Русский язык – национальный язык русского народа
план-конспект урока по русскому языку

Дряева Дарья Александровна

Русский язык – национальный язык русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_-_natsionalnyy_yazyk_russkogo_naroda.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологической карты урока родного русского языка в 5 классе.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: «Русский язык – национальный язык русского народа».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России; создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка; развить чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-        создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка

-        развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-        формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

Метапредметные УУД:

-        развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

-        способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

-        формирование всех видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

Коммуникативные УУД:

-        формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные УУД:

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные УУД:

-        формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения.

Основные понятия: родной язык, национальный язык, государственный язык Российской Федерации

Методы и приёмы: беседа, прием «корзина», кластер, синквейн.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

Этапы урока.

Формы, методы работы.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД.

1. Организационный этап (1 минута).

Фронтальный опрос.

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию.

-Ребята, что бы вы пожелали друг другу перед началом работы на уроке?

 

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку.

Высказывают пожелания друг другу.

Личностные УУД: формирование

эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с

учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование

предположение результата и уровня

усвоения материала.

2.Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы урока, целеполагание).4 минуты.

Фронтальный опрос.

Предлагает с помощью эпиграфа (Слайд 1) сформулировать тему и цель урока.

-О чем писал К. Ушинский?

- Что отражается в языке народа?

-Что вам известно о нашей стране?

-Какие народы живут в нашей стране?

-Что объединяет эти народы?

-Какая же тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой?

Чтение эпиграфа, ответы на вопросы, определение с помощью учителя темы и цели урока.

Запись темы урока в тетради.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательны: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование.

Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;

 стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения.

3.Актуализация знаний (5 минут).

Индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос, прием «Корзина»

-Ребята, что вам известно по данной теме? На листочках нарисуйте корзину и в нее помещайте слова, понятия, предложения, касающиеся нашей темы.

-Ребята, что вы уже знаете о русском языке?

Формируют группы по 5 человек, помещают в корзину все, что знают по теме урока.

сравнивают информацию, делают выводы, один человек из группы отвечает на вопрос.

Коммуникативные:

слушать и слышать других, работать в группе;

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.Изучение нового материала (5 минут)

Индивидуальная.

-Прочитайте текст, который находится перед вами (Приложение 1), постарайтесь выделить главную информацию в тексте.

- Каковы функции русского языка в современном мире?

Работа по тексту, ответы на вопрос.

Предметные:

формирование представления о роли русского как национального языка,

как государственного языка РФ и языка межнационального общения, обогащение словарного запаса

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Первичное закрепление (10 минут)

Групповая, составление кластера.

-Ребята, предлагаю вам составить кластер, в центре схемы словосочетание -Русского языка.

Проверка учителем работ каждой группы.

-Ребята, необходимо на доске представить свой кластер и добавить, если это необходимо, недостающие элементы.

Составление кластера, перенесение кластера на доску, добавление недостающих элементов с помощью ребят и учителя (Слайд 4).  

Регулятивные:

самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения;

учёт разных мнений.

6. Физкультминутка (1- 2 минуты).

7. Вторичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 минут)

Групповая.

Познакомиться с текстом (Слайд 5) и выполнить задание (Слайд 6) Соотнести элементы 1 столбцу с элементами второго столбца.

Показывает правильный ответ. (Слайд 7).

Соотносят элементы 1 столбца с элементами второго.

Группы, у которых все правильно, ставят себе «+» за выполненное задание.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Индивидуальная. Работа с высказываниями.

-Прочитайте высказывания русских писателей о русском язык (Приложение 2)

- Сформулируйте мысль, которая объединяет тексты.

Читают высказывания русских писателей, формируют мысль, объединяющую данные тексты.

7.Рефлексия (5 минут).

Групповая, составление синквейна.

-Составить синквейн по теме урока (стихотворение, состоящее из 5 строк).

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё для решения поставленной задачи?

- Где можно применить новые знания?

Дети с помощью учителя предлагают свои варианты ответа:1.Русский язык, Богатый, выразительный,

 Учит, обогащает, просвещает.

 Требует бережного отношения и изучения Сокровище.

2.Русский язык
Родной, отечественный
Уважать, изучать, практиковать
Родной язык великой державы
Отчизна.

3. Русский язык

Государственный, национальный

Преподается, изучается, живёт

Национальный язык России

Гордость.

Ученики отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

8.Домашнее задание (1 минуты).

Индивидуальная.

1. Устно опишите картину И. И. Левитана «Золотая осень», используя данные

сочетания слов (Осенний пейзаж, яркие мажорные цвета, солнечный свет,

неширокая речушка, невысокие берега, спокойное течение,

прозрачная вода, медленно движется, разноцветные деревья,

маленькая деревушка, золотая листва берёз, ясное небо, лёг-

кие белые облака, побуревшая осенняя трава, родная природа)

 2.Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть. Одно задание на выбор.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Национальные герои русского народа"

Классный час посвящен событиям 1612 г. Показана роль мордовского народа в этих событиях....

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию «Национальная идентичность русского народа»

Данный урок позволяет расширить содержание  темы «Диалог цивилизаций Востока и Запада. Российская цивилизация» (Глава 2 «Общество и человек»).  На учебном занятии применяются метод case stud...

Русский язык — национальный язык русского народа

Вводный урок по русскому языку в 7 классе...