Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Нелли Эдуардовна

Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока № 19 по теме:

«Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».

ФГОС  II  поколения 7 класс (2 часа)

Учителя технологии: Лаптиевой Нелли Эдуардовны

Дата:

Цель:  создать красивые подарки, сувениры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества. 

Задачи:

    -    научить подготавливать ткань к росписи;

  • изучить технику горячего батика;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;
  • прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.

-    соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь быть опрятными и аккуратными.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- познакомить с техникой горячего батика

 Метапредметные результаты:  (развивающие)

Регулятивные  УУД:

-научить  развивать образность, внимание, речь;

Познавательные  УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию  из предлагаемого  источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные   УУД:                                                          

-развить  навык  работы  в группах при выполнении  практических работ;

-находить способы  созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.  

Тип урока: урок-исследование.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/.  М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет. Компьютер, проектор, презентация «Батик», шелк, ножницы, рамки, краски, резервирующий состав, карандаш, калька, рисунок.

 Подготовительный этап:Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Организационный

10 мин.

 Проверка присутствующих, их готовность к уроку. Сообщение темы урока, целей и задач урока.

Дети проверяют  наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

теория 30 мин.

практика 30мин

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов  рукоделия горячим батиком.

В настоящее время это одно из модных направлений рукоделия – роспись ткани – иначе говоря - батик. Искусство батика зародилось очень давно на острове Ява (Индонезия), а в Европу и Россию пришло только в XX в. и успешно развивается сегодня.

На уроках технологии вы попробуете создать красивые подарки, сувениры в технике росписи ткани и вышивки. Для этого необходимо:

  • ознакомиться с видами росписи ткани, материалами, инструментами и приспособлениями для этой работы;
  • освоим технологию горячего батика;

Ручная роспись тканей

Ручная роспись тканей — вид декоративно-прикладного искусства, который имеет ещё одно название — батик. (Batik — индонезийское слово и в переводе означает — «ткань», tik — «точка» или «капля».) Техника батика основана на том, что некоторые вещества при нанесении их на ткань не пропускают через себя краску. Такими веществами являются воск, парафин, резиновый клей. Это явление называется резервирование.

Материалом для батика традиционно служили натуральные ткани — хлопок и шёлк. С появлением химических волокон выбор тканей для батика расширился. Краски для росписи ткани — это анилиновые красители (краски)

 Подготовка ткани к росписи

Ткань, предназначенную для работы, предварительно стирают для удаления подкрахмаливающих веществ, сушат, утюжат, натягивают на подрамник строго по долевым и поперечным нитям и закрепляют с изнаночной стороны по периметру кнопками или степлером. Для небольших работ можно воспользоваться обычными вышивальными пяльцами.

Рисунок на ткань можно наносить простым карандашом. Хорошо использовать фломастер-фантом, следы которого со временем исчезают с ткани. Художники подкладывают под ткань рисунок, выполненный на бумаге, контуры которого обведены фломастером.

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они различаются способом резервирования ткани.

Горячий батик

В горячем батике в качестве резерва используется воск или парафин. Резерв наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде с помощью специальных инструментов — чантинга

и кистей различной величины и формы.

 В первую очередь покрывают воском те места, которые должны остаться белыми. После застывания резерва ткань окрашивают в первый, самый светлый цвет. Затем резервируют участки рисунка, которые должны сохранить этот цвет, и окрашивают ткань повторно в более тёмный цвет. Таким образом, эффект росписи достигается благодаря резервированию участков рисунка и послойному нанесению краски. После окончания работы нужно освободить ткань от воска. Для этого её укладывают между слоями газетной бумаги и проглаживают утюгом.

В горячем батике часто используют декоративный эффект, который называется кракле (кракелюры). Это трещинки и прожилки, которые сначала считались браком в работе, а сейчас этот эффект выполняют специально. Чтобы получить кракле, нужно поломать в руках восковой слой, нанесённый на ткань, а затем нанести на него краску. Краска затечёт в образовавшиеся трещинки и образует своеобразный узор (рис. 77, а).

Если кисть с горячим воском держать над работой и ударять по ней так, чтобы летели брызги, получим эффект набрызг.

Физминутка:

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
Практическая работа

4.1. Правила ТБ во время работы                                                                                                            4.2. Вводный инструктаж. Разработка эскиза работы. Переведение данного изображения до размеров рамки. Перенос изображения на ткань резервирующим составом.

4.3. Самостоятельная работа учащихся.
4.4. Текущий инструктаж.
4.5. Заключительный инструктаж.

Осознанно слушают. Делают записи в тетрадь

Учащиеся выполняют движения под текст.

Самостоятельная работа учащихся.

3.Рефлексия пройденного урока

5мин.

3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим  новые слова:  ручная роспись тканей; батик: горячий, холодный, узелковый; свободная роспись; резервирование; кракле (кракелюры), набрызг

Закрепление изученного материала.

1.Какие виды батика выполняют с применением резервирующего состава?

2.Для каких видов батика нужно натянуть ткань на подрамник?

3.Как удалить резерв в технике горячего батика?

Учащиеся отвечают на вопросы

4.Домашнее задание

5мин.

Найдите информацию об истории возникновения техники батик в Индонезии, Китае, Японии, Индии, Западной Европе, России. Подготовьте сообщение на эту тему.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное декоративное искусство. Батик.

Слайд 2

Батик – искусство росписи по ткани БАТИК Холодный способ Горячий способ

Слайд 3

Из истории -батика Батик- - искусство росписи по ткани . Это искусство пришло к нам из Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.

Слайд 4

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

Слайд 5

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы. Известна самая древняя роспись (ей около двух тысяч лет) из древнего китайского захоронения. Ткань покрыта минеральными красителями и прекрасно сохранилась.

Слайд 6

Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. Здесь рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Резерв, проникая в ткань, создает как бы перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься. Художник использует в росписи специальные краски для тканей, которые подобно акварели, мягко перетекают одна в другую, создают чудесные цветовые разводы. Ему необходим специальный набор инструментов, которым он пользует во время работы.

Слайд 7

Стеклянная трубочка, для нанесения резерва

Слайд 8

Материалы, необходимые для художественной росписи ткани

Слайд 9

Инструменты, необходимые для художественной росписи ткани

Слайд 10

Ткань Ткань выбирают в зависимости от того, для чего изделие предназначено.Если вы хотите выполнить абажур, постельное белье шторы- ткань выбирайте плотную, непрозрачную. Для одежды, платков и наволочек лучше выбирать непрозрачный плотный шелк, а для блузок и шарфов- тонкий, прозрачный.

Слайд 11

Виды шелка Тусса - толстый рельефный шелк. Шифон - легчайший прозрачный шелк. Понже - прозрачный, мягкий шелк для начинающих. Крепдешин - немнущийся шелк. Натуральный шелк- хоботай- тонкий шелк с блестящей поверхностью. Ацетатный шелк- шелк средней плотности с блестящей поверхностью. Креп-сатин -очень мягкий шелк с атласной лицевой поверхностью. Креп-жоржет -почти прозрачный шелк. Дюпон -нежный прозрачный шелк

Слайд 12

Подготовка ткани . Перед работой ткань необходимо постирать в содовом растворе (1 ст. ложка соды - на 10 литров воды) чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, а шелк - в теплой. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Слайд 13

Перевод рисунка на ткань Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

Слайд 15

Натягивание ткани на раму Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал. Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Слайд 17

Выполнение эскиза На формате бумаги равному размеру рамки, выполняют эскиз. Рисунок, линии эскиза обводят очень мягким карандашом жирной линией. Такие линии хорошо видно сквозь ткань, и они легко переводятся на поверхность ткани. Для этого лист с рисунком кнопками закрепляют с задней (изнаночной) стороны ткани. Если ткань очень плотная и непрозрачная, можно воспользоваться копировальной бумагой. На ткани рисунок можно наносить графитным (простым) карандашом 2М-4М, фломастером, совпадающим по цвету с контуром. Кончик фломастера обязательно должен быть тонким, чтобы не выглядывал из под резервирующего контура.

Слайд 18

Контур для работы с холодным батиком Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило имеют замкнутую контурную обводку резервирующим составом, что придает своеобразный характер рисунку. Контурная роспись- самый распространенный способ росписи шелка. При росписи ткани краска, растекаясь, не выходит за нанесенный резервом контур рисунка. Бесцветный или цветной контур придает рисунку графический, четкий характер.

Слайд 19

Немного о цвете Цветовая гармония- это совокупность общего и различного, взятых в определенных отношениях. В природе все окружающее имеет свой цвет. В природе, как считают, все гармонично: цвета, их сочетание, принадлежность к той или иной форме. Люди часто задают вопрос: почему одни цвета создают приятное сочетание друг с другом, а другие раздражают, режут глаз? Знание законов гармонии цветов и цветовой круг помогут решить этот вопрос. Художник должен придумать гармоничные сочетания цветов. Успокаивающее воздействие на нервную систему оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждают пурпурный, красный, оранжевый, желтые цвета.

Слайд 20

Принято считать, что красный цвет активный, энергичный, оживляет, согревает, возбуждает. Желтый -бодрит, веселит, теплый и привлекательный. Оранжевый- радостный и веселый, добрый и пламенный. Зеленый- создает спокойствие, мирное и приятное настроение. Синий- серьезный, печальный, тоскливый, спокойный и сентиментальный. Фиолетовый- соединяет в себе характер синего и красного6 одновременно притягивает и отталкивает, полный жизни, вызывающий грусть и тоску.

Слайд 21

Дополнительные приемы и маленькие хитрости Соль и мочевина, рассыпанные на влажной, покрытой красителем ткани, создают красивые, непредсказуемые разводы. Красивые эффекты создают сухие красители, рассыпанные слегка на влажной поверхности ткани. Такой же эффект создают густые краски, нанесенные пятнами на фон. Можно рисовать феном. Горячую струю воздуха направляют на влажную поверхность ткани, поднося фен очень близко к ткани. Краситель расплывается в стороны, образуя на границе холодного и горячего ореол. Можно использовать в работе цветные прозрачные и матовые стеклянные камешки, бисер, стразы, тесьму.

Слайд 22

Заключение Ткань - это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат вашей работы. Разумеется, здесь помогает опыт живописца, графика, прикладника - свободное владение различными материалами и техниками, знание законов композиции, цветоведения, постоянная практика, владение многими видами рукоделия - всё это даёт неограниченную свободу творчества как в выборе техники исполнения картины, так и в исполнении любых своих замыслов.

Слайд 23

Работы- батика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест...

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Конспект урока "Ручная роспись тканей. Виды батика"

Это план-конспект урока деятельностной направленности по формированию универсальной учебной деятельности на уроках технологии в 7 классе. В беседе с учащимися используются проблемные и репродуктивные ...

Методическая разработка урока. Роспись по ткани. 5 класс.

Методическая разработка  урока технологии в 5 классе....

Методическая разработка урока. Роспись по ткани. Создание авторской футболки. 7 класс.

Технологческая карта урока технологии.  Создание авторской футболки....

План-конспект урока по теме: «Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика».

Цель: создать красивые подарки, сувени­ры в технике росписи ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.Задачи:    - ...