Рабочая программа по изо 5 кл.под ред Б. Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рабочая программа под ред Б. Неменского включает в себя: Пояснительную записку, содержание курса программы 5 кл., планируемые результаты, оборудование, используемые интернет ресурсы и литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по изо 5 кл.39.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. 2011.
  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. 2011.
  • Приказ Минобрнауки №986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»…
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2014/2015 уч. год
  • Авторская программа по ИЗО под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012

Программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. Рабочие программы под ред. Б.М.Неменского. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012» и примерной программы по изобразительному искусству ФГОС ООО.

Цель обучения в 5 классе :

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном нравственном пространстве культуры;
  • приобретение практических навыков работы различными художественными материалами…

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство» (основная ступень) :

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-  формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-   развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации                   неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-  развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-   овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-  овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Программа содержит пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; ценностные ориентиры учебного предмета; основное содержание курса с примерным распределением учебных часов; результаты освоения учебного предмета; требования к уровню подготовки выпускников.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

     Программа построена на основе принципов: содержательного единства восприятия произведений искусства и практической работы учащихся, преемственности, вариативности, постепенного нарастания сложности заданий, поступенчатого и последовательного приобретения навыков и умений, системы межпредметных связей. Программа предусматривает чередование индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Формы проведения занятий: урок-беседа, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, вариативность, освоение художественных традиций и импровизационный поиск. На уроках вводится драматургия и интеграция с музыкой, литературой, историей, технологией.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                 На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год, в объеме 1 учебного часа в неделю.

4.  ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО      ПРЕДМЕТА (основная ступень).

     В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

        - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и   самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

   - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

   Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 5 КЛАССА

по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Учащиеся должны знать:

-  знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов,

мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

-  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

V КЛАСС (34 ч.)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    В 5 классе школьники знакомятся с группой декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрывается декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни…

     Основное содержание программы направлено на знакомство с различными средствами изображения, с видами и особенностями декоративного украшения, изучение основ конструирования, жанров тематической картины. В 5 классе предусматривается сделать акцент на изучении художественного наследия России, на изображении различных форм на плоскости, в объеме, на освоение различных художественных материалов…

     Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1)        Древни корни народного искусства.

2)        Связь времен в народном искусстве.

3)        Декор – человек, общество, время.

4)        Декоративное искусство в современном мире.

I четверть « ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

Обучение в I четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек— Культура (Искусство), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа — Человек — Культура помогает увидеть и понять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.

Исключительно важное значение для понимания учащимися содержательной глубины крестьянского прикладного искусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выраженной через символическую трехчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осознают, что каждый художественно оформленный предмет включён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже отмечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.

Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.

Знакомство с памятниками крестьянского прикладного искусства происходит через рассматривание изображений резного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов народной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерасторжимом единстве конструкции и декора, о богатстве художественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотренность учащихся.

В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искусству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков.

II четверть. «СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»

Во II четверти учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России (филимоновская, дымковская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.).

На уроках необходимо дать пятиклассникам понимание того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального мастерства, и обогащенные временем приёмы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным трудом — рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности.

Но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя её через излюбленные образы и мотивы и их разнообразные варианты, через наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осуществляет живую связь веков. Эта мысль должна пройти красной нитью через все уроки II четверти.

Важно, чтобы на уроках учащиеся научились понимать общую природу всех традиционных художественных промыслов и в то же время различия между ними. При решении этой задачи ведущим является метод сравнения, который даёт возможность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, находить родственные и отличительные признаки, выявляя черты неповторимого своеобразия. Так, например, через сравнение цветового строя элементов растительного орнамента в хохломской, городецкой, полхов-майданской росписях учащиеся начинают острее ощущать своеобразие и уникальность каждой из них.

Приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов, «расширению» их духовного опыта способствует особая эмоциональная атмосфера урока, которая создаётся показом слайдов произведений искусства и природы, подлинных изделий, включённостью в художественную ткань урока музыкальных произведений (народных и классических), поэтического, научно-популярного, очеркового материалов, раскрывающих сутьевые моменты содержания урока.

Ill четверть.  «ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ»

Вводя учащихся на уроках этой четверти в область классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных времён и народов, следует акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.

Одновременно с этим затрагивается ещё один важный аспект — взаимосвязь мировоззрения людей конкретной эпохи и образного строя произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественный образ предмета должен восприниматься в соотнесённости с мировосприятием людей, обществом, определяющими идеями того или иного времени. Это даёт возможность увидеть, как идеи воплощаются в материальной ткани вещи-образа, в её декоративных элементах.

С помощью слайдов, репродукций памятников архитектуры, скульптуры, произведений живописи, а также музыкального и литературного материала учитель может, знакомя учащихся с образцами классического декоративно-прикладного искусства, создать ощущение эпохи, её обобщённо-чувственный образ. Это поможет острее увидеть в произведениях разных видов искусства проявление общих стилевых признаков, осознать стилевое единство предметов декоративного искусства в рамках конкретной эпохи.

IV  четверть.  «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Тема года логически завершается современным декоративно-прикладным искусством, знакомство с которым выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени. Это позволяет увидеть разнообразие новых, неожиданных образно-пластических решений в различных материалах и техниках декоративного искусства (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани и др.).

В современном мире наблюдаются взаимопроникновение и взаимообогащение видов искусств. Эта тенденция со всей очевидностью просматривается в области декоративных искусств.

Художник-прикладник, создавая художественный образ, обогащает его средствами других пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Вместе с тем он стремится к созданию произведений, вступающих во взаимодействие, синтез с другими предметами и архитектурным пространством. Желательно, чтобы эти проблемы в доступной для ребят данного возраста форме были освещены в ходе беседы, которая должна сопровождаться ярким наглядным материалом.

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т.д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

Следует учитывать то обстоятельство, что содержательный материал по данной теме представлен в учебнике для V класса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» достаточно широко и развёрнуто.

Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объединение совместных усилий учащихся и педагога.

В 5 классе в авторскую программу Б.М. Неменского заложены следующие виды художественно-творческой деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная, восприятие произведений искусства,…..

Запланировано освоение системы научных понятий (терминов) по ИЗО:

  • Декоративно-прикладное искусство
  • Народные промыслы
  • Художественные средства
  • Выставочное-декоративное искусство
  • Форма
  • Виды народно- прикладного искусства (резьба, роспись по дереву, вышивка, народный костюм: сарафан, понева, передник, навершник, и т.д )
  • Декор
  • Орнамент
  • Мазок
  • Подмалевок
  • Ритм
  • Колорит
  • Симметрия
  • Народные традиции
  • Силуэт
  • Форма
  • Фактура
  • Декоративная пластика
  • Декоративное убранство крестьянского дома (крыша, фронтон, охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни, клеть, подклет).
  • Интерьер крестьянского дома (печь, лавка, коник, полавошники, полати, прялка, ткацкий стан, стол, столешник,  красный угол, предметы быта и труда)
  • Народные обряды: святочные, масленичные.
  • Праздники
  • Герб
  • Геральдика
  • Художественная керамика
  • Майолика
  • Терракота
  • Выставочная деятельность
  • Коллаж
  • Витраж

Запланировано выполнение творческого проекта « Коллективное панно для украшения интерьера школы».

Для реализации требований ФГОС ООО по «Изобразительному искусству» в 5 классе в содержание и тематику авторской программы Б.М.Неменского необходимо внести следующие изменения :

  1. сокращено количество часов по следующим темам «Народный праздничный костюм» (на 1 час), «Зачем людям украшения» (на 1 час).

  2)         добавлено количество часов на рисование с натуры в теме «Одежда говорит о человеке» (2 урока).

3) авторские темы уроков оставлены без изменений, но введены другие виды деятельности обучающихся: рисование с натуры -  рисование  прялки, колосьев пшеницы, мебели (стол, стул), фигуры человека, хохломской чаши, аппликация орнамента городецкой росписи;  на уроках-беседах добавлена практическая деятельность школьников: участие в игровых сюжетах, обрядовых действах.

8) внесены изменения в содержание и практические задания с целью обучения детей VII вида: использование трафаретов (городецкая, хохломская роспись), рисование отдельных элементов, вместо целого («Убранство русской избы»), использование других материалов и средств, более простых в использовании.

Для обучения и воспитания учащихся VII (VIII) вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на учеников: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств, дают арт-терапевтический эффект.

Программа по изобразительному искусству построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (ЗПР). Для организации обучения и адаптации школьников VII вида к занятиям по изобразительному искусству в программу внесены следующие изменения :

1) упрощены некоторые практические задания по темам « Народный праздничный костюм», «Убранство русской избы», «Русская народная вышивка», «Народный праздничный костюм», «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.», « Жостово. Роспись по металлу.», « Городецкая роспись.» 

2)        сокращено время для проведения бесед по изобразительному искусству, учитывая особенности психофизического состояния здоровья детей VII вида, вместо 45 минут беседы до 15 минут, а оставшееся время урока заполняется практической работы (графические или живописные упражнения);

3)        сделан акцент на рисовании с натуры, выполнении практических заданий по образцу, трафарету или по таблицам по темам « Народный праздничный костюм», «Убранство русской избы», «Русская народная вышивка», «Народный праздничный костюм», «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.», « Жостово. Роспись по металлу», « Городецкая роспись».

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 5 КЛАССА

по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Учащиеся должны знать:

-  знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

-  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

 - различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  


Календарно-тематический план

Тема урока

Часов

Планируемые сроки

Дата проведения

Древние образы в народном искусстве (графическое рисование)

1

1неделя

Убранство русской избы( изображение по памяти фасада русской избы гуашью)

1

2неделя

Внутренний мир русской избы. Рисование интерьера избы по памяти и представлению.

1

3 неделя

Конструкция и декор предметов народного быта ( рисование с натуры прялки акварелью)

1

4 неделя

Русская народная вышивка (рисование по представлению полотенца гуашью)

1

5 неделя

Народный праздничный костюм (рисование праздничных народных костюмов)

1

6 неделя

7.

Народные праздничные обряды (рисование снатуры колосьев пшеницы акварелью)

1

7 неделя

8.

Беседа «Народные праздничные обряды»

1

8 неделя

9.

Древние образы в современных народных игрушках (рисование дымковской игрушки)

1

9 неделя

      II  четверть   « Связь времен внародном искусстве»  8 часов

10

Древние образы в современных народных игрушках (рисование дымковской игрушки)

1

10 неделя

11

Искусство Гжели (упражнение на основе кистевого мазка

1

11  неделя

12

Городецкая роспись ( росьпись отдельных элементов: розан, купавка,бубенчик)

1

12 неделя

13

Хохлома (роспись с натуры чашки)

1

13 неделя

14

Жостово роспись по металлу ( составление орнамента)

1

14 неделя

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте ( моделирование из плотной бумаги)

1

15неделя

16

Беседа «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (Просмотр и анализ фрагментов росписи)

1

16 неделя

17

Беседа «Зачем людям украшения» (восприятие, анализ изобразительного искусства)

1

17 неделя

     III и IX четверть «Декор, человек – общество, время» 12 часов

18

Роль декоративного искусства в жизни общества ( рисование по представлению эскиза декоративной вазы цветными мелками)

1

18 неделя

19

Рисование по представлению эскиза древнеегипетской маски фараона  гуашью

1

19 неделя

20

Рисование с натуры мебели (стол, стул)

1

20 неделя

21

Рисование с натуры фигуры человека

1

21 неделя

22

Одежда говорит о человеке. Рисование на тему: «Бал во дворце» 9(графическое построение)

1

22 неделя

23

Одежда говорит о человеке (работа в цвете)

1

23 неделя

24

Одежда говорит о человеке.( соединение деталей в целую композицию)

1

24 неделя

25

О чем нам рассказывают эмблемы и гербы. Рисование эмблемы своей семьи

1

25 неделя

26

От чем нам рассказывают эмблемы и гербы. Рисование на компьютере герба класса.

1

26 неделя

27

Беседа «Роль декоративного искусства в жизни общества и человека»

1

27 неделя

28

Роль декоративного искусства в жизни общества и человека. Экскурсия в виртуальный музей

1

28 неделя

29

Современное выставочное искусство  (восприятие и анализ произведений искусства)

1

29 неделя

30

Ты сам мастер (коллективное панно для украшения классного интерьера-« наша жизнь»

1

30 неделя

31

Создание композиционных эскизов для оформления интерьера класса

1

31 неделя

32

Выполнение в материале работы для оформления  интерьера класса

1

32 неделя

33

Создание надписи школьного интерьера

1

33 неделя

34

Разработка витражной росписи интерьера

1

34 неделя

8. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ 5  КЛАССА

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3.  Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

 

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

 3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин  художников.
  • Муляжи для рисования
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изо, 5 класс (Б.М.Неменский)

содержит полное календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изо, 7 класс (Б.М.Неменский)

Программа разработана для учащихся 7 класса, которая содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по ИЗО, 5 класс, Б.М. Неменского, ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на  развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоц...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...