"Гуслицкая роспись". Урок по ДПИ в 5 классе.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гаврилова Наталья Александровна

Этот урок посвящён изучению гуслицкой росписи, которая зародилась в старообрядчестве, в нашик краях в начале 17 века. Такой росписи нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ. Молитвенные книги украшались растительным орнаментом с изображением цветов, птиц. завитков. но главное отличие гуслицкого письма это штриховка. Сияющие краски:синий,красный, малиновый, голубой,жёлтый,зелёный, всё это с обильным золочением. И конечно тончайшая штриховка,которая придаёт рисунку объём и воздушность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_na_temu.docx461.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в 5 классе на тему «Гуслицкая роспись» в рамках проведения регионального семинара «Егорьевские зарисовки».Учитель изо Гаврилова Н.А. МОУ «Георгиевская гимназия».

Цель:  познакомить детей с новым видом орнамента – гуслицкой росписью книг, с характерными особенностями гуслицкого узора (элементы, композиция и цветосочетание);

Задачи: помочь освоить способы штриховки элементов;                                            учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для гуслицкой росписи;                                                                                                               формировать умение использовать разные технические приемы рисования: цветная штриховка, рисование концом кисти для украшения декоративных цветков и листьев;                                                                                                            развивать интерес ребенка к истории и культуре родного края.

Оборудование:  

для учителя: фотографии с изображением книг с гуслицкой росписью; таблицы с элементами росписи; цветные мелки, мультимедийная презентация, русская народная музыка.

для детей: таблицы с поэтапным выполнением штриховки цветка; заготовки для открыток; акварельные и гуашевые краски; золотая и чёрная гелевые ручки; кисти №0; №1 колонок или белка, баночка для воды, палитра, сухая салфетка (тряпочка), дополнительные листы для пробы краски.

    Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, и поговорим о промыслах, существовавших на нашей Егорьевской земле.

Игровой момент.

Стук в дверь.

- Кто там? Заходите.

Входит девушка, одетая в русский национальный костюм с корзинкой в руке.

- Здравствуйте. Кто вы, откуда к нам пожаловали.

-Здравствуйте. Я странница, пришла к вам издалека, из Гуслицкой волости.

-А где же такая волость находится?

-Сейчас её нет на карте, но много столетий назад Егорьевский район входил в состав этой волости. И жили там старообрядцы,  которые называли себя гусляками. Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Среди большого разнообразия промыслов вершиной искусства гуслицких мастеров стало книжное ремесло. Необыкновенной росписью оформлялись  старообрядческие рукописные певческие книги.  Больше нигде эта роспись не использовалась.  Украшали книгу великолепными миниатюрами, заставками и инициалами. Они отличались ярким пышным орнаментом синих, красных, зеленых и желтых тонов, с золотом. Но главной отличительной чертой гуслицкого орнамента  была цветная штриховка, которую художники использовали при раскраске элементов украшений. (Одновременно странница вынимает из корзинки  книги с примерами гуслицкого письма и рассматривает вместе с детьми).

На экране выводятся фотографии с изображением старообрядческих книг с гуслицкой росписью.

-А не можешь ли ты показать нам эти элементы и штриховку?

- Конечно, с радостью. Я вижу, что у вас для этого всё готово. А Вы мне помогайте. Для начала попробуем расписать небольшой элемент – цветочек, который являлся излюбленным мотивом у древних мастеров.

-А я раздам ребятам подсказки – цветные таблицы. На партах лежат заготовки с изображением цветочка. Сначала обведём контуры нашего цветка жёлтым цветом. Теперь начинаем штриховать.

- Возьмём красную краску и заштрихуем основные лепестки. Штриховку выполняем тонкой кисточкой по направлению снизу вверх, не доходя до края изображения. Штриховать нужно аккуратно, чтобы штриховка была тоненькой, как ресничка, насыщая основание элемента и оставляя края белыми.

- А теперь берём  синюю краску. Штрихом мы как бы моделируем объём. Закрасим серединку жёлтой краской, а мелкие элементы – красной и синей по своему усмотрению. Добавим контуру цветка немного зелёной краски. Тоненько, старайтесь, а в конце обведём рисунок чёрным контуром. Для аккуратности используем чёрную гелиевую ручку.

-После того, как закончили выполнять штриховку, можно немного позолотить орнамент.

-Для этого возьмём золотую гелиевую ручку. Ну вот, вы справились с заданием. Теперь вырежем ножницами наш цветочек по кругу и приклеем на чудо –дерево, которое мы приготовили с ребятами старших классов.

 Ну вот мы и познакомились с элементами и штриховкой гуслицкой росписи, раскрасили наше чудесное дерево.  Мы обязательно продолжим изучение построения этих замечательных орнаментов на следующих уроках. Всем спасибо за урок.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото для аттестации\9_3.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото для аттестации\image (4).jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото для аттестации\image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусств 5 класс

Урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с жостовской росписью....

Презентация "Роспись", урок трудового обучения, 6 класс

Презентация-демонстрация к уроку трудового обучения в 6 классе по теме "Роспись", раздел программы "Элементы русской народной вышивки". Урок составлен в соответствии с программой трудового обучения в ...

Урок по ИЗО_5 класс "Городецкая роспись"

Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Р...

урок изо в 5 классе по теме " Промыслы нашего края. Урало-сибирская роспись"

Урок из раздела "Связь времени в народном искусстве"  урок с содержанием НРЭО .  промыслы Уральского региона. уральская роспись, ее характерные особенности....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗО В 5 КЛАССЕ . ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. ДОСКА ДЛЯ РЕЗКИ ХЛЕБА.

Цель урока: Научить детей ценить красоту, любить искусство родного края, развить умение творчески мыслить, фантазировать, анализировать, сравнивать, воспитать чувство патриотизма, любовь к Родине...

Урок по технологии 7 класс "Ручная роспись ткани" (2-ой урок) Раздел "Художественные ремёсла"

Проект урока технологии 7 класс по теме "Ручная роспись ткани" (2-ой урок) из раздела "Художественные ремёсла" составлен с учётом ФГОС по программе А.Т. Тищенко, Н.В. Синица....