Конспект урока по изобразительному искусству "Национальные традиции в культуре народа"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Дюмина Лариса Николаевна

Урок изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа" в малокомплектной сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ИЗО в 7 классе36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРАСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Национальные традиции

в культуре народа»

Урок-путешествие

Класс: 7

Дата проведения: 24.10.

Учитель изобразительного искусства:

Дюмина Лариса Николаевна

 

Курасово

Открытый урок по изобразительному искусству.

Класс: 7

Дата проведения: 24.10.

Учитель: Дюмина Л.Н.

Тема: « Национальные традиции в культуре народа».

Урок – путешествие.

Комбинированный урок.

Цель урока:

  • Обучающая: способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
  • Развивающая: Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества. 
  • Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
  • Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
  • Развивать  эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
  • Прививать  интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

иллюстрации с изображением крестьян в национальной одежде,

выставка репродукции,

выставка книг,

приложение 1, 2, 3 на каждого рбучающегося,

презентация « Русский народный костюм»,

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Ход урока.

Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.

(А. С. Пушкин)

I. Организационная часть урока

Приветствие.

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным костюмом.

–На уроке мы узнаем историю русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

III. Объяснение нового материала (презентация).

История русского народного костюма.

У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа

Русская народная одежда различалась:

по назначению: будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная.

по возрасту: детская, молодёжная, одежда старых крестьян.

 Как правило  при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Декор. Приложение 1.

Работа по карточкам.

Для орнаментации  домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Мужской костюм.

Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста.  Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником (отсюда загашник). Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба  (шуба, которая не покрыта тканью).

Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья.

Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Женский костюм.

Основными частями женского народного, были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник.

Женская рубаха. Шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передние, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIXв. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани- синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, кружевом. Силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.

По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.

Верхняя женская одежда была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.

В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сом обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.

Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы шелковой сеткой. Поверх носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Заключение.

В конце XIXв. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочатся с требованиями городской моды.

В картинной галереи.

Просмотр репродукций картин русских художников (И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин).

Образ русского костюма в народных сказках.

Просмотр иллюстраций народных сказок.

IV. Работа со словарём.

Обучающиеся вклеивают в словарик новые термины.

Сарафан -  высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, основной элемент русского женского костюма.

Епанечка - нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху).

Понёва (панёва, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») -элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.

Передник - предмет одежды, надеваемый поверх какой-либо одежды (повседневной и верхней) и оберегающий от загрязнения; фартук.

Кокошник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» - курица-наседка, в отличие от «кокот» - петух) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани.

V. Работа по карточкам.  Приложение 2.

Обучающимся предлагается записать названия деталей, из которых состоит предложенный им костюм.

VI. Практическая работа.

Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

«Выполнение элемента орнамента для украшения костюма».  

Обучающиеся выполняют росписи на ткани. Звучат русские народные песни. 

VII. Выставка работ обучающихся.

 

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок и отметок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

Что запомнилось больше всего?

IX. Домашнее задание.

Изобразить фигуру человека в русском народном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...

Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"

Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....

Приложение к уроку изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"

В приложении размещены материалы к уроку изобразительного искусства "Национальные традиции в культуре народа" (картинки, карточки, словарик)...

самоанализ урока ИЗО в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"

Самоанализ урока ИЗО в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...