Золотая Хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Протодьяконова Александра Николаевна

презентация урока и конспект урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7 городского округа «Якутск»

Конспект урока по изо 5 класс

«Хохломская роспись»

Исполнитель:

Протодьяконова А.Н.

Класс: 5

Тема: Хохломская роспись

Форма проведения: комбинированный

Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России. Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой динамики.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи;
  2. Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
  3. Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам хохломской росписи;
  4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Оборудований учителя:, гуашь, кисти, пед.рисунок, презентация.

Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.

Структура:

  1. Организационный момент;
  2. Проверка готовности к уроку;
  3. Сообщение темы урока;
  4. Изучение нового материала;
  5. Практическая работа;
  6. Итог урока
  • Выставка и обсуждение работ;
  • Обсуждение: что нового узнали на уроке;
  • Уборка рабочих мест.

ХОД УРОКА:

Содержание

Орг.момент

Приветствие.

Проверка рабочих мест

Сегодня на урок вам понадобятся краски: гуашь или акварель, кисти, палитра. (учащиеся проверяют свою готовность)

Сообщение темы и цели урока

Что изображено на доске?

Хохломская роспись

      Как вы думаете, что сегодня вы узнаете и чему научитесь          на уроке о хохломской росписи?

  1. Почему так называется?
  2. Из чего делают?
  3. Какие цвета используют?
  4. Как расписывают?
  5. Чем отличается от других росписей?
  6. Как делают?
  7. Научимся расписывать?

Изучение нового материала.

Вводная беседа

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.

       Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных.

   Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости.  Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали.

     Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки.

   В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком».

     Легенда о возникновении хохломы

    Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.  Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.                                                                                                                                              Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
      Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

     Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой". И известен этот промысел сейчас не только в России, но и во всем мире. О Хохломе сочиняют стихи. Вот послушайте.

Учитель: 

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

  • Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде сделанной из липы.
  • Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет.
  • Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод.
  • Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.
  • В хохломской росписи используют такие цвета как: золотой, красный, черный.

 (слайд 2)

А сейчас давайте познакомимся с этапами хохломской росписи.

Этапы хохломской росписи:

  • Заготовка изделия.
  • Грунтовка полуфабриката.
  • Роспись.
  • Покрытие лаком.
  • Закалка в печи                  (слайд 3).

В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись (слайд 4).

(слайд 5- 7)

 

Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна

(слайд 8 – 13)

Учащиеся смотрят видеоролик о хохломской росписи.

(слайд 14 – 15)

Планирование детьми предстоящей работы.

Практическая работа

Сегодня вы будите расписывать шаблон разделочной доски. По мотивам хохломской росписи (учитель демонстрирует готовые работы выполненные учащимися).

Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

     - компоновка в соответствии с формой;

     - ритм;

     - Использование разных элементов при росписи;

     - умение работать кистью и краской;

     - аккуратность.

А сейчас можете приступить к росписи шаблона доски. Все элементы выполняются кистью без использования карандаша. Либо очень тонкими линиями выполнять рисунок.

(педагог оказывает помощь учащимся)

Выставка работ учащихся.

Защита работ (что изобразил, какие цвета использовали и т.д.).

Итог урока

(рефлексия)

Выставка и анализ детских работ.

Вопросы в конце занятия (ответы учащихся).

  • Из какого дерева изготавливают посуду под роспись? (липа)
  • Порошком какого цвета натирали посуду? (серебристый)
  • Что является главным мотивом хохломской росписи? («травка»)
  • Что еще на посуде изображали мастера? (петухов, рыб, птицы)
  • Назовите основные цвета хохломской росписи? (красный, золотой, черный)                                                (слайд 16)

А сейчас каждый убирает свое рабочее место.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Золотая хохлома

Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....

Наш вернисаж. Золотая хохлома

Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....