Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Юлия Анатольевна Семенцова

Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия882.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Семенцова Ю.А.

Конспект занятия муниципальной  стажировочной площадки «Совершенствование профессионального мастерства художника-педагога, учителя ИЗО».

Дата проведения: 07 декабря 2017 года.

Место проведения: МАУ ДО художественная школа г. Балашиха

Тема: Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы. Графический натюрморт.

В форме мастер-класса. Тип занятия: комбинированный.

Теоретическая часть:

Вид: Беседа о рисунке

Цель: Развитие компетенций в области академического рисунка

Задача:

•        Поиск приёмов, способствующих наиболее продуктивно преподавать академический рисунок

Рассматриваемые вопросы:

•        Линейная перспектива

•        Композиционное решение

•        Конструктивное построение

•        Светотеневое моделирование формы

Ожидаемые результаты: Повышение компетенций в области преподавания академического рисунка

Практическая часть

Цель: Закрепление полученных компетенций на практике

Задачи:

•        освоение инновационных методик преподавания академического рисунка

•        применение современного подхода к решению задач обучению академическому рисунку

Ожидаемые результаты: Академический рисунок натюрморта из предметов быта.

Вопросы для обсуждения:

•        Линейная перспектива

•        Композиционное решение

•        Конструктивное построение

•        Светотеневое моделирование формы

Промежуточный контроль – критерии оценки:

•        Уравновешенность композиции

•        Грамотность конструктивного построения предметов

•        Понимание линейной перспективы

•        Грамотность светотеневой моделировки

Необходимые материалы:

•        Ватман формата А4 (А3), карандаши ТМ, 2Т (НВ, 2Н), ластик, малярный скотч, точилка.

План.

  1. Оргмомент (2 мин.).
  2. Актуализация знаний (10 мин.).
  3. Изучение нового материала в виде беседы. (20мин.)
  4. Обобщение знаний, практическая работа (60 мин.)
  5. Физкультминутка (5 мин.)
  6. Итоги (3 мин.)

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие участников. Представление преподавателя. (Семенцова Юлия Анатольевна)

Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем знакомство с одним из самых известных жанров живописи – натюрмортом. Давайте вспомним, что называется натюрмортом.

Всегда ли группа предметов может составлять натюрморт? (Не всегда).

Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

Какие виды натюрмортов вы знаете? (учебный, тематический.)

Натюрморт можно выполнить живописными материалами или графическими.

Сегодня мы выполняем академический рисунок учебного натюрморта.

Теоретическая часть.

Преподаватель проводит объяснение в ходе практической работы на примере выполнения натюрморта. Одновременно осуществляя промежуточный контроль.  Проверяется: компоновка в выбранном формате; грамотность построения; тональный разбор постановки; цельность и завершенность композиции натюрморта.

Для этого необходимо вспомнить основные понятия, такие как:

  • Линейная перспектива.
  • Воздушная перспектива.
  • Композиционное решение.
  • Конструктивное построение.
  • Светотеневое моделирование формы.

Последовательность выполнения.

1.        Работа над рисунком начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. (Компоновка).

2.        Конструктивное выявление формы предметов при помощи линий. Изображение наносится легкими штрихами.

3.        Пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

Теория академического рисунка.

Линейно-конструктивный рисунок называют линейно-объемным. Форма строится без копирования светотонального состояния модели при помощи системы линий различной активности, нанесенных строго с учетом выявления объема конструкции.

Тон. Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируется с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Академический штрих. В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Так формируется тон с помощью штриховки в классическом рисунке. Важно создать с помощью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта.

Когда все детали прорисованы и рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

Потрясающие своей реалистичность рисунки карандашом достигаются как раз пристальным вниманием к прорисовке каждой детали и точному её тонированию. Самое главное — доверять своим глазам.

Практическая часть. (40 минут).

Материал к заданию: бумага формата А3 (А4), карандаш Н, НБ,  ластик, малярный скотч).

После 40 минут практической работы проводится физкультминутка

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

1.Практическое применение принципов графической техники

2.Обсуждение методики подачи материала детям разного возраста и уровня подготовки.

3. Совершенствовать  у учащихся навыки конструктивного анализа формы предмета. Развивать воображение и графические навыки.

Приложение.

Постановка.

C:\Users\User\Documents\Рисунок\20171207_152815.jpg 

Линейно-конструктивное построение.

C:\Users\User\Documents\Рисунок\20171207_152857.jpg

Тоновое решение: академический рисунок.

C:\Users\User\Documents\Рисунок\20171207_152929.jpg

мягким материалом.

C:\Users\User\Documents\Рисунок\20171207_152949.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Конспект занятия "Словарные навыки для учащихся средней школы"

Конспект урока для учеников старших классов представлен викториной которая поможет ученикам развить свои навыки чтения и расширить словарный запас, и включает ряд заданий, направленных на развит...

Важность изучения вспомогательных дисциплин для учащихся средней школы на примере дисциплины «историческая география».

Реализация изучения вспомогательных дисциплин даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей учащихся, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, поощрения же...

Развитие внимания, мышления учащихся на уроках химии (примеры)

интересные задания, способствующие развитию внимания и мышления учащихся...