Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.
Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из важных задач
современного общественного развития. Воспитание любви к Родине, уважения к своему
народу, к его традициям и обычаям, гордости за культурное наследие и научные
достижения своей страны – является важной задачей в формирование патриотизма у
обучающихся.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за
свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную
землю ее символы. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн, но и понимать
их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как
возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
При составлении методической разработки за основу были взяты базовые знания
про государственные символы, имеющие универсальный характер. Соответственно, цель
и задачи воспитательной работы заключаются в формировании ценностного отношения к
указанным категориям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_egorova.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Юность»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Региональный этап Всероссийского конкурса методических пособий

(методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов)

в рамках направления «Патриот»

Номинация: 

Методическая разработка: Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.

Автор: Егорова Елизавета Вадимовна,  

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга,

педагог дополнительного образования,

тел. 89045187770,

пр. Луначарского д.1 корп. 2.

Перечень представленных конкурсных материалов:

  1. Методическая разработка
  2. Приложение 1 (список литературы)
  3. Приложение 2 (фото рисунков)

Санкт-Петербург

 2018 г.

Аннотация.

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.

Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из важных задач современного общественного развития. Воспитание любви к Родине, уважения к своему народу, к его традициям и обычаям, гордости за культурное наследие и научные достижения своей страны – является важной задачей в формирование патриотизма  у обучающихся.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

При составлении методической разработки за основу были взяты базовые знания про государственные символы, имеющие универсальный характер. Соответственно, цель и задачи воспитательной работы заключаются в формировании ценностного отношения к указанным категориям.

Цель: формирование знаний о государственных символах России, воспитание уважительного отношения к государственным символам, истории своей страны и своего народа и приобщение к произведениям искусства.

Задачи:

  • воспитание у учащихся патриотизма и гражданственности;
  • популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
  • расширение исторических знаний и представлений учащихся;
  • развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
  • развивать интерес к истории и традициям.

Область применения: методическая разработка может применяться на занятиях по изобразительному и декоративному творчеству. Воспитательная работа, направленная на, формирование знаний о государственных символах России может стать неотъемлемой частью образовательной программы «Чудо краски».

Реализация данной системы рассчитана на 2 (4 часа) занятия  и ориентирована на младший школьный возраст.

Возраст учащихся: 8 – 12 лет.

Формы реализации: групповая, беседа, творческая художественная деятельность, посещение выставок, участие в конкурсах.

Методы:

  • словесные (рассказ, беседа, художественное слово);
  • наглядные (рисунки, портреты, слайды);
  • игровые (викторина).

Полученные результаты: в ходе занятия учащиеся углубят имеющиеся знания о государственных символах своей страны и закрепят их;

  • расширят исторические знания и представления;
  • проведенное занятие будет содействовать воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности
  • занятия изобразительной деятельностью способствовали  формированию интереса к своей стране, ее прошлому и настоящему.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, сувениры с государственной символикой. Содержательная часть.

Планируемый перечень занятий  гражданско–патриотической направленности

1.Организационный момент

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Добрый день дорогие ребята!

Вы уже, наверное, догадались, что тема нашего занятия «Государственные символы Российской Федерации». Вы уже имеете общее представление о государственной символике России и на сегодняшнем занятии, мы немного расширим ваши знания в этой области.

2. Подготовительный этап

В начале занятия я вам расскажу немного об истории возникновения Государственного герба, гимна и флага, а затем мы проведем игру «Символы моей страны».

  1. Основной этап

Символов России много. А какие вы знаете символы нашей Родины?

Правильно - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, матрешки, балалайки и др.

Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны-Конституции (педагог показывает учащимся Конституцию РФ).

Герб, флаг, гимн – это символы государства. Это рисунок, сочетание цветов, мелодия, которые обозначают страну, государство. Если страной правит монарх – царь или король, то государственными символами являются и регалии. Слово «регалия» в переводе с латинского значит «принадлежащий царю». Это корона, скипетр, трон, особые одежды и предметы, которые используют во время коронации монарха. К государственным символам можно отнести и награды – ордена и медали, а также гербы городов.

 «Герб»

Рассмотрим историю возникновения российского герба. Что такое герб? Герб - это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и.т.д.

Назначение герба - дать в условном символе представление о стране, ее национальных особенностях, богатствах, могуществе. В основе слова «герб» лежит немецкое erbe, что означает «наследство».

В Московском государстве печать (для той эпохи печать означала и герб) появилась после принятия Иваном 3 титула «Государя Всея Руси». В 15 веке в 1472 году после женитьбы Ивана 3 на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина ХI, в русской геральдике появился двуглавый орел, который лег в основу герба России. До этого двуглавый орел был гербом Византийской империи.

Впервые орел был изображен на двусторонней красно-восковой печати князя ИванаIII. На одной стороне печати был изображен пронзающий копьем змия всадник- традиционный символ Москвы. Объединительницы русских земель, на другой стороне изображался двуглавый орел с опущенными крыльями и царскими коронами на каждой голове, головы которого смотрят в разные стороны в знак того, что огромная Россия обращена и к западу, и к востоку. Древнейшая из печатей ИванаIII, дошедших до нас, датируется 1497 годом.

Этот год и принято считать рождением российского герба.

Впоследствии в герб Ивана III вносились изменения. Так к концу 1570-х годов при Иване IV Васильевиче Грозном два символа совмещаются: на лицевой стороне особый щиток с всадником переходит на грудь орла, у орла только одна корона, на другой стороне часто изображался единорог, который был личным символом или гербом царя. (Символ власти и силы).

В период правления Алексея Михайловича Романова (1654 год), появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с всадником на груди коронован тремя коронами, представляющие три покоренных царств – Казанское, Астраханское и Сибирское. У орла в лапах появляются символы власти - скипетр символизирующий правителя и держава – символ христианского владычества над миром. Тогда же крылья орла начинают изображать не опущенными, а поднятыми.

Совершенно новый элемент в Российский герб был внесен в восемнадцатом столетии Петром I уделявшим немалое внимание геральдике.

Петр I стал первым Российским императором. Россия превратилась в Могущественную Империю.

Короны над орлом заменились Императорскими;

Гербовый орел по геральдическим правилам стал изображаться черным или коричневым;

Помимо цвета орла, на его крыльях впервые стали размещать щиты с гербами великих княжеств и царств;

Новый элемент, который внес Петр I – это орденская цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Этот орден стал первым в системе высших государственных наград России. Орден на цепи поместили на груди орла вокруг щита со всадником. А в 1730 году всадник впервые официально получил имя святого Георгия Победоносца, символизирующего державную преемственность России от Руси и победу добра над злом.

Работа по учету и изучению российских гербов была продолжена в середине 19 века. Нумизматом и геральдистом Императорского эрмитажа Б.В. Кене были составлены Большой, Средний и Малый Государственные гербы, которые утвердил царствующий в то время Александр II. Наличие трех типов государственного герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы. Большой и Средний герб использовались в очень редких случаях. Наиболее распространен был Малый герб, который изображали на монетах, банкнотах, на официальных зданиях, торговых и дипломатических договорах и других документах. Эти гербы просуществовали (с незначительными изменениями) вплоть до 1917 года.

После февральской революции Российская империя перестала существовать. Было создано временное правительство, которому также были необходимы свои символы. Гербом временного правительства был двуглавый орел, который был лишен всех аксессуаров Российской империи. Затем совершилась Октябрьская революция. Было провозглашено новое правительство, в котором власть принадлежала Советам рабочих и крестьян. Также возникла необходимость в новом государственном гербе и печати.

В 1920 году в России был создан новый герб, основой которого становятся на красном фоне в лучах солнца перекрещенные серп и молот рукоятками к низу, окруженных венцом из колосьев с надписями: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» - такое название получила Россия и «Пролетарии всех стран соединяйтесь».

Эту эмблему понимали следующим образом: рабочие и крестьяне в тесном союзе одержали победу над царизмом и образовали свое государство.

В 1922 году, был образован Союз Советских Социалистических республик. Государственный герб СССР был утвержден в 1923 году. Данный герб воспринимали как символ нерушимого союза республик, солидарности народов СССР с трудящимися всех стран.

После распада СССР в 1993 году Указом президента России Б.Н. Ельцина новый герб страны перенял в незначительно измененном виде основные элементы Малого государственного герба Российской империи.

А в 2000 году был принят и подписан президентом В.В. Путиным Федеральный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». На нашем гербе снова появился двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над головой орла, скрепленные единой лентой - означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, также союз трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий копьем дракона – древний символ победы добра над злом, готовности всего народа защищать свою свободу и независимость. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И. Ухналев. Так в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема России, имеющая 500 – летнюю историю.

«Наш флаг»

Наряду с гербом важным символом является флаг, который знаменует честь и достоинство страны.

Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году, с появлением морского флота России, во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. По указу царя Алексея Михайловича началось строительство военной флотилии для защиты торговых кораблей. Вскоре был построен корабль «Орел», которому понадобился опознавательный знак – флаг. На знамени к корабельному строению были получены ткани красного, белого и синего цветов. Считают, что эти первые флаги определили сочетание цветов полотнища российского государственного флага.

Именно Петр I определил точное расположение на полотнище горизонтальных полос. Данную расцветку российского флага Петр I трактовал следующим образом:

- красная полоса внизу – плотское;

- синяя в середине – небесное;

- белое вверху – божественное;

20 января 1705 года бело-сине-красный флаг был утвержден царским указом и стал считаться флагом гражданского (торгового) флота. Именно этот день можно считать Днем рождения флага российского государства.

В 1858 году геральдист Александра II Б. Кене разработал для России флаг, соблюдая все геральдические правила. Получился черно-желто-белый флаг (символ земли, золота и серебра). Данный флаг был утвержден Александром II. Прошло время. В 1881 году Александра II сменил его сын Александр III, известный как любитель всего русского и восстановил в правах бело-сине-красный флаг. Однако юридически государственным оставался черно-желто-белый флаг. Окончательно вопрос о флаге в России решился в 1896 году и имел следующее значение: содружество трех братств славянских народов: белорусов (белая), украинцев (синяя), русских (красная).

8 апреля 1918 года был учрежден красный флаг, который просуществовал как символ Советского союза вплоть до 1991 года. Красный цвет был цветом Красной и Советской армии. Под красным знаменем наш народ отстоял нашу страну от фашизма. В Конце войны 30 апреля 1945 года, советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей Германии. Это означало конец войны, начало мирной жизни. Чтобы сохранить память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, красное Знамя Победы бережно хранится, и каждый год 9 мая оно участвует в праздничном параде на Красной площади в Москве.

События 1991 года, вошедшие в историю под названием августовского путча вернули России бело-сине-красный флаг. В наши дни цвета Государственного флага трактуются так:

- белый цвет означает мир и чистоту;

- синий - веру и верность;

- красный – энергию силу и кровь, пролитую за отечество;

Ребята, где и когда мы можем увидеть Государственный флаг РФ?

Правильно, он постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны, вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом.

Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

«Наш гимн»

Высшим символом государства, наряду с гербом и флагом, является гимн.

Гимн это песня посвященная Родине, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Ребята, когда исполняется гимн? Правильно, он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимый государственными органами, при поднятии государственного флага, при проведении торжественных школьных линеек, на спортивных соревнованиях и.т.д

В России с начала 15 века до конца 17 века во время событий общегосударственного значения исполнялись православные песнопения.

В XVIII веке, функции государственного гимна, выполнял общеевропейский гимн «Тебя, Боже, Хвалим».

Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 года был написанный О.А Козловским марш «Гром победы, раздавайся..» на слова знаменитого поэта Г.Р. Державина.

Первым официальным гимном в 1816 году была «Молитва русских». Автором стихов был знаменитый русский поэт В.А. Жуковский, автор музыки не известен.

Вторым в 1833 году был гимн «Боже, Царя храни» А.Ф. Львова. Данный гимн состоял всего из шести строк, которые запоминались чуть ли не с первого раза.

Боже, царя храни,

Сильный, державный.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя, царя храни!

С распадом Российской империи в 1917 году в качестве временного Государственного гимна стали исполнять «Марсельезу». В данном гимне говорилось о борьбе против тирании и внешних врагов. Но большевики сочли «Марсельезу» слишком буржуазной и В.И. Ленин предложил в качестве гимна «Интернационал», который просуществовал в РСФСР, а затем в СССР до 1944 года.

1 января 1944 года прозвучал новый гимн на музыку А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Эль-Регистана – «Союз нерушимый републик свободных…»

После распада Советского Союза в 1991 году в качестве Государственного гимна РФ была утверждена мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки. Поскольку слова к этому музыкальному произведению подобрать оказалось затруднительно, с 2000 года в качестве Государственного гимна была утверждена музыка А.В. Александрова, новые стихи сочинил С.В. Михалков.

Эту музыку знают и уважают во всем мире. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою Родину и гордится ею.

Символы российские, символы народные,

Вы в себя вобрали торжество побед.

Гордые, высокие, навсегда свободные,

Греют душу русскую, словно солнце свет!

Таким образом, подведя итог, можно сказать, что символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. И теперь мы знаем, что первый государственный герб появился в конце XV века, первый флаг - XVIII веке, а первый гимн – в XIXвеке.

Ребята, все ли вам понятно из моего рассказа?

  1. Контрольный этап

А сейчас мы проверим, на сколько, вы были внимательны во время моего рассказа и проведем игру «Символы моей страны». Для игры вам нужно разделиться на две команды. Первую команду я приглашаю за столик №1, а вторую за столик №2. В первой части игры мы проведем викторину, во второй части вам нужно будет - разложить, в исторической последовательности гербы Российского государства.

Организация игры:

- в игре принимают участие команды (5-10 человек) учащихся 3-4 классов;

- вопросы и задания задает ведущий;

- за каждый правильный ответ команда получает – балл (орден, символ и и.п.)

- в каждой команде работает консультант, фиксирующий правильные ответы;

- время обсуждения вопроса 1 минута;

- получив ответ на заданный вопрос, консультант поднимает белую табличку «Ответ принят»;

- ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, консультант меняет белую табличку на табличку с номером команды или другим опознавательным знаком.

Вопросы викторины:

  1. С каким событием связано появление красивого трёхцветного полотнища?
    Ответ: со строительством в России мощного военного флота
  2. Кто из правителей определил точное расположение на российском флаге горизонтальных полос?
  3. Ответ: Петр I
  4. Как трактуют триколор Российского флага сегодня?
  5. Ответ: белый цвет обозначает мир и чистоту;
  6. Синий – веру и верность;
  7. Красный – энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество
  8. Какие исторические события вернули России бело-сине-красный флаг?
  9. Ответ: События 1991 года, вошедшие в историю под названием «Августовского путча».
  10. Когда мы отмечаем День Государственного флага России?
  11. Ответ:22 августа
  12. Что такое гимн и когда он исполняется?
  13. Ответ: Гимн – это песня, посвященная Родине исполняемая в особо торжественных случаях: при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград и др.
  14. Авторами современного российского гимна являются:
  15. А) В.А. Жуковский – А.Ф. Львов;
  16. Б) О.А Козловский – Г.Р. Державин;
  17. В) А.В. Александров – С.В. Михалков.
  18. Ответ: В
  19. Что означает слово «Герб»?
  20. Ответ: Наследство
  21. Ответ: А
  22. Что с точки зрения современной российской геральдики, символизируют три короны над головой орла, скрепленные единой лентой?
  23. А) Сильную власть и защиту государства;
  24. Б) Победу добра над злом;
  25. В) Суверенитет всех субъектов Федерации, союз трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
  26. Ответ: В
  27. Какая композиция стала основой герба СССР и была помещена в его центре?
  28. Ответ: Скрещенные серп и молот.
  29. Какой святой изображен на золотом щите Российского герба и что он символизирует?

Ответ: Св. Георгий Победоносец, символизирующий державную преемственность России от Руси и победу добра над злом.

Переходим ко второй части нашей игры. У вас на столах лежат конверты. В них находятся картинки Государственных гербов.

Расположите в исторической последовательности гербы Российского государства. За правильное расположение гербов, учащиеся получают 3 жетона.

Консультанты подсчитайте кол-во жетонов в своих командах.

Награждение всех участников сувенирами.

Подведение итогов игры.

Итоговый этап (Рефлексия)

Ребята, посмотрите, у нас на стене висит макет нашего Дома Детского творчества. И вам нужно зажечь в нем свет. Огоньки у нас – белого, синего и красного цвета. Цвет огонька будет зависеть от того как вы оцениваете свою работу на нашем занятии.

- Если вы хоть что-то нового узнали на занятии – приклеиваете на окно дома карточку красного цвета;

- Если ничего нового не узнали – карточку белого цвета;

- Если вы все это знали раньше из школьной программы – карточку синего цвета.

Рефлексия:

Теперь вы знаете, что такое государственные символы и зачем они нужны. Вы узнали, каким непростым был путь государственных символов России. Сколько изменений они претерпели. Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

Я вам предлагаю творческое задание на дом: нарисовать флаг дома творчества «Юность». Удачи! На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!


Технологическая карта
второго занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

- Добрый день, ребята!

- Я прошу вас проверить, как организовано ваше рабочее место. И показать ваше выполненное  домашнее задание

- Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем!
- Желаю удачи!


Занимают свои места, приветствуют присутствующих, отдают педагогу рисунки на проверку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Этап мотивации и актуализации знаний

- Как называется государство, в котором мы живем?

-Какие символы государства вы знаете?

-А для чего они нужны?

- Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна.

Учащиеся предполагают.

-Россия

-Герб, флаг, гимн.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи

- Наш урок мы посвятим одному государственному символу (можно взять в руки) …

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю собрать её из слов на доске.

- Итак ,тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

Остановимся на гербах.

- Какие задачи поставите перед собой на уроке?

- Гербу.

Уч-ся составляют из отдельных слов тему урока.

Уч-ся ставят перед собой задачи.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

4. «Открытие» обучающимся нового знания

- Где можно встретить изображение герба?

- В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство».

- Существует наука, которая называется геральдика(слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают.

- А человек , который составлял гербы назывался –герольд ( слово на доске).

- Я предлагаю отправиться в прошлое и побольше узнать об искусстве создания герба.

(просмотр слайдов)

- Что вы узнали из прочитанного текста.

- Что вы можете сказать об изображениях на гербах?

-Каждое условное изображение имело своё значение:

дуб и медведь означали силу;

факел и раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие;

лавр – славу;

крылатый змей – зло смуту;

дракон – могущество;

рука – храбрость.

Цвет тоже имел символическое значение:

Жёлтый и белый соответствовали цвету золота и

серебра (металлы).

Золото считались символом богатства и справедливости,

серебро – символом невинности и чистоты.

темно- красный – символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зелёный – символ изобилия;

пурпурный (красный с оттенком синего)

могущества;

чёрный – мудрости.

Элементы старинного герба:

- щит,

-щитодержатели (люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних

лапах),

- корона,

- лента с девизом.

Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д.

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Работа в парах.

Ученики отвечают на вопросы.

Самые первые гербы

появились в Западной Европе

в Средние века. Это были

личные знаки рыцарей,

которые помещали на боевых

щитах, шлемах, флагах и

попонах лошадей.

Они помогали закованным в

латы с головы до ног воинам

различать друг друга на

расстоянии.

Каждый знак и цвет в гербе

имели определённое значение

и символически рассказывали

о том, кто этот человек,

которому дозволено его

носить. Герб был знаком чести

рода.

Именно в эпоху

Средневековья в Европе

появилось новое искусство и

новая наука – Геральдика,

связанная с составлением

гербов.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть рисунки учащихся и слайды с гербами различных городов, семьи и профессий.

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6. Динамическая пауза

Учитель показывает физкультурные движения.

( можно использовать видеоролик)

Раз- подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

Выполнение движений за учителем

Личностные

7. Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

-А сейчас я предлагаю вам создать герб вашей семьи.

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы).

Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз семейного герба.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

8. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

(Учитель показывает наиболее удачные эскизы семейного герба)

Подведём итог урока.

- Ребята , посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (показ работ). Так же дайте оценим и ваши домашние работы.

- Ребята, мы решили задачи , которые ставили перед собой в начале урока?

- А сейчас я предлагаю закончить фразы.

- Теперь я знаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Мне было сложно….

- Чтобы оценить работы, я предлагаю обменяться рисунками и поставить оценку друг другу.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Приложение 1

Список литературы

  1. Голованова М.П., Шергин В.С. Государственные символы России: Науч.- поп. изд. для детей/Ил. Р.И. Маланичева, О.К Пархаева, А.Н. Позиненко. – М.:ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005.-160с.
  2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: Науч.- поп. изд. для детей/Фото Н.Н Рахманова, М.Вю Волкова; Ил. И.В. Максимовой, Р.И Маланичева, Т.Г. Никулиной, О.К. Пархаева, Н.В. Сучковой, В.С. Фещенко. – М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005.- 48 с.
  3. Левандовский А.П. В мире геральдики / А.П. Левандовский. М.: Веге, 2008,- 184с.
  4. // Читаем, Учимся, Играем – журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Вып.4, 2007г.


Приложение 2 (фото работы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное соз...

Формирование патриотического воспитания на занятиях изобразительного искусства." Афганская война глазами детей".

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Афганская война глазами детей"....

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...

Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...