" В чем красота зимы. Первый снег"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Черкашина Надежда Александровна

 

"Первый снег"

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_chem_krasota_zimy.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»   п. Ивня Белгородской области

"В чем красота зимы."

        "Первый снег."     

                             

                               Разработала

                                                                     Воспитатель Черкашина Н.А

Цели занятия:

1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия: (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

 Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные:

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие:

Развивать у обучающихся  художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию,зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Методы:

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель – ученик»;

б) на прочность знаний:

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к занятию:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

игровые ситуации;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование:

большой лист ватмана для фронтального показа

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

палитра;

вода, тряпочка;

зубная щётка;

поролон.

Форма занятия: групповая.

                                                     

                                       Ход занятия:

1.Организационный момент.

 Здравствуйте, дети!  Сегодня наше  занятие будет очень интересным и занимательным. 

- Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? ( Осень)

Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

Послушаем загадку:

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Раскрасавица ?….

(Зима.)

а эту?

Бел, да не сахар, 
Ног нет, да идёт, 
На всех садится, 
Никого не боится

(Снег.)

Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение  А.С Пушкина

  1. Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

- Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А помогут нам  стихи поэтов.

Все готовы? Да

 Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

 Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

 На картинах художников!

Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи», Сергей Владимирович Михалков:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег».

 Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

От неё снег становится ещё белей.

 Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

-Какое настроение несёт картина? (ответы детей)

- Какие краски применял художник? (ответы детей)

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

Физкультминутка.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит, Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

 А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные. (ответы детей)

Все молодцы

- А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом?

( Холодным)

 Правильно холодным!

 А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

…Мороз и солнце, день чудесный…

- Какое время года изобразил поэт? (Зима!)

…Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

 При помощи голубого неба, блестящего снега.

- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

 (тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.)

- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря? (громкая, быстрая, взрывная.)

 Сегодня мы с вами нарисуем картину, – которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Готово!

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег 

 Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ – отпечаток, нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

Рефлексия 

-Какие художники пейзажисты вам запомнились?

-Какого цвета снег?

-Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

-Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

-Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

-Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Подведение  итога занятия

- Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят.

Всем большое спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь   Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б.   Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...

Ах, кто не любит первый снег...

В прошлом году я стала классным руководителем пятиклашек. Это второе моё классное руководство. Первых ребят любила очень, как-то даже не «по-учительски», как мама, переживала, как сложится у них...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Отзыв родителей учащихся 8 класса об экскурсии «Растения, зимующие под снегом в зеленом состоянии, памятника природы Федерального значения «Калужский Городской бор»» учитель химии: Тесник Юлия Валерьевна

Отзыв родителей учащихся 8 классаоб экскурсии  «Растения, зимующие под снегом в зеленом состоянии,  памятника природы Федерального значения «Калужский Городской бор»»учитель химии: Тес...

Урок-мастерская "Первый снег".

Урок-мастерская "Первый снег". Урок развития речи в 5 классе. Основой урока является технология педагогических мастерских....

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....