План урока " Рисунок натюрморта мягкими материалами"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Сергушов Сергей Юрьевич

План открытого урока по рисованию натюрморта мягкими материалами. Технология рисования натюрморта в 3 классе ДХШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_natyurmort.docx620.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по предмету рисунок

3класс ДХШ  1

Тема: Рисунок натюрморта мягкими материалами

Преподаватель: Сергушов С.Ю.

Детская художественная школа 1

г. Санкт-Петербург

ТемаIII:  Рисунок натюрморта из 3-4  предметов быта, овощей, веток ,листьев (уголь, сангина, пастель)

Задание: Рисунок натюрморта "Осенний" из предметов быта, овощей, веток ,листьев.

2.Передача объема

Цель: Изучение технических приемов и совершенствование навыков работы над созданием рисунков мягким материалом.

Задачи: Дальнейшее изучение выразительных возможностей мягких  материалов. Передача выразительности светотеневой проработки предметов. Достижение цельности рисунка.

Материалы: Уголь ,сангина, пастель, бумага  формат  А3.

Примечание: Рекомендуется ограничить цветовую гамму до 3-4 цветов, чтобы избежать "раскрашивания".

Количество работ: 1

План урока:

1.   Орг. момент

2.   Объяснение нового материала

3.   Самостоятельная работа учащихся

4.   Анализ выполненной работы                                

 Ход урока:

1.Орг.момент

2. Передача объема предметов. ( Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. 
Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения действительности. 
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.С помощью тех же средств рисунка: 
линии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной. 
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми  перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Сангина в переводе с латинского языка, означает «кроваво – красный». Это небольшая палочка, карандаш красновато – коричневого цвета, без наличия оправы. Зачастую такие палочки имеют форму мягкого мелка (четырехгранный, круглый мелок).

Натуральная сангина – это мягкий материал для рисования (мел красного цвета).

В настоящее время сангину изготавливают из оксида железа и каолина, добавляют небольшое количество клеящих веществ. Имеет форму небольшого мелка с гранями.

Популярна сангина с античных времен, но более широкое распространение получила в эпоху Возрождения. Именно в это время художники разгадали секрет и начали применять в своих работах такую технику – «трех карандашей». Для этого они брали тонированную бумагу, на которую рисунок наносился сангиной (применялись и другие мягкие материалы – сепия, уголь). После чего, отдельные участки рисунка осветляли мелом белого цвета.

В настоящее время такая техника довольно популярна. Самые лучшие работы с использованием сангины, выполнены именно на тонированной бумаге, где используется сочетание с белым мелом или углем.

Сангина применяется и в технике «гризайль», выполнение работы происходит с использованием различных оттенков одного цвета.

Используется, для рисования сангиной, бумага с шероховатой поверхностью, холст, картон. В данном случае применяется сочетание широких мазков, пятна, различной интенсивности, растушевки с использованием тонких линий. Рисунки, выполненные по этой технике очень живописны. Мягкий карандаш смачивают в воде и получают различную плотность и толщину штриха, различные пятна. При этом штрихи очень легко растушевываются, различные неудачные линии легко удаляются. На рисунке, при помощи сангины получаются грани различной толщины, что позволяет не менять инструмент и проводить разные линии. Такую технику используют, если есть необходимость в создании наброска с натуры.

Художники любят использовать сангину при работе с портретами, рисунками человеческого тела, она придает таким работам естественности. В работе с рисунками и портретами используется цветовая гамма, которая дает возможность выбрать мягкий карандаш (сангину) определенного оттенка, наиболее подходящего для точного изображения на бумаге художником линий, граней, раскрывающих особенность натуры. Например, для изображения пейзажей используют серовато – коричневые тона, обнаженное тело рисуют сангиной красноватых оттенков.

В некоторых случаях, для добавления контраста, делают комбинации сангины и угля. Данное сочетание холодных и теплых оттенков придает рисункам особенной красоты.

Все работы выполненные сангиной не требуют фиксации. Но некоторые художники используют фиксативы, или помещают рисунок под стекло, для обеспечения работе долговечности.

Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, импрессионисты Ренуар, Моне – эти выдающиеся мастера живописи использовали в своих работах сангину.

3. Самостоятельная работа учащихся: Передача объема предметов.

4.Подведение итогов работы: Коллективный анализ проделанной работы. Отметить достоинства и недостатки работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки рисунка. Полезное видео. Различные видео-материалы о рисовании. Обучающие пособия.

Сайт, посвященном искусству графики!галереи уроки рисунка статьи об искусстве библиотека  история графики flash.gifhttp://www.grafik.org.ru/drowing.htmlПолезное виде...

Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....

Рисунок. Натюрморт Наброски 5 класс

Рисунок натюрморта и наброски в пятом классе....

Рисунок натюрморта. Поэтапное ведение работы

Разработка поэтапного ведения графического натюрморта...

Конспект урока по рисунку в 1 классе ДХШ "Рисование чучела птицы мягким материалом"

В конспекте приведен примерный план проведения урока с учащимися по заданной теме. Раскрыты приемы работы с мягким материалом, обозначены этапы изображения чучела птицы....

Рисунок натюрморта графическими материалами

Главная задача в решении декоративного графического натюрморта – стилизация предметов: формы, тона, заполнения контуров....