Урок по технологии 7 класс "Ручная роспись ткани" (2-ой урок) Раздел "Художественные ремёсла"
методическая разработка по технологии (7 класс)

Проект урока технологии 7 класс по теме "Ручная роспись ткани" (2-ой урок) из раздела "Художественные ремёсла" составлен с учётом ФГОС по программе А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет технология

Класс___7_________

Тема урока: Ручная роспись тканей (2-й урок), раздел «Художественные ремёсла»

Планируемые результаты (цели урока):

Учащиеся научатся:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- выполнять ручную роспись ткани в технике холодного батика

- осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника -книги;

- составлять технологическую карту росписи ткани в технике холодного батика

- осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности

Педагогическая(ие) технология(и), используемая(ые) на уроке: Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Средства, используемые на уроке:

- учебники «Технология» 7 класс;

- задания для каждой группы (конверт, в нем технологическая карта в разброс, каждое предложение напечатано на полосках бумаги);

- эскизы на бумаге (можно предложить несколько вариантов на выбор);

- утюг;

- хлопчатобумажная ткань (предварительно выстиранная и проутюженная),

- набор для росписи тканей «Акрил-Батик»,

- простой карандаш,

- пяльцы.

Разработчик: Ключникова Надежда Александровна, учитель технологии МБОУ «СОШ № 10» г. Барнаул 

Содержание урока

Этапы учебной деятельности

Деятельность

 учителя

Деятельность  учащихся

Примечание

 Организационный момент (2 мин)

 Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку технологии.

 

Проверяют свою готовность к уроку

 Учащиеся поделены на группы по 4 человека.

 Вводный инструктаж

(5 мин)

 - С каким видом художественного ремесла мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие виды батика вы знаете?

- Чем отличаются эти виды батика?

-Что является резервом для холодного батика?

- Для чего можно использовать батик?

- Вы хотели бы иметь платок, расписанный своими руками?

- Давайте сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.

- Что нам нужно для дальнейшей работы?

- Обсудите в группе план действий.

- Ваши предложения?

- Переходим к выполнению нашего плана

 -Ручная роспись тканей - вид декоративно-прикладного искусства, который имеет ещё одно название - батик.

-Горячий батик, холодный батик, узелковый батик, свободная роспись.

-Они различаются способом резервирования ткани.

- Специальная густая бесцветная (или цветная)

масса на основании резинового клея.

- Для роспись футболки, платья, платка, панно.

- Да.

Тема урока: «Ручная роспись ткани».

Цель: Научиться расписывать платок, используя технику холодного батика.

 -План действий

- В группах обсуждают и записывают план.

- Предлагают варианты. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант плана

 

Тема и цель фиксируется на доске

На доске фиксируется общий план

1.Составление технологической карты

2.Подбор необходимых инструментов и материалов

3.Выбор узора и подбор цветов

4. Роспись ткани

5.Оценка качества выполненной работы

6. Уборка рабочих мест

 Построение ориентировочной  основы действий

(8 мин)

 - Для составления технологической карты выполните в группах задания по карточкам

Задание для групп:

Расположите действия по порядку выполнения. Обоснуйте свой выбор

Обведите контуры рисунка резервирующим составом. Положите рисунок под ткань. Натяните ткань на пяльцы. Переведите рисунок на ткань. Выполните роспись рисунка. Сравните получившийся рисунок с оригиналом. Выньте работу из пялец и прогладьте утюгом.

- Давайте сравним, что у вас получилось.

-Оцените свою работу

- Кто из групп правильно выполнил задание?

Какой наш следующий шаг?

- Кто перечислит, что нам необходимо для работы?

- Как лучше организовать рабочее место?

- Прежде чем начать практическую работу, что необходимо вспомнить?

- Правила техники безопасности с какими приборами, инструментами необходимо повторить для сегодняшней работы?

- Кто расскажет правила безопасности с утюгом?

 

Работают в группах, составляя технологическую карту.

Сравнивают порядок действий, объясняя выбор последовательности действий, вносят поправки.

- Правильная последовательность действий  фиксируют на доске и в тетрадях

План:

1. Положите рисунок под ткань

2.Переведите рисунок на ткань

3.Натяните ткань на пяльцы

3.Обведите контуры рисунка резервирующим составом

4.Выполните роспись рисунка

5.Выньте работу из пялец и прогладьте утюгом

6. Сравните получившийся рисунок с оригиналом.

- Подбор необходимых инструментов и материалов

- Перечисляют

- Предлагают свои варианты, выбирается оптимальный

-  Повторить требования техники безопасности в кабинете

- работы  с утюгом?

- Один рассказывает, остальные дополняют

 

Каждое предложение напечатано на полосках, уч-ся их располагают в нужной последовательности

Шкала оценок:5-6 правильных ответов - 5 баллов;

4 правильных ответа - 4 балла; 2-3 правильных ответа - 3 балла.

Результаты оценивания заносятся в оценочный лист

Каждый учащийся организует своё рабочее место

Практическая часть (текущий инструктаж)

(25 мин)

- Что делаем дальше?

- Выполняем роспись своих платков самостоятельно.

Индивидуально расписывают платки, руководствуясь технологической картой.

Осуществляют самоконтроль.

Осуществляю целевые обходы:

Организация рабочего места  обучающихся;

Организация само- (взаимо) контроля выполнения действий, приемов;

Организация само- (взаимо) контроля соблюдения технологической последовательности росписи ткани (технологическая карта);

Соблюдение ТБ

Заключительный инструктаж

(5 мин)

- Давайте посмотрим на результаты нашей работы и оценим её по следующим критериям:

Аккуратность;

Соблюдение техники холодного батика;

Цветовое решение

- Чем заканчиваем работу?

- Какие декоративные эффекты вам понравились? Как их выполняют?

- Как исправить брак в работе над холодным батиком, если краска затекла на соседний участок узора через пробел в резервирующем контуре?

- Какую цель мы ставили в начале занятия?

- Достигли ли цель?

- Поднимите руки те, кто считает, что научился  выполнять роспись ткани в технике холодного батика.  

Домашнее задание по выбору:

1. Найдите информацию об истории возникновения техники батик в Китае, Японии, Индии, Западной Европе, России. Подготовьте сообщение на эту тему.

2.Подготовте эскиз для оформления футболки

Представляют свои работы, проводя самооценку

Затем работу оценивают одноклассники и итог подводит учитель

Уборка рабочих мест

- Ответы обучающихся

Записывают домашнее задание

Шкала оценивания

Без замечаний – 5 б.;

 1 замечание – 4 б.,

 2 замечания – 3 б.,

 «брак» - 2 б.

Литература

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. Ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии 7 класс "Ткани из химических волокон"

Вашему вниманию предлагается конспект урока "Свойства химических волокон", электронная презентация к уроку и инструкционная карта на выполнение практической работы на уроке, также в презентации указан...

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Технологическая карта урока по теме "Ручная роспись тканей".

В технологической карте прописаны планируемые результаты, а так же деятельность как учителя, так и обучающихся....

Кроссворд по теме "Художественные ремёсла. Ручная роспись ткани".

Кроссворд составлен по материалам параграфа 23. Учебник Н.В.Синица, В.Д.Симоненко....

Урок по технологии «Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки» (5 класс)

Технологическая карта урока по изучению свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки предназначена для девочек 5 класса. На данном уроке обучающиеся знакомятсяне только со свойствами и видами натура...

План-конспект урока по теме: «Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».

Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...

План-конспект проведения урока по теме: «Ручная роспись тканей. Технология холодного батика».

Цель:  создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...