Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа
статья по литературе по теме

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Шарафутдинова Гельсина Ирфановна

МБОУ «Алёшкин-Саплыкская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципального района РТ

Введение

Мы живём в новом веке, ещё не сделано множество великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый.  Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше, чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.

Всё в нашей жизни меняется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колесо истории. И, всё-таки, есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самое прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и оберегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные  произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл  этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что  достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто поколениями наших предков.  

Цель работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому  что именно человеческое общество создало культуру, учитывая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.

 Доказать, что национальная культура является неотъемлемой частицей  общей культуры всех народов России.

Проблема сохранения культуры - остаётся актуальной проблемой нашего  времени. Мы обязаны беречь культуру, способствовать её развитию и делать достойной частицей всего великого многонационального российского народа.

История театрализованных представлений России

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.

Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности и средневековье привлекали тысячи праздных зрителей.

Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и после петровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.

В XVIII - XIX в. народные гулянья превращались в именины царицы, которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля и назывались “царским” днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Ивана Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни, не умолкая, гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с ёлкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.

Обряды и праздники - фактор формирования духовного

   мира человека

 Праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Праздники - неизменные спутники народной жизни.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причём и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Общенациональные торжества связаны с народными традициями, поверьями и уходят глубоко в историю формирования нации. Они вырабатываются в процессе становления политической формации и, как правило, отмирают после ее смены.

Обряды и праздники - немаловажный фактор формирования духовного мира человека. Современные праздники и обряды существуют в тесной связи как с многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными отношениями, политической и культурной жизнью общества.

Современная обрядность развивается в двух направлениях. Первое - утверждение совершенно новых по форме и содержанию праздников и обрядов. Второе - возрождение и (с высоты времени) переосмысление и отбор всего лучшего, наиболее ценного.

              Проблема сохранения национальной культуры

«Мы русские люди, должны сохранить свои традиции и обычаи, так как это наша национальная культура, наша гордость. У нас есть время, есть силы, чтобы оглянуться назад. Мы обязаны вспомнить всё лучшее, что было сотворено нашими предками за многие столетия национальной истории. И не только вспомнить, но и опереться на их достижениях».

                                                                        М. С. Хармицкий

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Судьба русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории и драматична потому, что, как всякое явление своего времени, культура была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые.

Правда, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века, вплоть до революции 1917 г. Тогда и началась борьба с «пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальные и духовные. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества. Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

В одной Москве было уничтожено сотни церквей и соборов. Одним из самых грандиозных из уничтоженных сооружений является Храм Христа Спасителя, построенный в начале XIX в. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Вся Россия собирала деньги на храм, который строился 30 лет, а в 1931 г. он был разрушен в одно мгновение. Но в 1997 г. всего за три года Храм был восстановлен, благодаря человеческой вере, усилиям московского правительства и многочисленным денежным пожертвованиям москвичей и жителей России.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.                                                                  Вывод

 В начале  работы была  поставлена  задача, которую необходимо было  доказать: «…что национальная культура является неотъемлемой частицей  общей культуры всех народов России, наш долг - сохранить и развивать национальную культуры, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у русского человека с его менталитетом все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начать сначала». Считаю, что цель достигнута.

Русские народные праздники, обряды, ритуалы были необыкновенно богаты и разнообразны, они основывались на религии и соотносились либо с явлениями природы, сменой времён года, либо с памятью святого или определенного события из Библии. Многие из них сохранились с языческих, дохристианских времен и мы можем наблюдать  странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями. Это говорит о том, что наши предки свято хранили свои обычаи, свою культуру. Они жили по законам Божьим, свято соблюдая все его заповеди. И от этого были другими и жизненные ценности, и сами люди.

Но, к сожалению, за время своего существования русская культура пережила две реформы:  петровские реформы, вследствие которых изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые. Но, как мы помним, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась.

Последний, разрушительный  удар по русской культуре был нанесен революцией 1917 г, когда началась борьба с «пережитками старой идеологии», искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники, безжалостно разрушались выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальных и духовных. Это положило конец русской культуре, на смену которой пришла новая – советская культура, со своими обычаями, ритуалами и обрядами, которые воспевали советскую власть, революцию,  социалистическое государство, новых людей и их вдохновенный самоотверженный труд для блага советского общества.

В связи с этими переменами поменялся весь жизненный устой русского человека, поменялись жизненные ценности и интересы. Значительная часть русской культуры была безвозвратно утеряна. Это привело нас к тому, что мы имеем сегодня: рост преступности, детский алкоголизм и наркоманию, неуважение к старшему поколению, безразличие, озлобленность. Этот список можно перечислять до бесконечности.

Конечно же, развитие культуры не должно стоять на месте, оно должно развиваться и изменяться во времени вместе со своим  народом, но это не говорит о том, что нужно искоренять  то, что досталось нам от наших предков. Ведь русская культура – это национальная память народа, то, что выделяет нас в ряду других народов, хранит нас от обезличивания, позволяет нам ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

        Но, к счастью, сегодня возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Растеряв много -  ценного на своем пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее.

                              Список литературы

  1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - Москва: 1992
  2. Бердинских В.А. «Крестьянская цивилизация в России», Москва, Аграф, 2001
  3. Борев Ю. Основные эстетические категории. М., 1960, с.285
  4. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975.
  5. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985.
  6. Забылин М. «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Москва, Рипол классик, 1997 г 
  7. Коган М. Морфология искусства. Л., 1972, с.
  8. Коган М. Морфология искусства. Л., 1972, с.202
  9. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.– М.-1990.
  10. Новиков А. Несколько заметок о сибирской масленице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.

11. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., «Искусство», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Русский язык — национальный язык русского народа

Вводный урок по русскому языку в 7 классе...

«Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа»

laquo;Русский язык - историко-культурное наследиеи достояние русского народа»Актуальность выбранной темы  обусловлена  тем, что неотъемлемым показателем  жителя Северной сто...

Русский язык – национальный язык русского народа

Русский язык – национальный язык русского народа...