Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Зеленкина Надежда Михайловна

   Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство,

 авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Рабочая программа для учащихся 7 класса по предмету Искусство. Изобразительное искусство, разработана на основе

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

- авторской программы «Искусство. Изобразительное искусство», авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.

Место учебного предмета в учебном

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся  7 класса, 1 час в неделю, 35 часа в год.

Учебно – методический комплект программы

- программа «Искусство. Изобразительное искусство». 5-9 классы. – 3 – е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014 г. авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.В. Долгоаршинных.

- Искусство.  Изобразительное искусство 7 кл: учебник в 2 ч./  С.П.,  Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина – 2 - е  изд., стереотип. – М. :  Дрофа, 2015 г.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-  развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 7 вида

       Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР.

      1. Ребенок с ЗПР отличается наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью.

      2. Ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. 
      3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. 
      4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. 
      5. Внимание  детей с ЗПР характеризуется: 
      • неустойчивостью; 
      • большой отвлекаемостью; 
      • недостаточной концентрированностью на объекте. 
      Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия.
    6.  Существенным недостатком восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств. 
    7.      По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности.      У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию.

   8.Детям с ЗПР свойственны импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.

    9. Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны: 
      • недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции; 
      • недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия; 
      • недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительные связи; 
      • недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями; 
      • нарушение логического построения связанных высказываний.

10.Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую. 
Коррекционная работа
           Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. 
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. 
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. 
Развитие различных видов мышления :развитие наглядно-образного мышления; 
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. 
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. 
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. 
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и  закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами  и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

- осознание значимости искусства и творчества в личной  и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих  способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса  к творческой деятельности.

Содержание программы

рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу;  восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

Учебно-тематический     план

раздел

часы

содержание

1

Рисунок

10

Рисунок мягкими материалами. Перспектива. Объем и контраст в рисунке. Рисование головы человека.

2

Живопись

5

Пространственная среда. Контраст и живопись. Живописные техники.

3

Композиция

4

Особенности композиции пейзажа. Композиция в художественном творчестве мастера.

4

Дизайн

3

Флористический дизайн

5

Монументальное и декоративно прикладное искусство

6

Монументальные виды искусства. Искусство изготовления ковров и декоративных тканей.

6

Беседы об искусстве

7

Музеи мира. Музеи России. Дворцово – парковые ансамбли.

35

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Темы уроков

Практические работы

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Коррекционная работа

Рисунок

1

Рисунок мягкими материалами. Рисунок углем.

02.09

Расширение представлений об окружающем мире

2

Рисунок сангиной.

09.09

умения выделять сходство и различие

3

Перспектива. Восприятие картины мира. Линейная перспектива.

16.09

работать по словесной и письменной инструкциям

4

Перспектива круга. Обратная перспектива.

23.09

представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

5

Световая перспектива в натюрморте.

30.09

работать по словесной и письменной инструкциям

6

Объем и контраст в рисунке. Особенности построения предметов сложной формы.

07.10

умения выделять сходство и различие

7

Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней.

14.10

умения выделять сходство и различие

8

Световой контраст. Пограничный световой контраст.

21.10

развитие инициативности

9

 Рисование головы человека. Пропорции головы человека.

28.10

устанавливать логические связи между предметами

10

Как рисовать портрет.

11.11

представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Живопись

11

Пространственная среда. Живописные отношения и пространство в натюрморте.

18.11

умения выделять сходство и различие

12

Световая и цветовая перспектива в пейзаже.

25.11

устанавливать логические связи между предметами

13

Контраст и живопись. Светлотоный контраст.

02.12

умения выделять сходство и различие

14

Цветовой контраст. Последовательный контраст.

09.12

развитие инициативности

15

Живописные техники. Техника лессировки в акварельной живописи. Пуантилизм.

тест

16.12

умения выделять сходство и различие

Композиция

16

Особенности композиции пейзажа. Архитектурные  мотивы в пейзаже.

23.12

устанавливать логические связи между предметами

17

Художественный замысел в композиции пейзажа.

развитие инициативности

18

Композиция в художественном творчестве мастера. Как создается картина?

работать по словесной и письменной инструкциям

19

Сюжет и его воплощение в картине.

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

Дизайн

20

Флористический дизайн. Европейское искусство оформления букетов.

 развитие мелкой моторики и пальцев рук;

21

Стили икебаны.

представлений о свойствах предметов

22

 Основные художественно-композиционные приемы икебаны

устанавливать логические связи между предметами

Монументальное и декоративно прикладное искусство

23

Монументальные виды искусства. Монументальная живопись.

выделять сходство и различие

24

Мозайка

Расширение представлений об окружающем мире

25

Витраж

работать по словесной и письменной инструкциям

26

Монументальное  искусство в московском метро.

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

27

Искусство изготовления ковров и декоративных тканей. Гобелен.

развитие инициативности

28

Батик

Расширение представлений об окружающем мире

Беседы об искусстве

29

Музеи мира. Музей Прадо.

выделять сходство и различие

30

Музей Орсе

Расширение представлений об окружающем мире

31

Музей Гуггенхайма

навыки самостоятельной работы и самоконтроля

32

Музеи России. Саратовский художественный музей

устанавливать логические связи между предметами

33

Астраханская государственная картинная галерея

коррекция монологической речи

34

Вятский художественный музей

Расширение представлений об окружающем мире

35

Дворцово – парковые ансамбли. Ораниенбаум.

формирование обобщенных представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение

Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный  цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего проф...

Рабочая программа для 5 класса по изобразительному искусству

Составлена в соответствии спрограммой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», издательство М., «Просвещение», 2013.  Н.А.Горяева, О.В.Островская. «Декор...

«Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо»

Особенности преподавания предмета «Искусство (Изобразительное искусство)» в условиях апробации и внедрения фгос ооо...

Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»

АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...

Рабочие программы 2021 года для внеурочной деятельности по изобразительному искусству 1-9 класс, Активное Долголетие

Программы по изобразительному искусству для 1-9 классов и Активному долголетию, для внеурочной деятельности, с аннотациями....