ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Чебодаева Ирина Петровна

Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное сознание населения нашей страны. В результате резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования на подрастающее поколение. В отсутствие этих важных факторов формирования патриотизма в обществе широко распространились равнодушие и цинизм, агрессивность и национализм, терроризм и экстремизм. Нашим обществом утратилось традиционно российское патриотическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chebodaeva_i.p._statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Чебодаева Ирина Петровна, учитель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное сознание населения нашей страны. В результате резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования на подрастающее поколение. В отсутствие этих важных факторов формирования патриотизма в обществе широко распространились равнодушие и цинизм, агрессивность и национализм, терроризм и экстремизм. Нашим обществом утратилось традиционно российское патриотическое сознание. Теперь всем без исключения очевидна необходимость решения проблем воспитания патриотизма. На уровне государства озвучивается проблема духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России («Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении…» [1, с.5]), на уровне общеобразовательного учреждения этот процесс реализуется.  

Патриотическое воспитание начинается с первых лет жизни ребенка в семье и продолжается в детских садах и в школе. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей школьного возраста высоких патриотических чувств (чувства верности родине, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов родной страны). Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации школьников посредством участия в работе различных движений, акций, инициатив, мероприятий.

В настоящее время в лицее такая система дает положительные результаты. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам истории нашего отечества. Существенным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой песни, организация Уроков Мужества, экскурсий в музеи, походов по родному краю.

Но работу, направленную на решение проблем патриотического воспитания программными методами, необходимо продолжать и другими средствами. Конечно, привитие обучающимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира,  изучение истории, традиций своего народа – все это приносит свои плоды в патриотическом воспитании подрастающего поколения. В Аскизском лицее-интернате именно на это направление ориентирована и образовательная область искусства. В учебном процессе воспитание патриотизма происходит практически на каждом уроке изобразительного искусства. На каждом уроке мы говорим о родном крае, защитниках Отечества из родного села, говорим о России. Например, перед рисованием дети объясняют значение следующих понятий: «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны», «Родной край – край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». 

Целью каждого урока является воспитание любви к родной стране, уважения к нашим символам и законам. На учебных занятиях детям прививаются желание и стремление знать историю нашей огромной страны, это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности им , как будущим защитникам отечества.

На уроках изобразительного искусства проводятся беседы о нашей республике, о нашей стране, о том, как ее защищали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной Войны. Дети знают, что наш лицей с гордостью носит имя героя Великой Отечественной Войны Михаила Ивановича Чебодаева. Напротив здания лицея находится мемориальный парк, где стоят памятники героям войны Михаилу Ивановичу Чебодаеву и Павлу Фомичу Попову.

Именно на уроках изобразительного искусства через рисунки дети знакомятся с поэтическим образом нашей Родины, нашего края. При задании нарисовать родную Хакасию, обучающиеся рисуют бескрайние поля, горы, хакасские юрты, и обязательно – курганы.

При воспитании у детей любви к нашей природе на уроке всегда происходит обращение к музыкантам, которые также в своих песнях признаются в любви к нашей Родине, к поэтам, которые воспевают наши богатые земли, к художникам, которые создают незабываемые картины, выражающие свою любовь к нашей Родине на холстах.

В рамках предмета изобразительного искусства в Аскизском лицее-интернате проводятся конкурсы детских рисунков, посвященных «Дню Матери», «Дню защитника Отечества», «Дню народного единства», «Дню Победы», конкурс «Боевых листков», выставки творческих работ учащихся.

Таким образом, программа курса изобразительного искусства в каждом классе позволяет реализовывать на уроках задачи патриотического воспитания.

Список литературы

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». 3-е издание. М.Просвещение. 2013г. 23с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

Формирование патриотического воспитания на занятиях изобразительного искусства." Афганская война глазами детей".

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Афганская война глазами детей"....

Презентация на тему: "Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства"

В данной презентации я поделюсь с вами информацией о воспитании патриотизма через хореографическое искусство, через народный танец....

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из важных задачсовременного общественного развития. Воспитание любви ...

Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...