Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Литвинова Людмила Петровна

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным ценностям наших народов,нашей тысячалетней культуре. И ничто не способствует формированию патриотизма и развитию духовной личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям,, обрядам, народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Методическая разработка урока2.66 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №7 имени Д.П.Уланова

 

«Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта».

 

Методическая разработка урока по изобразительному искусству

 5 класс

                                                                         Выполнила  Литвинова Л.П.

                                                               учитель  изобразительного  искусства.

2018 год

Тема урока: «Конструкция, декор предметов народного быта. Сундук».

Цель: познакомить учащихся с предметом русского быта – сундуком, его конструкцией и декором. Развивать интерес к культуре русского народа, к сокровищам народного творчества.  Воспитывать уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре.                              

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей крестьянского бытового искусства,

 с понятием «Сундук»;

  • учить воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию; 
  • учить конструировать  макет сундука и выполнять сундучную роспись;
  • формировать навыки передачи единства формы и декора;
  • учить сравнивать, обобщать, выбирать художественные материалы для воплощения своего замысла;
  • научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

   Развивающие:

  • развивать   мотивацию к изучению русской народной культуры;
  •  развивать творческую активность;
  • развивать навыки работы с различными материалами;
  • развивать умение использовать полученные знания в изготовлении и росписи модели сундука;
  • развивать навыки росписи, умение творчески стилизовать природные  и зооморфные формы;
  • развивать образное мышление, сравнивать и анализировать;
  • развивать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к труду русских мастеров, уважение к древним корням и наследию наших предков;
  • воспитывать умение использовать полученные знания;  
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту народного творчества;
  • воспитывать любовь к родной земле;
  • воспитывать аккуратность в выполнении работы, сознательное отношение учащихся к творческому процессу, стремление довести работу до конца;

Тип урока: урок изучения  новых знаний, урок – творчества.

Форма организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная,            групповая

Результаты освоения:

Предметные:

  • обучающийся  освоит понятие – сундук; 
  • ученик научится осознанно понимать условно-символический характер сундучной росписи и воплощать собственный замысел;
  • выполнять макеты сундуков;
  •  выполнять вариации орнаментальных композиций на основе полученных знаний;
  • научится выбирать способы решения: поиск композиции, знаково- символических изображений.

Личностные:

  •  у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы и целенаправленной познавательной деятельности;
  • у обучающегося будет сформировано особое отношение к пониманию наследия наших предков.

Метапредметные: 

Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль народного искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие предметов народного быта.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях сундуков и их росписи, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ; использовать приобретѐнные знания и умения при выполнении  росписи и макета.

Регулятивные: обучающийся научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи, адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, выполнять учебное задание в соответствии с целью, работать по плану.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе;

- рассматривать слайды, делать самостоятельные выводы, выбирать наиболее эффективные способы и приёмы работы.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, уметь работать в определенной последовательности;

- уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

Коммуникативные:

- уметь формулировать  свое мнение и  уметь выслушивать мнения своих товарищей, признавать существование различных точек зрения;

- уметь оценить процесс и результат своей работы с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Личностные:

-  проявлять интерес и эстетические потребности к изучению темы;

  • проявлять чувство гордости за культуру Родины;
  • анализировать выполненные работы.

 Методы обучения:

  • Объяснительно иллюстративный,  демонстрационно – наглядный, практический.

Оборудование:

  • презентация Microsoft Office Power Point «Сундук»;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран для просмотра презентации;
  • таблицы  приемов  работы и последовательности выполнения;
  • музыкальный ряд: народная музыка.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа. Игровой момент
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение художественно творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.Подготовка учащихся к изучению нового материала. Мотивация.

Учитель.  Ребята, давайте вспомним, как звучит тема года, над которой мы работаем, тема четверти, о чем мы говорили на прошлом уроке, с чем мы познакомились?

(Ответы учащихся: тема года, над которой мы работаем «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», тема четверти - «Древние корни народного искусства», на прошлом уроке мы изучали внутренний мир русской избы.)

2. Вступительная беседа. Игровой момент. Проблемное изложение, выход на тему урока

Учитель. Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, вам, наверное, интересно было бы узнать,  какие же ещё предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они? 

      Мы наследники огромного богатства наших предков. Порой, неосознанно каждый из нас пользуется этим наследием. Давайте продолжим знакомство с русской стариной,  предметами народного быта наших предков. 

II. Объяснение темы урока. Постановка вопроса поискового характера. (игровой момент).

Прежде, чем  мы узнаем тему, прошу вас отгадать загадку

Не коробка и не ящик,

Но в себе секреты прячет.

Бабки наши вместо шкафа

Там хранили все рубахи.

                               (Сундук)

Учитель: О чём мы сегодня продолжим разговор на уроке? Предположите тему нашего урока

 (Ответы учащихся:  Вероятно, мы будем говорить о предмете народного быта сундуке, будем, наверное, рисовать и расписывать).

(Открываю на доске тему урока) Тема урока: «Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта».

III. Объяснение нового материала. (Беседа об истории, назначении, разновидностьях и особенностях росписи   сундуков. Рассказ учителя сопровождается показом слайдов).

Учитель. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась:  стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. Изготовлением сундуков занимались крестьяне в зимнее, свободное от полевых работ время.  Сундук — своеобразный хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну, а если их было несколько, семья считалась зажиточной

Вопрос.

Каково значение слова сундук, что же такое сундук? (ответы, предположения учащихся)

Учитель. В толковом словаре С.И. Ожегова сказано: «Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. Кованый (обитый железом). (Слайд2)

Игровой момент: Вы с раннего детства читали сказки. Давайте поиграем, чья группа вспомнит больше сказок, в которых встречается сундук.

(Предполагаемые ответы: в русской народной сказке "Кощей Бессмертный", (Слайд 3), «Домовёнок Кузька», "Крошечка- Хаврошечка","Золотой конь", "Морозко," «Аленький цветочек», в сказке В.Н.Коростылева "Вовка в Тридевятом царстве", В сказке Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" и.д.).

Вопрос. Что, по вашему мнению, хранилось в сундуках? Какие же у него функции.   (Ответы учащихся)

Учитель. Да, сундук в древней Руси был хранилищем одежды, белья, книг, документов, денег, украшений, предметов быта, самых разнообразных вещей. Изображения сундуков мы можем увидеть на картинах многих художников (Слайд 4,5 художник Адольф Тидемант картина «Мастерицы у сундука», русский художник Исаак Батюков  картина «Разговор у сундука».

  Сундуки изготовлялись разных размеров: большие -для одежды и спальных принадлежностей, маленькие для драгоценностей. Сундук мог служить скамьей, лежанкой и обновременно вместилищем скарба. На Руси знали несколько видов сундуков — с плоской откидной крышкой и с выпуклой.(слайд7) Сундук-теремок имел два яруса. Своей формой он напоминал терем. Сундук - подголовник, получил свое название из-за скошенной верхней крышки, на которой бережливый хозяин спал, чтобы сохранить свое богатство. (Слайд8) Были и дорожные сундуки – прообраз современного чемодана.(слайд9)

Сундуки передавались по наследству. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Невесты заранее готовили своё приданое и складывали в сундук. Перед свадьбой раскрытые сундуки возили по улицам, показывали содержимое прохожим. Рассмотрите картину В . Пукирева «Приём приданого по росписи» (слайд 6) .О сундуках сложены пословицы:

Ученик (подготовленный)

Невеста - в колыбельку, приданое - в коробейку,

Приданое в сундуке, а дурак на руке

Сундук с бельём да невеста с бельмом.

Скупые умирают, а дети сундуки отпирают

У него в кармане чахотка, а в сундуке сухотка

Учитель. Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

Ученик (подготовленный)

  • При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  • Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.  

         А вот и поверья:

  • Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  • Свой сундук отдавать никому нельзя  - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.

Учитель. Сундук мудрое народное изобретение. Как мебель у него много назначений, а как произведение народного искусства он может быть настоящим шедевром.

Сундуки оковывались железными полосками с металлическими накладками по углам, украшались. Их  стенки  расписывали яркой росписью, которая так и называлась - сундучная роспись. Это традиционный народный промысел, пришедший из глубины веков. Крупнейшими центрами производства и росписи сундучных изделий  на Руси были Великий Устюг, Вятка, Нижегородская губерния и д. р.

Вопрос. А чем являлись для людей символы, которыми они украшали предметы быта? (Ответ-оберегами)

 Учитель. Совершенно верно. Каждый элемент росписи очень символичен и несет определенную смысловую нагрузку. Прежде всего, такая роспись была призвана оберегать дом, хозяев и детей, все домашнее хозяйство. Здесь можно увидеть сказочные травы, древо жизни, былинных богатырей,

«чудных птиц», птицу Сирин. Встречаются и сюжеты из жизни людей, солярные знаки солнца,  воды, знаки, символизирующие землю. (Слайд 12,13,14)

 В основе великоустюгской росписи лежит растительный орнамент. В традициях великоустюгской росписи доминирует золотистый или белый фон. Цветовое решение — охристо-желтый, красно- коричневый, зелено — синий, черная графика. Сюжетные сценки окружены растительным орнаментом, который превращает роспись в нарядный цветной ковер, а красочная гамма состоит в основном из двух цветов — красновато-коричневого и синевато-зеленого.

Вятская роспись очень символична. В каждый создаваемый рисунок закладывается особый смысл, значение. Роспись несёт в себе оберегающую силу. В вятской росписи встречается изображение дерева - оно является символом жизни, энергии, силы, радости, прямые и волнистые линии, круги, точки, пятна, крест, ромб, цветы-розетки. Простота, лаконизм, легкость присущи этой геометрической росписи. Каждый расписчик проявлял здесь свои художественные способности, умение чувствовать силуэт, ритм, цвет, пропорции.

Украшенные подобным образом сундуки привносили ощущение праздника в небогатое жилище (Слайд 15,16). В XVIII—XIX веках сундуки были необходимой мебелью для русского крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, а на Руси без сундука не обходились ни дворяне, ни крестьяне.

Физкультминутка

IV. Постановка художественной задачи. 

А теперь давайте представим зимний вечер, деревенская избу – низенькую светёлку, в ней собрались народные умельцы. Этими умельцами будете вы.

Сегодня вы будете работать в группах.

Первая группа с использованием полученных знаний должна выполнить сундучную роспись,

вторая группа- нарисовать и расписать сундук,

третья группа-  по чертежу- развёртке выполнить макет сундука.

И в зависимости от своего решения, вы выбираете материал, в котором вы будете работать

(Делятся на группы по интересам)

Показ на доске приемов  работы и последовательность выполнения. (таблицы)  

  • Этапы работы над росписью,
  • композиционное решение: лёгкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате,
  • цветовое решение,
  • показ приёмов рисования коня, птиц.

V.Самостоятельная творческая практическая деятельность. 

Выполнение художественно-творческого задания. Звучит музыка.

В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками, фломастерами, карандашами, ножницами, оказывает  помощь учащимся, испытывающим затруднения.

VI. Актуализация знаний. Рефлексия.

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Давайте вспомним, что интересного и нового сегодня вы узнали на уроке?

Что называется сундуком?

Для чего применялись сундуки  на Руси?»

Какие виды сундуков вы теперь знаете?

Какую роль играла роспись сундуков?

Назовите центры сундучной росписи?

Учитель. Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Теперь посмотрим, что у вас получилось, покажите свои работы.

Учитель. Какие красивые и интересные работы получились!

У кого и что получилось наиболее удачно?

Удалось вам выполнить работу, как задумывали?

Вы справились с работой или есть недочёты?

В чем испытали затруднения?

Вы помогали друг другу?

Как бы вы оценили свою работу?

Как вы оцениваете творчество одноклассников?

Что вас удивило?

Вам было интересно?

Чему вы научились?

VII. Подведение итогов урока,

Учитель. Я рада, что вы  поняли, что конструировать и создавать декор- сложная, но творческая и радостная работа.

Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал развитию вашего  интереса к культуре своего народа,  к сокровищам народного творчества, воспитал уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей  культуре. А это и была цель нашего урока, которая, я считаю, выполнена. Вы прекрасно справились с главным этапом урока - выполнением практического задания. Работы получились разные, но все интересные!            Вопрос?    Вам понравился урок? (если да - похлопайте ладошками, если нет- потопайте ножками).

Учитель. Идёт время, постепенно сундук уступил место чемоданам, шкафам, современной мебели, которая сейчас является неизменным спутником современного человека,  не нужно воспринимать сундуки как отживший предмет утвари. Это наша история, и  мы с вами должны знать и беречь

историческое наследие наших предков, уважать традиции своего народа, гордиться своей Родиной.  Всем спасибо. Молодцы!

 

Используемая литература.

1.Менчикова Н. Вятский сундук — свидетель угасающих традиций // Газета «Культурная среда в Кирове» Выпуск № 3 (11) март 2010. 

   2. Толковый словарь С.Н. Ожегова

   3. В. Шефнер «Чем дальше в будущее мы входим..» сборник русской  

         поэзии «Лирикон».

 4. Учебник Н.Горяевой «Изобразительное искусство.5 класс» по программе   Б.Неменского

  5. Сундук Википедия | Историяwikiredia.ru›wiki/Сундук

  6. Русский сундук. История вещейs30893898787.mirtesen.ru›

  7. Сундук http://ru.wikipedia.org