • Умеют определять уровень личной творческой работы: достойна ли работа быть представленной на конкурсных мероприятиях (адекватная самооценка);
  • Умеют определять действия, которые необходимо и возможно сделать, что бы улучшить работу;
  • Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности.

Учебно-тематический план

1 год обучения 

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

2

1

1

2.

Рисование цветов

2

1

1

3.

Рисунки фруктов и овощей.

2

1

1

4.

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами.

2

1

1

5.

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки)

2

1

1

6.

Выполнение рисунка морских жителей (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

2

1

1

7.

"На дне морском…". Работа над композицией

2

1

1

8.

Зарисовки домашних птиц.

2

1

1

9.

Зарисовки диких птиц.

2

1

1

10.

Рисунок домашних животных

2

1

1

11.

Рисунок диких животных

2

1

1

12.

Портрет. Пропорции лица. Эмоции.

2

1

1

13.

Эскиз одежды, костюма (девочки и мальчика).

2

1

1

14.

Движение и пластика человека.

2

1

1

15.

Ёлочка.

2

1

1

16.

Веселый снеговик. Промежуточная аттестация.

2

1

1

Выполнение композиции

17.

Заснеженный домик.

2

1

1

18.

Зарисовки посуды.

2

1

1

19.

Простой натюрморт (кувшин и кружка)

2

1

1

20.

Ветка с листьями. Простой карандаш (штриховка).

2

1

1

21.

Изображение  разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.).

2

1

1

22.

Изображение деревянного домика.

2

1

1

23.

Городской пейзаж.

2

1

1

24.

Рисование узоров на пасхальных яйцах. Работа с шаблонами.

2

1

1

25.

Изображение «Пасхального кролика».

2

1

1

26.

Летняя поляна.

2

1

1

27.

Зимний лес.

2

1

1

28.

Этюд осенний.

2

1

1

29.

Изображение самолета и вертолета.

2

1

1

30.

Изображение танка и парохода. Силуэт

2

1

1

31.

Горный пейзаж

2

1

1

32.

Знойная пустыня. Итоговая аттестация

2

1

1

Выполнение композиции

Итого:

64

32

32

Содержание учебного курса.

1 год обучения

1.Тема. Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Теория: Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж. Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Практика: Рисуем солнышко и лучики к нему, используя только теплые цвета: (желтый, красный, оранжевый.). Облака используя только холодные цвета: (синий, фиолетовый, изумрудный.)  

Материал: Гуашь, альбом формата А4.

2.Тема. Рисование цветов.

Теория: Знакомство с графическими материалами.  

Практика: изображение цветов простым карандашом (штриховка) и цветными карандашами (растушевка).

Материал: цветные и простые карандаши, альбом формата А4.

3.Тема: Рисунки фруктов и овощей.

Теория: Знакомство с понятием овал, круг. Понятие свет, тень.

Практика: Рисунок овощей холодных по цвету (баклажан, огурец) рисунок фруктов теплых по цвету (яблоко, груша)

Материал: гуашь, цветные карандаши,  альбом формата А4.

4.Тема: Фруктовая ваза. Работа с шаблонами.

Теория: Понятие  композиционный центр.

Практика: Обвести карандашом шаблон вазы ровно по центру листа, дорисовать в вазе различные фрукты. Выполнить работу в цвете.

Материал: гуашь, альбом формата А4.

5.Тема: Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки).

Теория: Понятие «Симметрия». Этапы работы с графическими материалами.

Практика: Зарисовки простейших плоских природных форм: (жуков, пауков, стрекоз, бабочек.).

Материал: гелиевая черная ручка, цветные карандаши, альбом формата А4.

6.Тема: Выполнение рисунка морских жителей (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

Теория: Этапы работы акварелью. Учимся срисовывать – от общей формы к деталям.

Практика: Рисование морских жителей и  фрагментов подводного мира (водоросли, ракушки и камушки).

Материал: акварель, альбом формата А4.

7.Темы: "На дне морском…". Работа над композицией

Теория: Изучение видов рыб речных и морских, отличительные особенности.

Практика: Составление композиции из различных по размеру рыб. Прорисовка окружающей среды (морское дно, водоросли и т.д.).

Материал: гуашь, альбом формата А4.

8.Тема:  Зарисовки домашних птиц.

Теория: Изучение пропорций птиц. Отличительные особенности.

Практика: зарисовка домашних птиц (гусь, петух, индюк). Работа в цвете.

Материал: цветные карандаши, альбом формата А4.

9.Тема: Зарисовки диких птиц.

Теория: Знакомство с этапами работы тушью. Передача фактуры оперенья. 

Практика: зарисовка диких птиц (сова, попугай, орел). Графическая работа.

Материал: гелиевая черная ручка, черная тушь, альбом формата А4.

10.Тема: Рисунок домашних животных

Теория: Знакомство с понятием «Силуэт». Правила и этапы работы тушью.

Изучение смешанной техники (акварель и черная ручка), правила и последовательность ведения работы.

Практика: Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.

Материал: акварель, черная ручка, альбом формат А4

11.Тема: Рисунок диких животных

Теория: Знакомство с понятием «Штриховка». Этапы штриховки.

Практика: Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности.

Материал: простые карандаши разной мягкости НВ; В2, альбом формат А4

12.Тема: Портрет. Пропорции лица. Эмоции.

Теория: Знакомство с портретом и с понятием «образ человека». Изучение эмоций (радость, грусть.).

Практика: Линейное построение портрета. Выполнение работы в цвете. Приобретение навыков смешивания красок и получение  нежных пастельных тонов.

Материал: гуашь, альбом формата А4.

13.Тема: Эскиз одежды, костюма (девочки и мальчика).

Теория: Подбор цветовой гаммы одежды. 

Практика: Зарисовка одежды для девочек (юбка, платье). Зарисовка костюма для мальчика (штаны, майка)

Материал: цветные карандаши, альбом формата А4.

14.Тема: Движение и пластика человека.

Теория: Изучение пропорций фигуры человека в различных положениях. Этапы ведения работы.

Практика: Две схематичные зарисовки фигуры человека. Передача пропорций и характера натуры.  

Материал: простой карандаш, альбом формат А4.

15.Тема: Ёлочка.

Теория: Этапы ведения работы пастелью.

Практика: Выполнение рисунка новогодней елочки. Украшение для елочки. 

Материал: пастель, бумага для пастели формат А3.

16.Тема: Веселый снеговик. Промежуточная аттестация.

Теория: Понятие о живописном рисунке.

Практика: Выполнение композиции, компоновка на листе. Зарисовка снеговика и окружающей среды вокруг (сугробы, елочка, подарки и т.д.).

Материал: гуашь бумага формат А3.

17.Тема: Заснеженный домик.

Теория: Понятие о живописном рисунке.

Практика: Выполнение композиции, компоновка на листе. Зарисовка домика и пространства.

Материал: гуашь, бумага формат А3.

18.Тема: Зарисовки посуды.

Теория: Понятие «Осевая линия», «Симметрия»,  «Окружности».

Практика: Выполнение зарисовок посуды простой формы (стакан, кувшин, кастрюля).  

Материал: цветные карандаши, альбом формат А4.

19.Тема: Простой натюрморт (кувшин и кружка)

Теория: Построение натюрморта.  Изучение видов штриховки и этапы работы карандашом (от темного к светлому).

Практика: Рисунок натюрморта Передача формы используя свет и тень.

Материал: простые карандаши НВ; В2, альбом формата А4

20.Тема: Ветка с листьями. Простой карандаш (штриховка).

Теория: Понятие «Фактура»

Практика: Выполнение эскиза ветки  с натуры. Штриховка, прорисовка фактуры коры ветки.

Материал: простые карандаши НВ; В2, альбом формата А4

21.Тема: Изображение  разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.).

Теория: Изучение строение дерева (ствол, крона, ветки)

Практика: Компоновка деревьев на формате (ствол, крона). Прорисовка деталей (ветки, листья). Передача фактуры ствола дерева.  

Материал: гуашь, альбом формат А4.

22.Тема: Изображение деревянного домика.

Теория: Линейное построение дома с учетом перспективы. 

Практика: Компоновка на формате, линейное построение. Прорисовка мелких деталей.

Материал: цветные карандаши, альбом формат А4.

23.Тема: Городской пейзаж.

Теория: Цветовое решение композиции. Линейное построение домов.

Практика: Изображение домов разных величин и форм. Прорисовка мелких деталей (окна, двери, антенны и т.д.).

Материал: гуашь, бумага формат А3

24.Тема: Рисование узоров на пасхальных яйцах. Работа с шаблонами.

Теория: Знакомство с понятием «Стилизация». Изучение видов стилизации (пятно, фактура, точка, линия и т.д.)

Практика: Создать различные узоры используя (линию, штрих, пятно). Украсить узорами шаблоны пасхальных яиц, выполнить в цвете.

Материал: цветные карандаши, фломастеры, шаблоны, альбом формат А4

25.Тема: Изображение «Пасхального кролика».

Теория: Знакомство с понятием «Пропорция».

Практика: Передача пропорций, характера животного.  

Материал: гуашь, черная ручка, бумага формат А3

26.Тема: Летняя поляна.

Теория: Знакомство с этапами работы с акварелью. Изучение воздушной перспективы.

Практика: Выполнение предварительного эскиза. Композиционные зарисовки пространства. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции.

Материал: акварель, бумага формат А3

27.Тема: Зимний лес.

Теория: Правила смешивания холодных цветов. Тональная растяжка.

Практика: Работа в карандаше: компоновка на листе. Работа в цвете: компоновка на листе, прокладка общей тени, используя холодные цвета.  

Материал: гуашь, бумага формат А3

28.Тема: Этюд осенний.

Теория: Освоение принципов последовательности ведения рисунка Овладение начальными навыками целостного видения натуры.

Практика: Этюды постановок с осенними листьями. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Работа ведется большими мазками.

Материал: акварель, альбом формат А4

29.Тема: Изображение самолета и вертолета.

Теория: Особенности моделирования техники.

Практика: Изображение самолета и вертолета в пространстве (облака, солнце, радуга и т.д.)

Материал: цветные карандаши, альбом формат А4

30.Тема: Изображение танка и парохода. Силуэт.

Теория: Знакомство с понятием «Силуэт», «Пятно».

Практика: Изображение танка пятном и парохода  силуэтом.  

Материал: черная тушь, альбом формата А4.

31.Тема: Горный пейзаж.

Теория: Знакомство с понятием «Графика». Разновидностью, графических материалов: (карандаши, тушь, черная ручка, и т.д). Этапы ведения графических работ.

Практика: Компоновка на формате. Прорисовка гор.

Материал: черная ручка, тушь, бумага формат А3

32.Тема: Знойная пустыня. Итоговая аттестация

Теория: Знакомство с новой техникой «Штамповки» Этапы ведения работы, виды штампов.

Практика: Работа в  цвете без предварительного рисунка. 1. Этап забивка фона. 2. Этап набрызг. 3. Этап прорисовка солнца, песчаных гор.  

Материал: губка, гуашь, альбом формат А4

Условия реализации программы

Оборудования и приспособления (школьные парты, баночки для воды, краски гуашевые и акварельные, тушь черная, карандаши разной мягкости, кисти, цветные карандаши и т.д.)

Необходимо иметь все принадлежности для выполнения работ, эскизов: бумагу, иллюстрации картин известных художников,  шаблоны, иллюстрации с изображением животных, людей, построек и т.д.

Программа осуществляет развитие от простого к сложному, и помогает реализовать интересы детей, а так же выявляет индивидуальные особенности каждого учащегося. В основе образовательного процесса по реализации данной программы лежит технология разноуровнего обучения. При организации и осуществлении  этого процесса приоритетным являются учебные преобразовательные задачи поискового характера. Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве педагога и детей, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. На занятиях используются следующие методы формирования сознания: словесные, такие как рассказ, объяснение, беседа, лекция, опрос, работа с литературой, метод примера. Методами контроля за обучением являются практические задания, викторины, конкурсы, выставки, тематические экскурсии и т.д. Поставленные цели и задачи обеспечивают всестороннее развитие ребенка как личности.

Программа реализуется при помощи наглядных пособий, схем, шаблонов изделий, а так же опирается на дидактические пособия и опыт педагога.

Формы аттестации.

Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий, по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей самостоятельно определить сюжеты своих работ. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Формой проверки результатов обучения являются:

- итоговые занятия в конце каждого полугодия.

Календарно - тематическое планирование

Объединения «Хочу рисовать»

2017 – 2018 г.

1 год обучения.

Дата

 1 гр.

Тема занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие. Чем и как рисует художник? 2ч.

1

05.09.17

Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Рисуем солнышко и лучики к нему, используя теплые цвета: (желтый, красный.).

1

Учебный класс

2

07.09.17

Рисуем облака, используя холодные цвета: (синий, фиолетовый.)  

1

Учебный класс

Рисование цветов. 2ч.

3

12.09.17

Рисование цветов. Знакомство с графическими материалами.  

1

Учебный класс

4

14.09.17

Изображение цветов простым карандашом (штриховка) и цветными карандашами (растушевка).

1

Учебный класс

Рисунки фруктов и овощей 2ч.

5

19.09.17

Рисунки фруктов и овощей. Знакомство с понятием овал, круг.

1

Учебный класс

6

21.09.17

Рисунок овощей холодных по цвету (баклажан, огурец) рисунок фруктов теплых по цвету (яблоко, груша)

1

Учебный класс

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами 2ч.

7

26.09.17

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами. Понятие  композиционный центр.

1

Учебный класс

8

28.09.17

Обвести шаблон вазы дорисовать фрукты. Выполнить работу в цвете.

1

Учебный класс

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) 2 ч.

9

03.10.17

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки). Понятие «Симметрия».

1

Учебный класс

10

05.10.17

Этапы работы с графическими материалами.

1

Учебный класс

Выполнение рисунка морских жителей (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы) 2ч.

11

10.10.17

Выполнение рисунка морских жителей (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

1

Учебный класс

12

12.10.17

Этапы работы акварелью. 

1

Учебный класс

"На дне морском…". Работа над композицией 2ч.

13

17.10.17

"На дне морском…". Работа над композицией

1

Учебный класс

14

19.10.17

Выполнение работы в цвете.

1

Учебный класс

Зарисовки домашних птиц 2ч.

15

24.10.17

Зарисовки домашних птиц.

1

Учебный класс

16

26.10.17

Изучение пропорций птиц. Отличительные особенности.

1

Учебный класс

Зарисовки диких птиц 2ч.

17

31.10.17

Зарисовки диких птиц. Знакомство с этапами работы тушью.

1

Учебный класс

18

02.11.17

Передача фактуры оперенья. 

1

Учебный класс

Рисунок домашних животных 2ч.

19

07.11.17

Рисунок домашних животных. Знакомство с понятием «Силуэт».

1

Учебный класс

20

09.11.17

Правила и этапы работы тушью.

1

Учебный класс

Рисунок диких животных 2ч.

21

14.11.17

Рисунок диких животных.

1

Учебный класс

22

16.11.17

Знакомство с понятием «Штриховка». Этапы штриховки.

1

Учебный класс

Портрет. Пропорции лица. Эмоции 2ч.

23

21.11.17

Портрет. Пропорции лица. Эмоции. Знакомство с портретом и с понятием «образ человека».

1

Учебный класс

24

23.11.17

Линейное построение портрета.

1

Учебный класс

Эскиз одежды, костюма (девочки и мальчика) 2ч.

25

28.11.17

Эскиз одежды, костюма (девочки и мальчика).

1

Учебный класс

26

30.11.17

Работа в цвете.

1

Учебный класс

Движение и пластика человека 2ч.

27

05.12.17

Движение и пластика человека.

1

Учебный класс

28

07.12.17

Две схематичные зарисовки фигуры человека.

1

Учебный класс

Ёлочка 2ч.

29

12.12.17

Ёлочка. Создание эскиза.

1

Учебный класс

30

14.12.17

Украшения для новогодней елочки.

1

Учебный класс

Веселый снеговик 2ч.

31

19.12.17

Веселый снеговик. Компоновка на листе. Промежуточная аттестация.

1

Учебный класс

Создание композиции

32

21.12.17

Работа в цвете.

1

Учебный класс

Заснеженный домик 2ч.

33

02.01.18

Заснеженный домик. Построение домика.

1

Учебный класс

34

04.01.18

Зарисовка домика и пространства.

1

Учебный класс

Зарисовки посуды 2 ч.

35

09.01.18

Зарисовки посуды.

Понятие «Осевая линия», «Симметрия»,  «Окружности».

1

Учебный класс

36

11.01.18

Выполнение зарисовок посуды простой формы (стакан, кувшин, кастрюля).  

1

Учебный класс

Простой натюрморт (кувшин и кружка) 2ч.

37

16.01.18

Простой натюрморт (кувшин и кружка).

Рисунок натюрморта

1

Учебный класс

38

18.01.18

Изучение видов штриховки и этапы работы карандашом (от темного к светлому).

1

Учебный класс

Ветка с листьями. Простой карандаш (штриховка) 2ч.

39

23.01.18

Ветка с листьями. Простой карандаш (штриховка). Понятие «Фактура»

1

Учебный класс

40

25.01.18

Штриховка, прорисовка фактуры коры ветки.

1

Учебный класс

Изображение  разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.) 2ч.

41

30.01.18

Изображение  разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). Изучение строение дерева.        

1

Учебный класс

42

01.02.18

Прорисовка деталей (ветки, листья). Передача фактуры ствола дерева.  

1

Учебный класс

Изображение деревянного домика 2ч.

43

06.02.18

Изображение деревянного домика. Линейное построение.

1

Учебный класс

44

08.02.18

Прорисовка мелких деталей. Работа в цвете

1

Учебный класс

Городской пейзаж 2ч.

45

13.02.18

Городской пейзаж. Изображение домов разных величин и форм.

1

Учебный класс

46

15.02.18

Работа в цвете.

1

Учебный класс

Рисование узоров на пасхальных яйцах. Работа с шаблонами 2ч.

47

20.02.18

Рисование узоров на пасхальных яйцах. Работа с шаблонами.

Знакомство с понятием «Стилизация».

1

Учебный класс

48

22.02.18

Украсить узорами шаблоны пасхальных яиц, выполнить в цвете.

1

Учебный класс

Изображение «Пасхального кролика» 2ч.

49

27.02.18

Изображение «Пасхального кролика».

1

Учебный класс

50

01.03.18

Знакомство с понятием «Пропорция».

1

Учебный класс

Летняя поляна 2ч.

51

06.03.18

Летняя поляна. Знакомство с этапами работы с акварелью.

1

Учебный класс

52

08.03.18

Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции.

1

Учебный класс

Зимний лес 2ч.

53

13.03.18

Зимний лес. Правила смешивания холодных цветов. Тональная растяжка.

1

Учебный класс

54

15.03.18

Работа в цвете: прокладка общей тени, используя холодные цвета.  

1

Учебный класс

Этюд осенний 2ч.

55

20.03.18

Этюд осенний. Освоение принципов последовательности ведения рисунка.

1

Учебный класс

56

22.03.18

Работа в цвете большими мазками.

1

Учебный класс

Изображение самолета и вертолета 2ч.

57

27.03.18

Изображение самолета и вертолета.

1

Учебный класс

58

29.03.18

Особенности моделирования техники.

1

Учебный класс

Изображение танка и парохода. Силуэт 2ч.

59

03.04.18

Изображение танка. Силуэт. Знакомство с понятием «Силуэт», «Пятно».

1

Учебный класс

60

05.04.18

Заливка силуэта и пятна  тушью.

1

Учебный класс

Горный пейзаж 2ч.

61

10.04.18

Горный пейзаж. Знакомство с понятием «Графика».

1

Учебный класс

62

12.04.18

Прорисовка гор.

1

Учебный класс

Знойная пустыня 2ч.

63

17.04.18

Знойная пустыня. Знакомство с новой техникой «Штамповки». Итоговая аттестация.

1

Учебный класс

Создание композиции

64

19.04.18

1. Этап забивка фона. 2. Этап набрызг. 3. Этап прорисовка солнца, песчаных гор.  

1

Учебный класс

Методические материалы.

Программа «Хочу рисовать»  включает в себя следующие технологии:

По видам:

групповые

По методам:

объяснительно-иллюстрированный;

репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит);

диагностический;

поисковый;

игровой.

Метод творчества:

эвристический (развитие творческих способностей);

смысловое ведение;

придумывания.

Метод воспитания:

Изменение деятельности в обществе.

Вид занятий:

теоретические и практические;

обучающие;

закрепляющие;

импровизационные;

игровые.

п/п

Образовательные области

Название темы

Форма занятий и форма проведения итогов по каждой теме

Знания

Умения

1

Словесный

Вводное занятие, знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы графическими и живописными материалами, постановка руки.

Теория, рассказ, показ, беседы, опрос, практическая работа.

Иметь знания о свойствах различных художественных материалов.

Уметь рассказать о жанрах живописи,

и приемов ведения работы.

2

Естествознание

Современное представление о изобразительном

искусстве.

Краски: (акварель, акрил, гуашь, темпера, и т.д),

Кисти:(белка, синтетика, щетина, и т.д)

Рассказ, показ, практическое занятие, наблюдение.

Знание свойств материалов и инструментов.

Умение использовать данные знания на практике.

3

Математика

Выполнение простейших расчетов, линейное построение предметов

( геометрических фигур и предметов быта).

Практическое занятие, рассказ, собеседование.

Иметь знания, правильно рассчитать линии и расстояние.

Выполнение простейших расчетов в практической работе.

4

Искусство

Понятие о народном современном и академическом искусстве. Краткие сведения о распространенных видах ДПИ на Кубани.  

Лекции, беседы, посещение выставок.

Знания об искусстве.

Умения различать, оценивать, анализировать участие в выставках.

5

Технология

Понятия об инструментах и красках, правила техники безопасности при работе с ножницами, мастихином.

Теория, опрос, практическая работа воспитанника.

Знание понятий и правил.

Умение применять графические и живописные материалы

6

Психологическая культура

Понятие о способностях людей, качествах личностей, об особых качествах воспитанника. Понятие о правилах совместной деятельности, о конфликтах, ситуациях и правилах выхода из них.

Тренинги на формирование личностных качеств личности, лекции, беседы, индивидуальный разговор.

Знание понятий.

Умение использовать знания в практической работе.

7

Здоровый образ жизни

Понятие о ЗОЖ. Тренинги по укреплению здоровья. Понятие о экологически чистых материалах. Особенности организации труда на занятиях.

Тренинги по укреплению здоровья, рассказы, физ. минутки, экскурсии, соревнования.  

Знания о ЗОЖ.

Умение вести ЗОЖ.

8

Социальная практика

Понятия о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов

Разбор ситуаций на занятиях, праздники, наблюдение, коррекция.

Знания всех необходимых правил.

Умение применять на практике полученные знания.

Список литературы, рекомендованный для педагога.

  • Программа общеобразовательных учреждений изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского. МОСКВА «Просвещение» 2008
  • Художники  западной европпы. Биографический словарь С.Ф. Кудрикова Санкт – Петербург 2010
  • Художественная галерея. Журналы 2004
  • «Рисовать могут все!». Простые уроки для начинающих. Москва 2014г.
  • Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение) 2 класс Л.Ю. Бушкова. Москва 2014  

Список литературы, рекомендованный для учащихся.

  • Антипова М.Г. «Школа рисования. Мир вокруг тебя.» . Москва 2015.
  • Основы техники рисунка. Художественная школа. Развитие творческого потенциала.   Москва 2016
  • Уроки Живописи для школьников 10 – 14 лет. М. Михейшина

Минск 1999

  • Уроки рисования для школьников 10 – 14 лет. М. Михейшина

Минск 1999

Список литературы, рекомендованный для родителей.

  • Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина Ярославль 1997
  • Уроки рисования для  младших школьников 6 – 9 лет Минск 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»...

УМК к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности "Доминанта"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16535205","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...