Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества» как средство сохранения национальных традиций.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества», направленной на сохранение и развитие художественной, традиционно народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества»  как средство сохранения национальных традиций.

Пугачева Татьяна Александровна,

 Шпилько Екатерина Олеговна,

педагоги дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского творчества» ,

 г. Курск

Век технологий влечёт за собой определённые последствия. В большом потоке информации нелегко разобраться. Особенно это касается подрастающего поколения, поскольку школьники не имеют достаточно опыта.

Актуальность вопроса становления и развития этнохудожественного образования обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается снижение уровня художественной культуры общества, традиционной народной культуры, падение интереса к художественному творчеству своего этноса.

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить целенаправленный, непрерывный процесс воспитания художественной культуры личности.  Успешность этого  во многом зависит от эффективности изучения  истории России, обществознания, дисциплин художественной направленности (фольклор, народное творчество, изобразительное искусство, история искусств), национальной культуры, истории родного края (краеведения), которые включают формирование умений воспринимать и оценивать продукты этнохудожественной культуры, принимать посильное участие в сохранении, поддержании и развитии  наследия своего народа.

       Учреждения дополнительного образования детей города Курска являются благоприятной средой для сохранения и развития национальной культуры. «Дворец детского творчества» реализует различные направления деятельности, способствующие формированию  гражданской, этнической идентичности, а именно: техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, социально-педагогическое, художественное. Актуальным в формировании народной культуры является художественное направление.

  Искусство, в частности, изобразительное, благотворно влияет на ребёнка, являясь одним из наиболее важных факторов эстетического воспитания. Чтобы привить способность правильного понимания искусства, рекомендуется процесс обучения строить на принципах народного творчества.

В отделе изобразительного искусства Дворца детского творчества реализуется программа «Волшебный мир творчества», направленная на освоение культурных традиций, в которых воплощены высшие духовные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека и его ценностного отношения к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты.

Программный материал предлагает учащимся изучение разнопланового  художественного наследия русского народа на примере изучения таких промыслов как Мезень, Жостово, Русский лубок, Лаковая миниатюра и ряда народов других стран - роспись по ткани, «Петриковские узоры» как форму передачи их эмоционального, духовного опыта. Освоение программы  воспитывает художественный вкус учащихся, их потребность в приобщении к прекрасному в искусстве и в жизни, обеспечивает повышение уровня эрудиции в области художественного творчества, в сознательном  выборе видов  художественно-творческой деятельности. Овладение необходимыми умениями и навыками прикладной и художественной творческой деятельности способствуют развитию важных положительных личностных качеств, социальных умений и навыков.

Знакомство с народным изобразительным искусством даёт детям возможность глубже, активнее познать окружающую действительность, ярче чувствовать, больше замечать, учит видеть предметы, животных, людей во взаимосвязи, подмечать в них характерные особенности.

Анализируя изображаемую модель, дети видят материальный мир не в случайном, а в закономерном его построении. Это традиции, обычаи, особенности жизни, например, в мезенской росписи большую роль имеет символика. Каждый образ в народе имеет своё значение. При создании проектно-творческих работ учащиеся изучают исторические материалы, составляют композиции, опираясь на образы народного искусства. Конь – это символ солнца, олень – изобилия и удачного брака, птица – символ счастья и радости, олицетворяющий собой душу наших предков. Большой интрес у учащихся вызывает образ Птицы-Сирин или изображения двух птиц на древе жизни. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, видим их воплощение в посуде (например, ковш в виде птицы). Медведь – символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл – добрую силу. Таким образом, приобщение к народному искусству способствует  воспитанию российской гражданской этнической идентичности

Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, необходимо знать и знакомить с ними подрастающее поколение, поскольку это наши корни и традиции. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорах, орнаментах.

В программе «Волшебный мир творчества» в разделах «Декоративная композиция» и «Народные промыслы» особое место отводится изучению орнаментов и узоров. Декоративные элементы являются своеобразной символикой: волнистая линия - это вода; две параллельные линии и точки между ними – земля и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца; ромбы – плодородие; круги – солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнём.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей и развитии их творческих способностей.  В детских объединениях «Волшебный мир творчества», «Волшебная палитра», «Декоративная роспись» в отделе изоискусства «Дворца детского творчества» широко используются образцы народного искусства (в силу их доступности для восприятия детей) в оформлении интерьера учреждения. К ним относятся дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, изделия с хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, мезенской  росписью. В процессе реализации программного материала используются дидактические образцы, разработанные для занятий по жостовской, хохломской, городецкой, гжельской, мезенской, пермогорской, полхов-майданской росписям.

Знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладного искусства и его дальнейшее изучение трудно представить без организации выставки (одного предмета, одного вида росписи, одного образа, двух-трёх видов росписи, а в конце и года всех видов для сравнения).

Самой продуктивной формой работы являются, безусловно, занятия по декоративной росписи, аппликации, лепке, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку.

Занятия по знакомству с отдельными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в форме экскурсии проводятся почти везде, где имеется большое количество предметов декоративно-прикладного искусства. В некоторых учреждениях созданы «избы», «горницы», где представлены предметы народного быта, народная игрушка, Русский костюм и так далее. Во Дворце детского творчества такие экскурсии проводятся в музее учреждения, в кабинетах отдела изобразительного искусства, для демонстрации используются и те экспонаты, которые периодически приносят на некоторое время родители. Интересной и плодотворной формой работы являются встречи с народными мастерами, художниками, родителями – умельцами и другими людьми, от которых  можно узнать много новой и полезной информации о том или ином виде народно-прикладного искусства, увидеть, как изготавливаются предметы быта и игрушки. В детском объединении «Волшебный мир творчества» проводятся экскурсии и вне учреждения: в краеведческом музее города Курска, в картинной галерее имени А.Дейнеки, Выставочном зале «Звёздный», галерее «АЯ» и др.  Всё это приобщает детей к прекрасному. В музее, на выставке ребёнок совсем по-иному видит произведения искусства, знакомится с новыми техниками. Это вызывает чувство радости и  гордости за свой народ.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости существования этнохудожественной направленности в дополнительном образовании, поскольку ребёнок с гармонично развитым национальным самосознанием способен адекватно принимать и другие культурные общности, и, следовательно,  осознавать себя как гражданина поликультурного общества, человека-патриота, достойного гражданина своей страны,  осознающего свою сопричастность с судьбой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

"Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций"

История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выра...

Доклад "ШКОЛА КАК ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ"

Доклад, поготовленный на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....

Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....

Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....

План работы методического объединения педагогов художественной направленности программы музыкально-хореографического творчества на 2020-2021 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов  при создании эффективной информационно-образовательной среды. Организация профессионального общения  педагогов дополнительного обра...