Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Пашигорева Лада Васильевна

Конспект урока по изобразительному искусству для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_i_karnaval_v_izobrazitelnom_iskusstve_7_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Урок изобразительного искусства для 7 класса

Цель урока:

формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства

Задачи урока: 

  • формирование навыков сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей
  • формирование навыков работы в технике коллажа
  • ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими тему праздника

Зрительный ряд: презентация «Венецианский карнавал», презентация «Праздник в творчестве мастеров искусства»

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам)

Материалы:

цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки

Ход урока

Учитель.

Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. А что можно назвать противоположностью будней?

Ученики.

Праздник.

Учитель.

Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученики.

Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Учитель.

Какие ассоциации вызывает у нас само это слово «праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?

Ученики.

Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски

Учитель выстраивает на доске таблички с надписями «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение» и т.д.

Учитель.

Есть разные версии происхождения самого слова «карнавал». Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь бога Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «carrus navalis» т.е. «морская колесница». На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Ученики.

Масленица

Учитель.

А какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Ученики.

Венецианский, бразильский

Учитель.

Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты».

        По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства.

        Идет показ презентации «Венецианский карнавал».

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета.

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы бы выбрали для композиции на тему праздника.

Ученики выстраивают на доске выбранные ими образцы бумаги.

И какие же это цвета?

Ученики.

Яркие

Учитель.

А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Ученики.

Нет. Цвета контрастные.

Учитель.

Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выстраиваются таблички:

ЦВЕТ                      яркие цвета

                                         контраст

Теперь на доске выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Посмотрите, такая композиция передает ощущение праздника?  Нет? А почему?

Ученики.

Силуэты просто выстроены в один ряд.  Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель.

Так давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

        

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен, силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

А теперь получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выстраивает на доске таблички:

КОМПОЗИЦИЯ             динамика

                                              ритм

                                               акценты

                                               пластика

                           

А что еще можно добавить в нашу композицию, чтобы показать, что это карнавал?

        

        Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и т.д. Ученики отбирают  из предложенных атрибутов соответствующие теме.

        Почему выбраны именно эти предметы?

Ученики обосновывают свой выбор.

Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка:

ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ

        Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию.

                                

Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Идет показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева,

К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и др.

А теперь давайте попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека. В конце урока проводится просмотр и обсуждение работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздники (итог проекта) по изобразительному искусству "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"

«Красота и мудрость русской избы» это практико-исследовательский проеки по предмету ИЗО для учащихся 4-5 классов по теме изучения русской традиционной культуры.Проект включает в себя:n  Исследова...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Урок изобразитедьного искусства ПРАЗДНИК И КАРНАВАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья...

Урок изобразитедьного искусства ПРАЗДНИК И КАРНАВАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...