План-конспект урока по теме: «Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Бекурова Марина Анатольевна

 Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.

Задачи:

    -    научить подготавливать ткань к росписи;

  • изучить технику горячего батика;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;
  • прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.

-    соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь быть опрятными и аккуратными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

«Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».

ФГОС II поколения 7 класс (2 часа)

Учителя технологии: Бекуровой Марины Анатольевны

Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.

Задачи:

- научить подготавливать ткань к росписи;

  • изучить технику горячего батика;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;
  • прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.

- соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь быть опрятными и аккуратными.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- познакомить с техникой горячего батика

Метапредметные результаты: (развивающие)

Регулятивные УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока: урок-исследование.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет. Компьютер, проектор, презентация «Батик», шелк, ножницы, рамки, краски, резервирующий состав, карандаш, калька, рисунок.

Подготовительный этап:Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

#1054;рганизационный

10 мин.

Проверка присутствующих, их готовность к уроку. Сообщение темы урока, целей и задач урока.

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

#1048;зложение нового материала

теория 30 мин.

практика 30мин

#1040;ктуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов рукоделия горячим батиком.

В настоящее время это одно из модных направлений рукоделия – роспись ткани – иначе говоря - батик. Искусство батика зародилось очень давно на острове Ява (Индонезия), а в Европу и Россию пришло только в XX в. и успешно развивается сегодня.

На уроках технологии вы попробуете создать красивые подарки, сувениры в технике росписи ткани и вышивки. Для этого необходимо:

  • ознакомиться с видами росписи ткани, материалами, инструментами и приспособлениями для этой работы;
  • освоим технологию горячего батика;

Ручная роспись тканей

Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, который имеет ещё одно название — батик. (Batik — индонезийское слово и в переводе означает — «ткань», tik — «точка» или «капля».) Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей. Это явление называется резервирование.

Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (краски)

Подготовка ткани к росписи

Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удаления подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной стороны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно воспользоваться обычными вышивальными пяльцами.

Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо использовать фломастер-фантом, следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, контуры которого обведены фломастером.

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Резерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специальных инструментов — чантинга

и кистей различной величины и формы.

В первую очередь покрывают воском те места, которые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, которые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резервированию участков рисунка и послойному нанесению краски. После окончания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом.

В горячем батике часто используют декоративный эффект, который называется кракле (кракелюры). Это трещинки и прожилки, которые сначала считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор (рис. 77, а).

Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг.

Физминутка:

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
Практическая работа

Правила ТБ во время работы Вводный инструктаж. Разработка эскиза работы. Переведение данного изображения до размеров рамки. Перенос изображения на ткань резервирующим составом.

Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж.

Осознанно слушают. Делают записи в тетрадь

Учащиеся выполняют движения под текст.

Самостоятельная работа учащихся.

#1056;ефлексия пройденного урока

5мин.

3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим новые слова: ручная роспись тканей; батик: горячий, холодный, узелковый; свободная роспись; резервирование; кракле (кракелюры), набрызг

Закрепление изученного материала.

#1050;акие виды батика выполняют с применением резервирующего состава?

#1044;ля каких видов батика нужно натянуть ткань на подрамник?

#1050;ак удалить резерв в технике горячего батика?

Учащиеся отвечают на вопросы

#1044;омашнее задание

5мин.

Найдите информацию об истории возникновения техники батик в Индонезии, Китае, Японии, Индии, Западной Европе, России. Подготовьте сообщение на эту тему.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"

Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Мастер-класс по теме: "Художественная роспись ткани. Холодный батик"

В мастер-классе подробно описано поэтапное выполнение росписи ткани в технике "Холодный батик"...

Конспект урока "Ручная роспись тканей. Виды батика"

Это план-конспект урока деятельностной направленности по формированию универсальной учебной деятельности на уроках технологии в 7 классе. В беседе с учащимися используются проблемные и репродуктивные ...

Технологическая карта урока по теме "Ручная роспись тканей".

В технологической карте прописаны планируемые результаты, а так же деятельность как учителя, так и обучающихся....

Мастер - класс на тему "Художественная роспись тканей "Холодный батик""

Мастер – класс, позволяет приобрести и узнать необходимыезнания, по выполнению росписи по ткани в технике «холодный батик».Этот мастер – класс, может быть использован педагогам...

План-конспект проведения урока по теме: «Ручная роспись тканей. Технология холодного батика».

Цель:  создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...