Методическая разработка урока. Роспись по ткани. 5 класс.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Базанова Лариса Александровна

Методическая разработка  урока технологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi._rospis_po_tkani._5_klass.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ № 355

                                                                                             Методическая разработка урока.

Технология.

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Базанова Л.А, учитель технологии,  изо и черчения ГБОУ №355.

Предмет: Технология. 5 класс. Учебник (УМК): Технология Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Тема урока: Декоративно-прикладное искусство. Роспись по ткани.

Урок рассчитан на 2 часа.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, проектор. Презентация  к уроку.

Раздаточный материал – технологические карты, учебник.

У детей: ткань, краски, бумага,  кисти, ватные палочки -5 шт., линейка, клей ПВА.

На уроке технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками.

Цель урока:  продолжить знакомство с традиционными видами  рукоделия и декоративно-прикладного творчества, создать декоративную  композицию в новой  технике «Роспись по ткани».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся из предметов дпи выделять  изделия, выполненные в технике «роспись по ткани».

Познакомятся с основными  особенностями  росписей по ткани.

Получат возможность  выполнить творческую работу  в новой технике.

Метапредметные:

научатся определять цель в учебной деятельности, принимать учебную задачу;

получат возможности излагать свое мнение; делать выводы; планировать деятельность в учебной ситуации; аргументированно оценивать свою работу;

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции; развивают  ответственность за качество своей деятельности;

Методы и формы обучения:

Беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

Дидактическая    структура урока

 

 

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Ресурсы

1 урок.

1. Организационный момент

1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

3. Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Слушают учителя.

Личностные:

- принятие нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность);

Предметные:

- оценивание своей готовности  к  работе.

2. Мотивация.

Осмысление учебных задач.

.

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление

2. Сформулировать тему, учебную цель и  учебную задачу урока.

1. Создание проблемы. Учитель предлагает предметы по ДПИ. Народные промыслы  (хохлома, гжель, жостово, эскиз вышивки.   Виды рукоделия (футболка, открытки.)  

Что объединяет эти предметы? (предметы ДПИ)

Что объединяет предметы рукоделия, футболку и открытки?

(техника выполнения)

 2. Предлагает определить тему урока, цель.

Сформулируйте тему урока.

Декоративно-прикладное искусство.  

3. Обозначает задачу и цель урока.

Цель урока:  продолжить знакомство с традиционными видами  рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Создать декоративную  композицию в новой  технике «Роспись по ткани». 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Участвуют в формулировании темы и цели.

Принимают задачу урока.

Предметные: 

 - самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

-осуществляют самоконтроль.

-принятие задачи урока.

Предметы.

Презентация. Слайд

3. Открытие нового знания.  

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

2.  Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1.Учитель предлагает учащимся поработать с учебником и ответить на вопросы (2 мин)

2.  Распределяет на  3 группы ( по рядам)

Задание №1.

Поработаем с учебником. Тема: Роспись по ткани  (Стр. 154-155).

 1 ряд.  Где зародился промысел роспись по ткани батик? Когда появился в России?

Прочитай материал в учебнике (стр. 154, 1 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

2 ряд.  В чём особенность росписи по ткани батик.  Прочитай материал в учебнике (стр.154, 2 абзац)

3 ряд.  Какие материалы и инструменты используют мастера?

 Прочитай материал в учебнике (стр. 154, последний  абзац)

3.Заслушивает ответы 1 ряда. Показывает  слайд №2, №3

4.Заслушивает ответы 2 ряда. Показывает 4 слайд. Обобщает ответы.

5.Заслушивает ответы 3 ряда. Показывает 4 слайд. Обобщает ответы.

5.Учитель обобщает, уточняет. Слайд 5-7.

1 слушают, осмысливают учебный материал;

2. работают с учебником.

3. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Предметные:

Познакомятся с основными особенностями  росписи по ткани.

Личностные УУД: знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России 

Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

-осуществляют самоконтроль.

Работа с учебником

Приложение , задание 1.

Презентация.

4. Творческая работа.  

Организует работу учащихся, инструктирует, контролирует выполнение задания.

Слайд 8.

1. Учитель предлагает самим выполнить декоративную композицию, опираясь на технологическую карту « Роспись по ткани».

2. Обеспечить контроль за  выполнением задания.

3. По ходу работы даёт оценку, помогает учащимся

.

1. Используя презентацию,  и технологическую карту « Роспись по ткани» дети рассказывают об этапах работы. 2.Овладевают новыми приёмами деятельности в создании композиции

 

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют,

контролируют  правильность выполнения работы, оценивают свой результат.

ЛичностныеУУД:

- осуществляют работу по выполнению работы в технике

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Метапредметные связи:

- межпредметные связи с изо.

Презентация.

 Художественные материалы

. Приложение , задание 2.

Технологическая карта « Роспись по ткани»

5. Итог.

Дать  оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают промежуточный результат своей УД.

Личностные:

 -дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

2 урок.

1. Организационный момент

Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

Организация внимания.

Слушают учителя.

Личностные:

- принятие нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность);

2. Мотивация.

Осмысление учебных задач. Повторение темы урока.

1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление

2. Сформулировать тему, учебную цель и  учебную задачу урока.

1. Предлагает вспомнить тему урока.

Декоративно-прикладное искусство.  

2. Обозначает задачу урока.

Создать декоративную  композицию в новой  технике «Роспись по ткани». 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Предметные: 

 Повторение темы и познавательной цели;

Личностные:

-осуществляют самоконтроль.

-принятие задачи урока.

3. Творческая работа ( продолжение)

Организует работу учащихся, инструктирует, контролирует выполнение задания.

  1. Предлагает продолжить декоративную работу. Подготовить основу и оформить  работу.

 Используя презентацию,  и технологическую карту « Роспись по ткани» дети рассказывают о подготовке основы и  этапах оформления работы, учитель слушает и обобщает.

2. Обеспечить контроль  за  выполнением задания.

3. По ходу работы даёт оценку, помогает учащимся.

1. Используя презентацию,  и технологическую карту « Роспись по ткани» дети рассказывают о подготовке основы и  этапах оформления работы 2.Овладевают  новыми приёмами деятельности создания выразительной композиции

3. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют,

контролируют  правильность выполнения работы, оценивают свой результат.

ЛичностныеУУД:

- осуществляют работу по выполнению работы в технике

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Метапредметные связи:

- межпредметные связи с изо.

Презентация, слайд

Приложение, задание 2.

Технологическая карта « Роспись по ткани»

Художественные материалы

5. Итог урока.

Дать оценку результата учебной деятельности класса  и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися.

Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

Коммуникативные УУД:

- умеют использовать речь для регуляции своего действия;

- строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД:

6. Рефлексия.

Организует рефлексию. Совместно подводит итоги практической деятельности .

  1. Предлагает дать оценку результата учебной деятельности.

(Дай оценку своей работе, используя задание №3.

А) Я успел выполнить задание  -  10б.

Б) Отними  баллы, если

- выполнил   работу аккуратно,  кроме рамки  -  1 б.

- виден клей - 1 б.

- криво вырезал окно -1б.

- видны карандашные линии -1б

В) прибавь баллы, если

-работу выполнил аккуратно-2 б

Д)  Я не сделал работу – 0 б.

Поставь себе оценку.

«5»   -10-12 б.

«4»   - 9- 8 б.

«3»   - 6-7 б.

«2»   - 0  б.  

  1. Предлагает поменяться работами и осуществить взаимопроверку.

Оценивают свою работу, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проводят взаимооценивание работ.. Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал» (приложение,задание 3)

 Личностные:

 -дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

 -осознание своих     возможностей.

-умение соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

Приложение, задание 3.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.

Фамилия, имя___________________________________________ Класс ___

Задание №1.

Поработаем с учебником. Тема: Роспись по ткани  (Стр. 154-155).

 1 ряд.  Где зародился промысел роспись по ткани батик? Когда появился в России?

Прочитай материал в учебнике (стр. 154, 1 абзац),  рассмотри рисунки (стр.92-93)

2 ряд.  В чём особенность росписи по ткани батик.  Прочитай материал в учебнике (стр.154, 2 абзац)

3 ряд.  Какие материалы и инструменты используют мастера?

 Прочитай материал в учебнике (стр. 154, последний  абзац)

Задание №2.

Рассмотри  «Технологическую карту «Роспись по ткани».  Расскажи об этапах работы.

Задание №3. 

Подведём итоги. Как я  сегодня поработал?

Как называется новый вид  декоративно-прикладного искусства    ___________________________________________              

Дай оценку своей работе.

А) Я успел выполнить задание  -  10б.

Б) Отними  баллы, если

- выполнил   работу аккуратно,  кроме рамки  -  1 б.

- виден клей - 1 б.

- криво вырезал окно -1б.

- видны карандашные линии -1б

В) прибавь баллы, если

-работу выполнил аккуратно-2 б

Д)  Я не сделал работу – 0 б.

Поставь себе оценку.

«5»   -10-12 б.

«4»   - 9- 8 б.

«3»   - 6-7 б.

«2»   - 0  б.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...

"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...